Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Музыкально – поэтическая символика Г. В. Свиридова «Аккорд синевы»

14.05.2015 301 490
Мензеренко Ирина Анатольевна
Мензеренко Ирина Анатольевна, преподаватель

Осипова Анна Петровна
Осипова Анна Петровна, студентка

Вятский колледж культуры

Георгий Васильевич Свиридов - художник со своей оригинальной, неожиданно простой манерой. Композитор словно напоминает своим творчеством старую истину: вновь открытая мелодия всегда будет самой естественной частицей выражения внутреннего мира. Как-то однажды он сказал, что художнику необходимо стремиться к простоте, ибо внутренний мир его всегда сложен. Но в этой простоте - своя новизна!

«Сложность, в которую внесена ясность, - вот что такое современная простота», - сформулировал сущность этого явления биограф Свиридова Арнольд Сохор.

Музыку Свиридова всегда интересно слушать. Не только потому, что он очень ярок мелодически. Есть в его музыке свой настрой, свое движение, естественное дыхание, свое индивидуальное ощущение фразы. Присутствует в ней и особый эмоциональный тон. Самый неискушенный слушатель воспримет красоту музыки Свиридова, а знающий музыкант несомненно найдет и оценит в ней новизну лада, открытия в области музыкальной формы или оркестровых звучаний.

Хочется сказать и о гармонии – ведь некоторые тенденции её развития приводят к тому, что она превратилась в сплошные пятна или кляксы. При всей эффективности «на первый слух» этого приёма он быстро надоедает, ибо все пятна похожи. Опять же надо удивляться композитору, который, пользуясь традиционными для 19 века и первой половины 20 века аккордами: трезвучиями, септаккордами, реже – квартовыми созвучиями, полифункциональностью или кластерами (они у него тоже есть, но не из них одних состоит гармония!), сумел создать оригинальный гармонический язык.

Особенности творчества Свиридова – поэтичность, связанность с природой, её постоянными и разнообразными проявлениями в человеческой жизни, пристальное внимание к самой жизни, к человеческим характерам и судьбам. Это находит союзника в музыке слова, красоте стиха, его насыщенности, обобщённости, очищенности от малозначительных деталей, тонком проникновении в мир души. Душа музыки Свиридова – мелодия. В лучших его произведениях мелодия настолько сливается, срастается со словом, что кажется: иначе и сказать, не только что пропеть, нельзя.

Музыка – и в самом деле целый мир. Мир, который наполнен любовью к родной земле, к родному народу. Мир глубоких раздумий о судьбах своей страны, напряжённых размышлений о глубинных процессах человеческого бытия. Мир, проникнутый пронзительным ощущением красоты родной природы.

Всё творчество Свиридова говорит об отношении композитора к миссии художника и к своему народу. Чаще всего он делает лирическим героем Человека, поэта, стихотворения которого кладутся в основу той или иной кантаты, оратории, вокального цикла. Так стали героями свиридовских поэм Пушкин, Есенин, Маяковский, Роберт Бёрнс.

Уже давно отмечено исследователями, что среди поэтов, к которым обращается Свиридов особое место занимает Сергей Есенин. Отмечено также, что некоторые стороны есенинского миросозерцания и эстетики очень близки, родственны по духу Свиридову. Образ Есенина, гениального сына России, воплощён в музыке Свиридова исключительно поэтично, возвышенно.

Есенин – «последний поэт деревни» - близок и дорог композитору, чего не скажешь о некоторых его любовных стихах. Национальная, крестьянская и область высокой лирики – то, что характеризует Есенина именно как большого поэта, органически связанного с родиной, - привлекает композитора больше всего.

Среди выбранных Свиридовым есенинских стихов есть такие, которые объединяют образ неба, или даже намёк на него, намёк обычно цветом – голубым или синим. Цвет неба – один из самых любимых у поэта – в есенинской поэтике многозначен. Иногда он служит конкретной деталью в изображении действительного, иногда является символом или метафорой состояния, чувства. Наиболее устойчивое и часто встречающееся символическое значение синевы – Родина. Но в то же время у него есть и дневное небо, при сиянии солнца, или васильковый цвет души («Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня», «Васильками сердце светится, горит в нём бирюза» или: «Несказанное, синее, нежное...»). Выбор «синих» цитат можно продолжать бесконечно и находить массу самых разнообразных смысловых оттенков цвета. Однако для нас важны главные, наиболее устойчивые метафоры и символы синего цвета. Среди них есть два существенных для поэтики Свиридова. У Есенина синий или голубой цвет бывает цветом мечты, идеального, цветом ушедшего или недоступного счастья (этот оттенок часто встречается в стихах на тему об уходящих, «голубых годах юности»: «Что-то всеми навек утрачено. Май мой синий. Июнь голубой!», «Низкий дом с голубыми ставнями…»), а также символом неба, «нездешней земли» - родины души поэта: «Душа грустит о небесах…», «О розовом тоскуешь небе и голубиных облаках…», «Глаза, увидевшие землю, в иную землю влюблены».

Фортепианное сопровождение – одно из мощных действенных средств, помогающих композитору ввести слушателя в мир своего произведения. Почти нигде оно не служит только поддержкой пению, а всегда образно насыщено, создает необходимую атмосферу и вносит ряд деталей, штрихов, нюансов, дополняющих слова и мелодию. Для Свиридова зрительный образ, как и слово, - начало его музыки. Синева, реальная, зримое небо России часто присутствует в свиридовской музыке, особенно в его пейзажах. Этот образ создаётся за счёт разреженной фактуры, «пустых» интервалов (октав, квинт), педали, за счёт звонных тембров, фонических свойств ряда аккордов или их расположения. В хоре он достигается особыми педалями, октавными удвоениями или утроениями, как в примере из хора «Табун».

Культура видения-слышания необычайно развита у Свиридова и составляет одну из основных черт его стиля.

Для музыки на слова Есенина Свиридов нашёл даже особый аккорд (его можно назвать «аккордом синевы»), который рождает ощущение бездонного, уходящего в звонкую высь пространства.

Впрочем, как у Есенина синей цвет, так у Свиридова его излюбленный аккорд имеет различную смысловую наполненность, несёт разную образную нагрузку. Этот минорный ундецимаккорд появляется то в полном, то не в полном виде (без ноны, ундецимы, терции или нижнего, основного тона), но главное в нём – интервал квинты, благодаря которому и возникает ощущение открытого пространства. Именно пространственность, «пустоту» квинты Свиридов подчёркивает в «Колоколах и рожках» «Весенней кантаты», где его излюбленная лейтгармония выступает в своём обнажённом, хотя и неполном виде. Здесь даже не только «лад», то есть звуковысотное начало, но и тембры виброфона, челесты, колоколов и арф своей звонностью, колокольностью, эффектом эха составляют особое образно-конкретное и одновременно символическое содержание. Здесь, пользуясь метафорой Есенина, «Небо – как колокол». В «Колоколах и рожках» есть и другой смысловой оттенок. Неподвижность «лада», отсутствие гармонического развития, движения и при этом абсолютно мерный, ровный ритм бесконечного остинато создают ощущение временной застылости, неподвижности. Здесь – вечность. Возникает образно-смысловой ряд: колокол – небо – вечность. В то же время и пастушеский рожок, и колокол – два музыкальных символа России. Поэтому логическим заключением смыслового ряда музыкально-поэтической символики «Колоколов и рожков» будет Родина: колокол – небо – вечность – Родина. Вечная Россия, её бездонное синее небо – как колокол.

В свиридовской «Поэме памяти Сергея Есенина» так же присутствует «аккорд синевы», играющий в ней важную, конструктивную и образную роль. С него начинается «Поэма», им она и заканчивается.

В первой части этот аккорд – зримый образ и символ России, «края заброшенного», «забытого», «края родного», где крыши изб «запенились в заревую гадь», где «синий плат небес».

И в финале он – как символ неба. Небо – синий колокол («В колокол синий месяцем бью»).

В некоторых сочинениях, например, в кантате «Деревянная Русь» («Я странник убогий…») Свиридов стремится к абсолютной консонантности, устойчивости. Он достигает этого, используя в мелодии только звуки основного аккорда-лада (своего излюбленного минорного ундецимаккорда, «аккорда синевы»), причём все устои покоятся по сути дела на одном и том же гармоническом, условно говоря, «тоническом комплексе», изредка окрашиваемом вкраплениями хроматических тонов. Неустойчивые ступени здесь почти отсутствуют, исчезает и привычное для слуха звуковое тяготение неустоя в устой, все созвучия и аккорды «тоникальны», консонантны. В соответствии с поэтическим образом здесь достигается как бы полное растворение человека в каком-то абсолютном чистом, лазурном звуковом пространстве.

Полный вид аккорд приобретает в кульминационный момент финала «Весенней кантаты».

Творчество Г. В. Свиридова – явление исконно русское и как творчество любого большого художника выражает глубинные черты его характера, его души. Он жил и писал под несказанным обаянием России, русского народа, русского языка и поэзии. Музыка Свиридова выполняет ту же задачу, что и классическое мировое, русское или советское искусство: не отвлекаясь на внешнюю эстрадность, оригинальничание, стремление поразить проходящим эффектом, она учит людей как жить, как разбираться в сложных проблемах бытия, в том, что нравственно и высоко в человеке и его поступках, и учит этому современного человека, с его современным кругом задач и проблем.

Список литературы

  1. Книга о Свиридове [Текст]/ Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. Сост. А. Золотов. – М.: Советский Композитор, 1983. - 282с.
  2. Есенин, С.А. Я, Есенин Сергей [Текст]/ Поэзия и проза. сост. А. Марченко – М.: Эксмо, 2004. – 576с.
  3. Георгий Свиридов. Романсы и песни для голоса и фортепиано [Ноты]/ Том 2. Сост. К. Титаренко – М.: Музыка, 1991.
  4. Г. Свиридов. Весенняя кантата для хора и симфонического оркестра. Переложение для пения с фортепиано автора [Ноты]/ сост. К. Титаренко – М.: Музыка, 1974.
  5. Г. Свиридов. Избранные хоры для смешанного состава без сопровождения и в сопровождении фортепиано [Ноты]/ сост. Л. Шохин – М.: Музыка», 1966.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*