Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Свиридов и поэзия

14.05.2015 650 990
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, методист, преподаватель математики и информатики

Опалева Дарья Андреевна
Опалева Дарья Андреевна, студентка 4 курса специальности «Народное художественное творчество» (вид «Хореографическая подготовка»)

Вятский колледж культуры

«...В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира... Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но, в то же время, является преодолением этого трагизма. Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека – вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине» – говорил Григорий Свиридов.

Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом [5].

Свиридов обращается, как правило, к вершинам мировой поэзии, и зачастую впервые в истории, открывает для музыки то или иное имя, те или иные стихи [6, с.71]. Музыка Свиридова не была музыкальной иллюстрацией к полюбившимся стихам. Композитор умел «читать» поэзию, он всегда был очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям авторов [1, c.390]. Бережно воссоздавая индивидуальные черты разных поэтов, композитор вместе с тем сближает их уже в процессе отбора, контролируемого пристрастием к определенному кругу образов, тем, сюжетов. Окончательное превращение каждого из них в «единомышленника» совершается под воздействием музыки, властно вторгающегося в поэтический материал и преобразующей его в новое художественное произведение [6, с.71].

Любовь к поэзии позволила композитору создать ряд великолепных вокальных произведений [2, c.404]. С самого начала Свиридов ярко заявил о себе как вокальный композитор. Пушкинский романсы 1935г. («Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры») сразу сделали его имя известным и вошли в «золотой фонд» советской музыки [6, c. 71]. Позднее композитор неоднократно обращался к поэзии А.С. Пушкина. Особой популярностью пользуется концерт для хора «Пушкинский венок» (1979), написанный к 180-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связанных между собой – единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности [1,с 392].

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начал писать военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова [4].

В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах Александра Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». Поэма Свиридова — «эпическая песнь» наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа [3]. 

В 1955 году за короткий срок Свиридов создал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в превосходном переводе Самуила Маршака. Это галерея музыкальных портретов простых людей, вереница сценок из их жизни вокруг одного образа - молодого человека, «лучшего парня наших лет».

В ноябре 1955 года Свиридов впервые обращает внимание на стихи Сергея Есенина. Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Увлёкшись его поэзией, композитор написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина» [1, с.390].

Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры – песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. Особое место в творчестве Свиридова занимает «Патетическая оратория» (1959) для солистов, хора и оркестра на стихи Владимира Маяковского. Особенно впечатляет последняя, заключительная часть оратории, в которой используются отрывки из поэмы «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Называется эта часть «Солнце и поэт». Яркая, ликующе-торжественная музыка сопровождается колокольным звоном, как бы передающим в звуках полыхание «ста сорока солнц».

Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Николая Некрасова, кантат «Древняя Русь» на стихи Сергея Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи: «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», а также кантата «Снег идёт» на стихи Бориса Пастернака. Эти произведения были отмечены высоким профессионализмом и наполнены поэтическими образами.

В 1980г. Свиридов пишет маленькую хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в большом зале консерватории – сочинение яркое, сочное, праздничное. В нем была заключена настоящая народная стихия. Свиридов доносил слушателям свое понимание народного, в котором естественно соединялись чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор [4].

Обращают внимание на себя сочинения на стихи Александра Блока – кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни безвременья»(1980). [1, с. 393]. Свиридов открывал слушателям причудливого поэта со своеобразной диалектикой становления. Страстные молитвы о совершенстве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной любви и многого, что растет во мгле среди неустойчивости и неуютности быстро текущего бытия, все это перекрывалось чувством торжественной таинственности и извечной причудливости жизни [4].

Свиридов не только впервые «распел» строки В. Маяковского, Б. Пастернака, но и музыкально-стилистически обновил современную мелодику. Кроме упоминавшихся авторов он положил на музыку прозу Н. Гоголя, многие строки М.Ю. Лермонтова, В. Шекспира, П. Беранже, Ф. Тютчева, Б. Корнилова, А. Твардовского, Ф. Сологуба, В. Хлебникова и др. - от поэтов-декабристов до К. Кулиева.

В музыке Свиридова счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. Духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясностью, богатстве оркестровых красок, оригинальной ладовой структуре [5]. Свиридов – поэт в музыке, поэтому поэтическое слово – постоянный источник его вдохновения [7, c.397].

 

Список литературы

  1. Самин Д.К. 100 великих композиторов [Текст] / авт.-сост. Д.К. Самин - М.: Вече 2007. – 432 с.
  2. Ладвинская А.А. 70 знаменитых композиторов: судьба и творчество [Текст] / авт.-сост. А.А. Ладвинская – Ростов н/Д.: Феникс; Донецк: Кредо, 2007. - 414 с.
  3. Биографии. Истории жизни великих людей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=854.
  4. Чтобы помнили [Электронный ресурс] / Биография. Исторяи жизни великих людей. – Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=3033.
  5. Свиридов Георгий Васильевич [Электронный ресурс] / Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/436/%D0%A1%D0%92%D0%98%D0%A0%D0%98%D0%94%D0%9E%D0%92.
  6. М. Элик Свиридов и поэзия // Георгий Свиридов: сборник статей и исследований. – М.: Музыка, 1979.
  7. Р. Леденев Музыка Свиридова в малом театре // Георгий Свиридов: сборник статей и исследований. – М.: Музыка, 1979.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*