Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

История подготовки студентов специальности «Библиотековедение» в Вятском колледже культуры

14.05.2015 290 423
Грудинина Ольга Томовна
Грудинина Ольга Томовна, преподаватель, Почётный работник СПО

Вятский колледж культуры

Юбилей специальности «Библиотековедение» является несомненным поводом ещё раз вспомнить историю учебного заведения, с благодарностью назвать имена основателей, преподавателей и сотрудников. Открытие в 1934 году Вятского библиотечного техникума, конечно, не было случайностью. Это событие подготовили глубокие традиции библиотечного дела в Вятской губернии. Хорошо известна деятельность А. И. Герцена, стоявшего у истоков библиотечного дела Вятки, Ф.Ф. Павленкова, П.В. Алабина, А.П. Батуева, оказавших огромное влияние на развитие народного просвещения в губернии.

Уже в начале XX в. несколько вятчан закончили первое в России специальное учебное заведение «Библиотечную семинарию» и, вернувшись в Вятку, приступили к организации курсов по подготовке библиотекарей. Курсовая подготовка была в то время основной формой обучения. А с середины 20-х годов обучение велось на библиотечном отделении Вятского педагогического техникума. В 1933-1934 учебном году на отделении училось 55 человек. В том же году учащиеся написали Н. К. Крупской письмо, и получили ответ в котором она сообщала: «С осени в Вятке будет ведь специальный библиотечный техникум, и прием на первый курс будет 120 человек. Я уверена, что в Вятке дело станет прочно на ноги». Решая в Наркомпросе вопрос об открытии в стране библиотечных техникумов, Надежда Константиновна писала: «Приветствую всячески организацию библиотечного техникума в Вятке. Мы как раз держим с Вяткой связь тесную. В число девяти библиотечных техникумов Вятский, конечно, включим».

Библиотечный техникум в г. Вятке был открыт 1 сентября 1934 года приказом Народного комиссариата просвещения № 608 от 19 августа 1934 г. Первыми учащимися стали второкурсники Вятского педагогического техникума, а также 120 человек нового набора – всего 151 человек, которых обучали 16 преподавателей. Среди первых преподавателей Вятского библиотечного техникума были сотрудники библиотеки им. А.И. Герцена, работавшие в техникуме по совместительству и преподававшие специальные дисциплины: Н.И. Загарский - курс «Организация книжных фондов», В.И.  Шерстенников - курс «Библиография и комплектование», Н.Д. Попыванова - курс «Организация библиотечных фондов и каталогизация». Это были требовательные, компетентные, бесконечно преданные библиотечному делу люди. Из воспоминаний преподавателя Головиной Антонины Васильевны: «… работала в библиотечном техникуме с самого его основания до начала Великой Отечественной войны. Работала преподавателем математики, секретарём учебной части, завучем. Сначала готовили библиотекарей на библиотечном отделении в Педагогическом техникуме (красное здание на углу, напротив Пединститута). Позднее библиотечное отделение преобразовали в самостоятельный библиотечный техникум. Но здания не было, поэтому работали в одном здании с Индустриальным техникумом. Потом ещё куда – то переселялись. Наконец, получили здание на улице Дрелевского (угол ул. Дрелевского и ул. Свободы). Здание было трёхэтажное, тесное, не приспособленное для учебных занятий. Не было читального зала, актового зала, не было никаких условий для спортивных занятий. За стенкой директорского кабинета жила большая семья, не имеющая никакого отношения к техникуму. Специального общежития сначала тоже не было, учащиеся жили в разных помещениях. Одно время жили в монастырских кельях. В техникуме всегда было 3 курса, на каждом курсе по несколько групп. Директора в техникуме менялись очень часто. Некоторые из них работали по одному году, а иногда и меньше.

Преподаватели тех лет, которые отдавали работе все свои силы, душу и сердце: Манушина Клавдия Васильевна; Девятова Антонина Дмитриевна; Войханская Клавдия Михайловна; Покровский Александр Александрович; Кукина Екатерина Васильевна и другие.

К великому сожалению, многих преподавателей и учащихся уже нет с нами.

Последний вечер выпускников 1941 года, с разрешения Облоно, проводился уже во время войны».

Условия работы техникума были очень тяжелые – не было ни учебного здания, ни общежития, занятия шли во вторую смену в помещениях педагогического и индустриального техникумов. Нет учебников и программ, плохо налажено питание, не хватает бумаги и мебели. Однако, несмотря на все эти трудности, коллектив техникума полон энтузиазма, преподаватели и студенты вызывают на соревнование коллектив Пермского библиотечного техникума. В декабре 1935 г. Н.К. Крупская, анализируя итоги первого года работы библиотечных техникумов, отмечает, что Кировский техникум начал 1935-1936 учебный год более организованно, перевыполнил план приема учащихся, однако его материальное положение остается пока неудовлетворительным. Архивные материалы свидетельствуют о том, что Надежда Константиновна неоднократно обращалась в Кировский отдел народного образования с просьбами помочь техникуму в строительстве, оказать ему материальную помощь. По ее инициативе техникуму было выделено 3 тысячи рублей для комплектования библиотеки.

В 1937 г. техникум переезжает в новое помещение. Из воспоминаний выпускницы Глушковой (Шиловой) Александры Николаевны: «В техникум я поступила в 1938 году. Какими мы были тогда? В основном это были девочки 14-15 лет (юношей было очень мало), приехавших из деревень Кировской области. Нас не только учили, но и воспитывали, развивали кругозор, устраивали культпоходы в музеи, в театр, а в ТЮЗ техникум имел несколько абонементов, примерно один раз в месяц, можно было посмотреть спектакль по абонементу, т.е. бесплатно. А в читальном зале областной библиотеки я читала очень много хороших книг, которые раньше мне были недоступны. С глубокой благодарностью я вспоминаю Покровского Александра Александровича и Манушину Клавдию Михайловну – преподавателей специальных предметов, Любовь Ивановну Кудряшову, Терентия Венедиктовича Ситникова – литература и математика. Через 3 года учёбы мы уже были другими; уезжали по месту назначения в районные центры области (в деревнях и посёлках ещё не было библиотек). На 22 июня 1941 года у нас в техникуме был назначен выпускной вечер и вручение аттестатов (так назывались документы об окончании библиотечного техникума). Общежитие, где жила и я, было в двухэтажном доме по улице Урицкого - 31. На втором этаже жили преподаватели. Я хорошо помню утро 22 июня 1941 года, Любовь Ивановна Кудряшова собрала нас в фойе и сообщила о начале войны. В тот же день получили повестки об отправке на фронт наши преподаватели: Ситников Терентий Венедиктович (математик) Балезин Иван Иванович (военрук). Мы их проводили, а в 9 часов вечера собрались на выпускной вечер. Невесёлый это был вечер. Все спешили уехать домой, беспокоились о своих родителях, братьях. Я тоже уехала в Котельнич, где жила моя семья. Слышала, что Балезин и Ситников погибли на фронте. 2 августа 1941 года, согласно распределению, я уехала работать заведующей районной библиотекой в с. Лойно (бывший Кайский район).

Я училась на третьем курсе техникума, когда приехала в Киров Войханская К. М. и стала директором техникума, и преподавала у нас библиографию. Позже, при встрече, первый вопрос она задавала: в библиотеке ли я работаю и, получив утвердительный ответ, Клавдия Михайловна была довольна, что я верна своей профессии. Библиотечная специальность – это хорошая специальность. Я довольна прожитой своей жизнью».

Из устных воспоминаний К.М. Войханской, бывшего директора Кировской областной библиотеки им. А.И. Герцена, Заслуженного работника культуры РФ: «В 1939 году, когда семья переехала в Киров, поступила на работу в Кировский библиотечный техникум преподавателем библиографии. В 1940 году была назначена директором техникума. Обучалось 3 курса по 2 группы на каждом. Учащиеся были очень активны, довольно много мальчиков. В1939-1940 выпуск был 75 человек. Занимались спортом, вели просветительскую работу. Летом 1940 года организовали культпоход по рекам Кировской области группы на 5 лодках. Встречи с населением были очень радушными, много дарили цветов. В 1941 году техникум переехал в село Вожгалы, директором стал А.А. Покровский, а меня назначили директором областной библиотеки. Но я продолжала преподавать библиографию ещё довольно долго. Учащиеся техникума приезжали заниматься и сдавать экзамены в библиотеку им. А.И. Герцена. Потом была председателем государственной экзаменационной комиссии». В то время, когда Клавдия Михайловна была директором, техникум находился в здании на ул. Дрелевского. Здесь проходили занятия, было общежитие преподавателей и жилые помещения. Место техникуму, конечно, не хватало. В техникуме работали 8 штатных преподавателей.

С начала Великой Отечественной войны в короткие сроки была перестроена деятельность всей страны. Перестраивал свою работу и библиотечный техникум. Проходило это в очень сложных условиях. Учащиеся второго курса были призваны в ряды Красной Армии. Контингент техникума сократился до трех групп. Кировская область принимает предприятия и учреждения, эвакуированные из прифронтовых районов. Для них требуется помещение. И техникум в сентябре 1941 года переезжает в село Вожгалы Куменского района. Руководит переездом и размещением техникума Александр Александрович Покровский, бывший директором все военные годы. Разместился техникум в доме культуры, школе и библиотеке. Ушли на фронт многие преподаватели и служащие техникума. Среди них бывшие директора: И.И. Балезин, М.Г. Куклин, И.В. Женихов, завхозы техникума: И.М. Жуйков, А.Д. Санников, преподаватель Т.В. Ситников. Большинство из них с войны не вернулось. Во время войны техникум ощущал острую нехватку педагогических кадров. В связи с этим часть занятий проводилась в областной библиотеке им. А.И. Герцена, куда учащиеся приезжали на занятия по библиографии и литературе, сдавали государственные экзамены. Несмотря на организационные трудности, голод, нехватку литературы и наглядных пособий учащиеся не только учились, работали в колхозах, собирали посылки для фронта, но и обслуживали раненых в госпиталях. Систематически проводили в них громкие чтения, обзоры, политинформации, доклады.

Уже в ходе Великой Отечественной войны встала задача возрождения библиотек в освобожденных от оккупантов районах. Непосредственное участие в этом приняли учащиеся Кировского библиотечного техникума. В 1942 при распределении выпускников, несколько человек были командированы в распоряжение Ленинградского облоно на работу в освобожденных районах.

В 1946 году техникум возвращается в Киров. Идет работа по скорейшему восстановлению оборудования, кабинетов и общежития. Учитывая острую потребность страны в библиотечных кадрах, увеличивается прием учащихся, в техникуме открывается отделение по подготовке библиотекарей детских библиотек. Об одном из выпускников техникума этих лет рассказала газета «Вечерний Омск»: «В 1941 году, окончив семилетку, Валентин Бушмакин поступил в Кировский библиотечный техникум, но Великая отечественная война изменила его планы. В 1943 –м учёбу пришлось прервать: с 3-го курса юношу призвали в ряды Советской Армии… Только в 1946 году Валентин вновь сел за парту, а через год окончил техникум. В числе десяти выпускников отправился в неизвестные сибирские края. Работал в различных библиотеках Омской области, закончил Московский библиотечный институт. В 1966 году возглавил Омскую областную детскую библиотеку им. Крупской. На этом посту служил книге двадцать лет. Заслуженного работника культуры, Валентина Степановича Бушмакина знают, помнят и ценят как профессионала, как человека высоких нравственных качеств».

Библиотечная сеть страны сильно пострадала во время войны. Выполняя одну из важнейших задач в послевоенный период, - восстановление и дальнейшее развитие сети библиотек, техникум постоянно в течение 40-х, начала 50-х годов посылал на работу своих выпускников. Из письма выпускницы техникума Н.А. Родыгиной (Егоровой): «В сентябре 1949 года 49 выпускников Кировского библиотечного техникума, 18 –19-летних девушек, изъявили желание поехать работать в Сахалинскую область, которая была освобождена от японцев в 1945 году. По существу, выпускники техникума были организаторами библиотечного дела в освобожденных районах Южного Сахалина». Публикация в журнале «Библиотекарь» В. Малышевой, заместителя директора Сахалинской ОУНБ: «Организовать удобно работу лишь для себя, в ущерб читателю — это немыслимо в Александровск-Сахалинской центральной библиотеке, может быть, и потому, что среди нас есть «живые носители традиций». До сих пор работает в библиотеке заведующая информационно-библиографическим отделом А. Я. Коновалова, всеми уважаемый в городе и области человек. В 1949 г. в числе 49 выпускников Кировского библиотечного техникума она приехала на Сахалин. 46 лет — таков ее стаж работы в Александровск-Сахалинской ЦБС. Многие годы Антонина Яковлевна возглавляла детскую библиотеку города, не одному поколению александровцев привила любовь к чтению, со многими своими повзрослевшими чита­телями переписывалась годами. Теперь вот — в центральной библиотеке. И всегда для нее на первом месте — читатель, его интересы».

Воспоминания Тамары Семёновны Бусел (Сухих): «В техникуме обучалась в 1947-1950 гг. С большой группой выпускников уехала на работу в Приморский край, где 25 лет проработала заведующей Михайловской районной библиотекой. Вместе со мной из нашей группы уехали Мария Смертина, Тамара Власихина, Люба Семушина, Евдокия Перминова, Юля Скурихина, которая и теперь живёт и работает заведующей детской библиотекой в с. Яковлевке Приморского края. О техникуме на всю жизнь остались самые светлые воспоминания. Послевоенное время было трудное, голодное, поэтому к учёбе относились серьёзно, старались пойти скорее самостоятельно работать, ведь у многих погибли родители. Хорошо помню наших преподавателей, К.В.Манушину, нашего классного руководителя Анну Фёдоровну Некрасову, Серафима Александровича Лутошкина, директора Ивана Семёновича Овчинникова. Любовь Ивановна Кудряшова вела зарубежную литературу, этот предмет все очень любили. В настоящее время живу в Петропавловске-Камчатском, работаю зав. Методико-библиографическим отделом ЦГБ. В 1965г. закончила заочно Ленинградский институт культуры им. Н.К.Крупской, учиться было легко, т.к. техникум дал очень многое. За отличную работу в 1971г. награждена орденом Ленина.»

Однокурсница Т.С. Сухих Александра Романовна Мухина, директор централизованной библиотечной системы г. Разуваевки, заслуженный работник культуры Мордовской АССР, вспоминает: «После окончания техникума в 1950 году поехали по распределению в Мордовию, где вместе с Кононовой Галиной Николаевной остались до конца и по 33 года отработали в библиотеке. Учились мы у Александры Фёдоровны Ворожцовой, она преподавала физику. Это была необыкновенная женщина, всю жизнь мы её наставлениями руководствуемся и очень часто вспоминаем.»

По поручению выпускников 1950 года пишет Римма Алексеевна Козлова (Микрюкова): «Конечно, прошло много лет, но техникум мы вспоминаем с большой теплотой. В 1950 году в Курганскую область приехало 30 выпускников, 8 из них остались здесь на постоянное место жительство. Большинство из нас работает в областной библиотеке.».

К середине 50-х годов встает задача не только увеличения числа библиотек, но и упорядочения их размещения по территории страны. Особенно остро встает вопрос о нехватке библиотек на востоке нашей страны. Кировский библиотечный техникум включился в решении этой ответственной задачи. Увеличивается приём учащихся. Как писала газета «Кировская правда» в 1954 году: «… в библиотечный техникум нынче будет принято 60 человек с семилетним образованием и 30 выпускников средних школ». В этой же газете в июле 1955 г. сообщалось : « Город Киров готовит кадры библиотекарей. Еще зимой закончили библиотечный техникум и уже работают в районных и сельских библиотеках 24 выпускника. Сейчас в районы нашей области, в Алтайский и Приморский края уезжают еще 64 выпускника техникума.». На протяжении нескольких лет техникум посылает своих выпускников в Алтайский и Приморский края. Выпускники техникума оказали решающее влияние на организацию библиотечного дела в этих районах. Большинство из них трудится там до сих пор. Вот пример из статьи о выпускниках Кировского библиотечного техникума: «… 77 библиотечных работников выпустил в этом году Кировский библиотечный техникум имени А.М.Горького. Четверо из них направлены учиться в Ленинградский государственный библиотечный институт имени Н.Н.Крупской. Шестнадцать выпускников получили направление на работу в Свердловскую и Ивановскую области, пять человек уезжают в Алтайский край, остальные будут работать в городских районных и сельских библиотеках нашей области.» И это очень характерно, выпускники техникума всегда стремились туда, где прежде всего был необходим их труд. Воспоминания выпускницы 1955 года, директора ЦБ г. Первоуральска (Свердловская область) Н. А. Саламатовой: «…меня заставило взяться за перо хорошее событие – мне присвоили звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации. И получая столь высокую награду, первые слова благодарности я адресовала моим учителям, моему Кировскому библиотечному техникуму. То, что я состоялась как хороший библиотекарь и личность – это заслуга прежде всего их: прекрасного коллектива преподавателей…Я благодарна, что имела счастье учиться у таких преподавателей-воспитателей как Альдова Н.В.(наш классный руководитель), как завуч Манушина К.В., Некрасова А.Ф., Попыванова Н.А. и очень уважали нашего директора техникума Овчинникова И.С. Они нам старались дать не только знания изучаемых предметов…. Я всё время вспоминаю эти три года учёбы: они были для всех нас такие насыщенные и интересные. У нас был создан и работал драм. кружок, мы разучивали и играли пьесы, коллективно посещали драмтеатр; был создан хороший хор, мы с удовольствием пели и выезжали с выступлениями; у нас работала школа танцев, хороший специалист учил нас хорошо двигаться и танцевать – и со мной это осталось на всегда…. Это они научили меня любить книгу, относиться к ней с большим почтением и любить свою библиотечную профессию. Я говорю это, проработав в библиотеке 40 лет».

В начале 60-х гг. государством была выдвинута задача создания в пределах каждого сельского районного центра комплекса учреждений культуры. Предполагалось организовать в районных центрах Дом культуры, кинотеатр, детскую музыкальную школу, музей, районную библиотеку, художественно-оформительскую мастерскую и др. По данным официальной статистики общее количество массовых учреждений значительно увеличилось. С развитием сети учреждений культуры остро встал вопрос о подготовке кадров. Соответственно произошли преобразования в системе средних профессиональных учебных заведений. В1958 году переводится в Киров культпросветшкола (организованная в 1947 году и работавшая до этого года в г. Халтурине). В 1960 году культурно-просветительная школа была преобразована в Кировское областное культурно-просветительное училище с двумя отделениями: библиотечным и клубным. Объединение двух учебных заведений значительно улучшило материальное обеспечение подготовки специалистов. Широкий размах библиотечного строительства потребовал значительного расширения и изменения деятельности специальных учебных заведений. Увеличивается количество учащихся, повышается уровень подготовки библиотечных кадров.

О решении выпускников 1961 года - поехать библиотекарями в Целинный край - рассказала всей стране газета «Советская культура»: «Среди учащихся второго курса библиотечного отделения Кировской культпросвет школы в эти дни только и разговоров, что о целине, о героических делах ее покорителей. Дальний край, слава о котором идет по всей стране, стал сейчас заманчивее: ведь с ним связывают нынешние выпускники школы свое будущее, свои мечты о предстоящей самостоятельной работе…

Сейчас трудно сказать, кому первому в группе «Д» выпускного курса пришла идея, откликнуться на призыв партии поехать после учебы на целину, потому что загорелись этим буквально все. На комсомольском собрании было решено обратиться за помощью ЦК «Просим направить нас – писали девушки – на работу библиотекарями в Целинный край. Хотим своим трудом помочь нашему народу в достойном выполнении семилетки». Подписали письмо комсорг группы Тоня Бережная, староста Галя Новоймонова и другие – всего 22 выпускницы.

Последовала этому замечательному примеру группа «Г» того же курса. Здесь 20 человек пожелали уехать в Целинный край, среди них Ира Яровикова, Валя Верещагина, Тамара Лебедева, Галя Зубарева, и другие. Всего более 50 выпускников обратились к нам с такой просьбой, рассказывает директор культпросвет школы Анатолий Александрович Демин. Скоро они отправятся на практику в районы Кировской области, затем будут сдавать государственные экзамены, а в школе мы пожелаем нашим выпускникам доброго пути.

Уверены, что знания, полученные ими в школе, очень пригодятся в ответственной, благородной работе по обслуживанию целинников.»

Из письма выпускницы Бережных А.: «Посылаю Вам сердечный привет с целины. Я, как и многие выпускники – библиотекари, окончила наше культпросвет училище и уехала туда, где, как нам казалось, мы были нужнее всего, на целину. Здесь, действительно, очень нужны специалисты… Надо сказать, что библиотечное дело в Целиноградской области, где мы все работаем в сельских библиотеках, значительно улучшилось. Видимо, и наша скромная заслуга в этом есть. Мы всегда с благодарностью вспоминаем наших дорогих учителей за то, что они не жалели своих сил и душевного тепла, чтобы привить нам любовь к выбранной профессии, дать нам прочные знания

Реорганизация техникума не только значительно улучшила материальное обеспечение подготовки специалистов, но и способствовала плодотворным взаимоотношениям учащихся и педагогов библиотечного и клубного отделений. Начали складываться новые традиции совместной организации больших общеучилищных мероприятий. Примерами таких вечеров стали литературные композиции, посвященные Маяковскому, Гейне, Блоку. Появились возможности встреч учащихся библиотечного отделения с ведущими мастерами искусства в стенах училища. Значительно расширилась производственная практика учащихся библиотечного отделения. Основной задачей практики стало воспитание хорошо подготовленных специалистов. Это подтверждали результаты государственных экзаменов. Так в 1965 году в газете «Кировская правда» опубликована заметка, в которой К.М. Войханская как председатель государственной комиссии библиотечного отделения сообщает: « С дипломами выходят 95 библиотекарей и 49 клубных работников, большая часть их будет трудиться в сельских клубах и библиотеках нашей области, многие поедут в Горьковскую, Костромскую, Архангельскую области, в Удмуртию и Коми республики и даже в далекий Норильск. Закончившиеся Государственные экзамены показали, что выпускники училища это, в основном, хорошо подготовленные люди, способные самостоятельно возглавлять, организовать и вести работу в сельских клубах и библиотеках. В добрый путь, молодые друзья!»

Педагогический коллектив того периода составляли замечательные специалисты, отдавшие много лет обучению библиотечных работников: В.С. Чистякова, П.Н.Марьин, Г.Ф. Елфимова, И.Л.Глазунова, С.А. Ситникова, Н.В. Шерстенникова, П.А.Дергаева, Т.А. Исакова, Л.И. Сандакова. Вместе с преподавателями общеобразовательных дисциплин: З.М. Егорченковой, Э.П.Елиной, Л.Г. Зубаревой, А.М. Гончаровой они активно осваивали единое культурное и образовательное пространство училища.

С середины 70-х гг. в селах и городах Кировской области стали создаваться культурные комплексы (КК), объединявшие в своём составе на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные и др. учреждения. Стало развёртываться интенсивное строительство учреждений культуры. Главный смысл подобных объединений заключался в появлении возможности для кооперирования сил и средств учреждений, осуществляющих в пределах единой территории культурную работу, установления более тесных контактов между работниками досуговой сферы. Одновременно с созданием КК происходила централизация библиотек. В соответствии с задачами централизации сети государственных массовых библиотек преподавателями культурно-просветительного училища были переработаны учебные курсы. Много труда пришлось затратить при решении такой задачи как перевод фондов и каталогов массовых библиотек на ББК. Большую помощь библиотекам области оказали как учащиеся так и преподаватели библиотечного отделения во время производственной практики. Высокий уровень подготовки библиотечных кадров обеспечивали постоянные связи с практической библиотечной деятельностью, хорошее методическое оснащение учебного процесса, высокий профессионализм преподавателей: С.А. Козловой, А.В. Селезнёвой, Л.А. Унеговой, Г.И. Гридневой.

В 70-е годы библиотеки значительно расширили свою деятельность по организации досуга населения, кроме того библиотеки становились центрами политических, общеобразовательных научно-технических, сельскохозяйственных знаний. Проведение тематических вечеров, устных журналов, вечеров-портретов становилось всё более частым явлением в практике. Обучение библиотекарей обогатилось новым содержанием. В учебный процесс были введены учебные дисциплины: «Организация досуговых мероприятий», «Экологические основы природопользования», «Основы информатики», «Документоведение», организуется специализация выпускников.

В течение 80-х гг. государство принимало меры по развитию среднего специального образования для подготовки организаторов культуры. Специалисты со средним библиотечным образованием были необходимы библиотекам всех типов. В1989 году культурно-просветительное училище преобразуется в училище культуры, что улучшило материальное обеспечение подготовки специалистов, способствовало развитию учебно-методической работы, улучшило воспитательную работу и производственную практику. Был сформирован системный подход к профессиональной подготовке библиотечных кадров. На библиотечном отделении работает коллектив молодых специалистов: Е.Н. Непомнящая, В.Л. Булдакова, О.Т. Кокурина, Н.Н. Бакулева. Коллектив отделения принимает участие в проводимом библиотечными центрами страны исследовании «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы». В исследовании приняли участие 98 преподавателей, 463 учащихся очного обучения и 307 учащихся заочного обучения. В ходе опросов выяснилось, что средняя библиотечная школа играет существенную роль в формировании профессиональной ориентированности, интереса к выбранной профессии, стимулирует к повышению образовательного уровня в выбранной сфере деятельности. Выпускники средних библиотечных учебных заведений стремятся продолжить обучение на библиотечных факультетах (в основном на заочном или вечернем отделениях) вузов, что объясняется, с одной стороны, заложенными основами профессионализма, которые облегчают дальнейшее обучение и позволяют совмещать работу с учебой по специальности. С другой стороны, среди выпускников средней библиотечной школы 54,3% имеют семьи и детей, что препятствует дневному посещению вузов. По полученным данным, 66,5% заочников высшей библиотечной школы обладают дипломами о среднем библиотечном образовании, поэтому несомненно значение начальной библиотечной подготовки, получаемой в средней библиотечной школе, для формирования профессиональной устойчивости.

События 90-х гг. – изменения в социально-политической жизни страны, оказали заметное влияние на сферу культуры. Ощутимы они стали и для системы библиотек, они получили большую самостоятельность в организации своей деятельности, были устранены ограничения в выборе направлений работы.

Исходя из зарубежной практики, обобщенной в научных исследованиях, и анализа ведущих направлений отечественной педагогики средней специальной школы, перспективой развития среднего библиотечного образования были признаны новые интегрированные типы учебных заведений – колледжи. Все основные тенденции развития культуры нашли отражение в подготовке специалистов «повышенного типа». В 1998 году Кировское училище культуры было преобразовано в Кировский областной колледж культуры. Это событие не стало простой сменой вывески учебного заведения. Повышенный уровень образования обеспечивался постоянным совершенствованием форм и методов обучения, современным содержанием образовательных программ, регулярной исследовательской деятельностью преподавателей и студентов колледжа.

Современный Вятский колледж культуры (переименован в 2011 г.) реализует федеральные образовательные стандарты нового поколения, ведёт специализированное обучение библиотечных работников. Славные традиции первых лет работы библиотечного техникума продолжает сегодня коллектив преподавателей специальности «Библиотековедение»: О.С. Соколова, М.А. Колесникова, И.А. Санникова, И.А. Бердникова. Среднее библиотечное образование остаётся основой непрерывной профессиональной подготовки библиотечных работников.

 

Список использованной литературы

  1. Библиотечные кадры: статус, использование, непрерывное образование./ РГБ: М.,1996.- 164с.
  2. Борисова Е.И. Среднее библиотечное образование в России: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук.- СПб,1993.- 16 с.
  3. Вишневская В. В добрый путь! // Кировская правда. - 1955. - № 139. - 15 июля.
  4. Войханская К.М. В добрый путь, просветители! // Кировская правда.- 1965.- 10 июля.
  5. Грудинина О.Т. История подготовки специалистов библиотечного дела в Кировском областном колледже культуры // Продвижение информационных ресурсов по культуре и искусству в культурную среду Кировской области : материалы науч.-практ. конф./Рос. гос. б-ка, Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена. – Киров, 2009. – С.90-109.
  6. Иванов А. Выпускники техникумов г. Кирова // Кировская правда.- 1954.- № 137.- II/VII.
  7. Казанцева Л.В. Подготовка библиотекарей средней квалификации в РСФСР.// Труды Ленинградского гос. Библиотечного ин-та.- 1961.- Т.8.- С. 235-256.
  8. Кокурина О.Т. У истоков // Библиотекарь.- 1984.- № 12.- С.45-46.
  9. Колесникова М.А. Кировский областной колледж культуры.// Среднее профессиональное образование.- 2003.- №1.- С. 25-27.
  10. Колупаева В.Н., Сергеев В.Д. Из истории вятских библиотек // Энциклопедия земли Вятской Т. 9. Культура. Искусство. Киров,1999.- С. 224-246.
  11. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 11.- М., 1963.- С 515.
  12. Малышева В. Первая на Сахалине.// Библиотека.- 1996.- № 7.- С. 60-62
  13. Мамаева М.А., Новикова Е.А. Библиотечное дело в Кировской области // Энциклопедия земли Вятской Т. 9. Культура. Искусство. Киров, 1999. - С. 247-256.
  14. Марьин П. Наша базовая библиотека.// Библиотекарь.-1963.- № 10.- С.52.
  15. Попыванова Н. Радоваться и радовать.//Кировская правда.-1967.- 8 авг.
  16. Сукиасян Э.Р. Библиотекарь 21 века: новые реалии - новые требования.//Муниципальная библиотека на пороге нового века: Мат-лы межрегион. науч.-практ. конференции.-Киров,2000.-С.25-27.
  17. Шаров Л. Целинному краю – высокую культуру! // Советская культура.- 1961.- 25 марта



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*