Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование опорных конспектов для повышения качества обучения по дисциплине «Аранжировка» специализации «Народное хоровое творчество»

14.05.2015 722 1054
Бреславская Ольга Владимировна
Бреславская Ольга Владимировна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Современное состояние общества в России показывает, что главный путь развития – обеспечение высокого уровня качества образования.

О.Е.Лебедев в своей фундаментальной работе отмечает, что «качество – ключевое слово современной школы». Его можно рассматривать как совокупность его отдельных качеств, отвечающих критериям необходимости и достаточности [2].

Дисциплина «Аранжировка» является одной из основополагающих дисциплин в процессе воспитания музыканта-хормейстера народно-певческого коллектива. Задачами курса являются:

  • овладение навыками переложения хоровых и сольных вокальных произведений для различных составов хора,
  • овладение определенными композиторскими умениями в области хоровой обработки народной песни,
  • расширение возможности формирования репертуара с учетом вокально-технических характеристик определенного коллектива,
  • организация музыкально-образовательного процесса,
  • решение художественных и педагогических задач.

Значимую роль в решении этих задач играет дидактическое оснащение дисциплины. Одним из основных элементов учебно-методической обеспеченности является учебная литература.

По дисциплине «Аранжировка» учебника с грифом Министерства образования для средних специальных учебных заведений нет. Это является основной проблемой. Тем более что теоретический материал не сразу воспринимается студентами на индивидуальных занятиях. Поэтому возникает необходимость создания дидактических материалов, которые бы содержали основы теории и методические рекомендации по практическому применению знаний, умений и навыков. Одним из видов таких работ и являются опорные конспекты, которые кратко излагают вопросы изучения тем учебной программы.

Опорный конспект включает в себя требования, предъявляемые к знаниям и умениям студентов. Это нацеливает обучающихся на результативность работы.

На занятиях используется разнообразное оборудование: музыкальный инструмент, нотный материал (расшифровки фольклорных записей, авторские партитуры и т.д.), образцы лучших аранжировок прошлых лет. Поэтому, в опорных конспектах указывается используемое оборудование на каждое индивидуальное занятие.

С учётом индивидуальных возможностей студентов, их желания можно расширять и углублять знания, умения, навыки. Этому способствует такой элемент опорного конспекта, как список литературы. Список литературы включает основную и дополнительную литературу. К основной литературе относятся репертуарные сборники, содержащие материал первоисточников, которые используются для создания аранжировок, переложений, обработок. В качестве дополнительной литературы рекомендуются справочные издания. Именно они помогают в освоении терминологии, а владение профессиональной терминологией является одним из показателей профессионализма выпускников. Особая роль принадлежит периодическим изданиям, так как в них содержится самый новый, актуальный материал. Журналы «Молодёжная эстрада», «Народное творчество» публикуют нотный материал, который используется для аранжировок.

Информационный блок – это центральный элемент опорного конспекта. Он включает теоретический материал, изложенный в краткой форме. Здесь даётся трактовка понятийного аппарата дисциплины, вопросы классификации, методики аранжировки музыкального произведении, принадлежащего определённой народно-певческой традиции. Особое внимание уделяется региональному компоненту, который включает в себя характеристику вятской народно-певческой традиции, строения партитуры фольклорных первоисточников.

Результатом обученности студентов является выполнение аранжировки, редактирования, обработки, переложения. Опорный конспект включает методические указания по самоподготовке, вопросы и задания для выполнения практической работы.

Опорный конспект активно используется на этапе мотивации, актуализации, изучения нового материала, закрепления, применения, контроля знаний, навыков, умений. Он позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и формировать профессиональные умения [1].

Важным фактором является создание положительной мотивации к изучению предмета на основе глубокого знания преподавателем личности каждого учащегося. Это достигается использованием приемов, которые вызывают у учащихся личную заинтересованность в выполнении заданий.

При решении каждой учебной задачи необходимо побуждать студентов думать: обобщать, анализировать, рассматривать варианты, строить конкретные примеры, составлять свои задачи, не только аналогичные разобранным, но и естественным образом вытекающие из правил, законов построения партитуры народно – песенной традиции и т.д.

При этом необходимо обеспечить тесную связь усвоения знаний с их практическим применением в решении задач, требующих от учащихся инициативы, активности, настойчивости, самостоятельности мышления и т.д.

Опорные конспекты – это один из элементов всех звеньев обучения, а это позволяет объединить их в единую систему уроков со следующей последовательностью применительно к любой теме: урок-лекция с подачей опорного конспекта темы, урок типовых задач, урок-семинар, урок выборочной проверки; урок повторения, контрольная работа (зачет по теории).

Таким образом, опорный конспект позволяет обучающимся освоить обязательный минимум знаний, умений и навыков. В результате выпускник должен в области аранжировки народных песен:

  • знать основные принципы аранжировки русских народных песен, особенности строения партитуры русской народной песни, особенности строения партитур, различных регионов России;
  • уметь делать аранжировки, переложения, обработки русских народных песен.

 

Список литературы

  1. Зырянова, Н.А. Использование опорных конспектов для повышения качества математического образования [Текст] / Н.А.Зырянова // СПО.-2010.-№4.-С.21-23.
  2. Лебедев, О.Е. Качество – ключевое слово современной школы [Текст] / О.Е.Лебедев.- СПб., 2008.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*