Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование информационных технологий преподавателями выпускающей ЦМК

13.05.2015 746 1127
Рабинович Ирина Васильевна
Рабинович Ирина Васильевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

 Информационные технологии — это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров и других технических средств.

Вот только некоторые процессы в обучении, которые значительно упрощаются с применением информационных технологий:

  • получение необходимой информации и повышение уровня знаний;
  • систематизация информации, благодаря справочникам и электронным библиотекам;
  • отработка различных профессиональных компетенций;
  • визуализация информации и ее демонстрация (например, на презентациях);
  • проведение расчетов и автоматизация рутинных операций;
  • моделирование объектов и ситуаций с целью их изучения;
  • обмен информацией между несколькими пользователями, находящимися на расстоянии друг от друга.

 

В принципе, любая педагогическая технология является информационной, так как в основе всего процесса обучения лежит передача/получение и преобразование информации. Поэтому правильнее будет говорить об использовании преподавателями нашей ЦМК компьютерных технологий: каждый преподаватель имеет в учебной комнате компьютер, оснащенный современными программами.

 

Основные программы, которые мы используем – это прикладные программы Microsoft Office:

  1. Microsoft Office Word – это программа, предназначенная для создания, редактирования и форматированиятекстов различной степени сложности. Она дает возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
  2. Microsoft Office Excel – это программа позволяет осуществлять расчетные действия, а также представлять информацию в виде таблиц, диаграмм.
  3. Microsoft Office Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
  4. Microsoft Office Publisher – программа, предназначенная для изготовления буклетов, рекламных проспектов и т.п.
  5. Paint – программа, позволяющая создавать и редактировать изображения.
  6. Microsoft PowerPoint – программа, предназначенная для создания и демонстрации презентаций.

 

При проведении теоретических занятий (лекций) все преподаватели используют мультимедийные презентации, это позволяет демонстрировать методы диагностики, симптомы заболеваний, новые методики лечения, средства лечения и др. С помощью компьютера демонстрируются видеоматериалы, взятые из Интернета и созданные самими преподавателями, отражающие технологию выполнения конкретных профессиональных компетенций, участие в проведении лечебно-диагностических процедур. Кроме того, на клинических дисциплинах студенты узнают много новых специальных терминов, названий медицинских препаратов, которые на слух не всегда правильно воспринимаются. Визуализация термина на экране помогает сделать грамотную запись в конспекте.

При проведении практических занятий на этапе актуализации опорных знаний компьютер позволяет применять тексты, фотографии, видеоматериалы с заранее внесенными ошибками, дает возможность определить, как студент может описать патологический очаг, что в палате, в присутствии больного, затруднительно. Можно предложить студенту решить задачу с демонстрацией патологического очага. Всем этим пользуются преподаватели нашей цикловой комиссии.

При защите самостоятельной внеаудиторной работы студенты чаще всего используют презентации. Такие презентации носят обзорный характер по дисциплинам ранее пройденным (анатомия, фармакология и др.) или реферативно-исследовательский характер по заданиям опережающего типа.

На этапе самостоятельной аудиторной работы преподаватели, конечно же, демонстрируют технику выполнения манипуляций. Но некоторым студентам одной-двух демонстраций недостаточно, и тогда на помощь приходит компьютер. Видеозапись можно просмотреть неоднократно, переписать на свой носитель и еще раз просмотреть дома, чтобы подготовиться к сдаче этой манипуляции на учебной практике. К снятию таких учебных видеороликов мы часто привлекаем студентов.

Наверно, большинство из нас используют на занятии такое средство самостоятельной работы студентов как составление задач, алгоритмов оказания неотложной помощи, памяток для пациентов. Рекомендации к этому виду деятельности можно давать не только на бумажном носителе, но и выводить на экран монитора.

С 2010 года наша цикловая комиссия начала работать над созданием электронных пособий и учебников для самостоятельной подготовки студентов. Работа в системе TeachBookLiteне требует от преподавателя навыков программирования. Кроме того, преподаватель сам решает, по какому принципу будет работать будущий учебник.

 

Основные возможности программы:

  • внедрение в учебник средств мультимедиа: рисунки, аудио, видео, фоновая музыка;
  • настройка событий по таймеру, что облегчает построение урока, помогая разбить его на основные блоки;
  • поддержка синтетической речи;
  • возможность создания интерактивных тестов, контрольных и проверочных работ различной функциональности и структуры;
  • возможность создания словаря;
  • поддержка пользовательских окон;
  • широкие возможности настройки графического интерфейса;
  • все готовые учебники можно скомпилировать в исполняемый файл (exe);
  • гибкая система организации связи с пользователем: возможность создания меню и панели инструментов.

 

Такие пособия позволяют включать не только текстовой материал, но и видео, звуковые вставки, создавать подробный словарь основных терминов темы и др. Используя электронное пособие, студент не только изучает новый материал, но и может проводить контроль своих знаний. Сейчас над созданием таких пособий работают преподаватели Рабинович И.В., Васильева Т.В. и Симонова Г.А.

Современные требования при аттестации работников образования подразумевают и распространение педагогического опыта. Этому способствует создание личных мини-сайтов в социальной сети работников образования nsportal. Хочется отметить, что преподаватели ЦМК Матвеева С.И. и Рабинович И.В. уже создали свои мини-сайты. Готовит свой сайт О.М. Даниленко. Я думаю, что скоро такие мини-сайты появятся у всех преподавателей нашей ЦМК.

Значительное место в работе наших преподавателей отведено оказанию помощи студентам в организации учебно-исследовательской работы и подготовке к традиционному в нашем колледже Дню науки, региональным и Всероссийским студенческим научно-практическим конференциям. И здесь без компьютера и Интернета не обойтись:справочная литература, статистическая информация по России и регионам, интернет-библиотеки помогают найти и систематизировать информацию и сэкономить время. Все выступления студентов, участвующих в конференции сопровождаются мультимедийными презентациями.

Учебно-исследовательские работы студентов под руководством преподавателей нашей ЦМК не раз принимали участие в региональных и даже Всероссийских студенческих научно-практических конференциях, конкурсах и получали не только сертификаты участников, но и дипломы лауреатов конкурсов.

В заключение хочу сказать, что обучая будущих средних медицинских работников, нельзя увлекаться какой-то одной технологией. Они должны использоваться в комплексе и основываться на требованиях ФГОСи работодателя.

 

Список используемой литературы

  1. Носкова Т.Н. Педагогическое проектирование электронных образовательных ресурсов // Педагогический дизайн: сб. мат. всероссийской научно-практической конференции. – Спб.: РИО ГОУ СПО «Спбгипт», 2004. – С.3-7
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М: Академия, 2008 – 272 с.
  3. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-мет. пособие для педвузов/ И.В.Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. – М., 2006. – 374 с.
  4. Смолянинова О.Г. Разработка мультимедийных электронных учебников в среде TOOLBOOK: учеб.пособие с грифом УМО Пед. Образования РФ. – Красноярск: Изд. Красгу, 2002. – 109 с.
  5. Чернобай Е.В., Зенкина С.В. Подготовка учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий для создания электронных образовательных ресурсов // Информатика и образование, 2008.– № 7. – С. 110–111.
  6. Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Моск. центр качества образования, 2008.
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интеренет–журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*