Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Влияние компьютерных игр на обучающихся

13.05.2015 1689 7024
Лушников Дмитрий Сергеевич
Лушников Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Мариинский политехнический техникум

На сегодняшний день темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек взаимодействует с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. Эти игры с детских лет сопровождают подрастающее поколение, вызывая, с одной стороны, замедление развития и даже атрофию опорно-двигательного аппарата и мышечной мускулатуры и, с другой стороны, - быстро развивая интеллект, логическое мышление и воображение человека. Компьютерный игрок привыкает перемещаться из одного виртуального мира в другой, быстро воспринимать незнакомые ситуации и адаптироваться к ним. В бурно изменяющемся обществе XXI века развитая интеллектуальная гибкость обеспечит приспособление к новым, неожиданным реалиям. Компьютерные игры выполняют, таким образом, функцию социализации молодежи в постиндустриальном обществе.

Развитие и совершенствование игр тесно связано с развитием компьютерного обеспечения и технологий. Сейчас многие составные части компьютеров разрабатываются, чуть ли не специально для игр. Например, дорогие видеокарты, стоимость которых доходит до половины стоимости удовлетворительного компьютера для работы в офисе. Все игры разрабатываются с учётом последних новинок компьютерной техники, реагируя на все достижения и всё ближе подходя к реальности изображения и звука. На сегодняшний день существуют поражающие своей правдоподобностью игры с хорошим графическим и звуковым оформлением, почти полностью имитирующим жизнь. Имеется и постоянно возникает огромное количество фирм, которые предоставляют всё новые и новые игры крайне разнообразного характера.

В моей статье мне бы хотелось рассказать о вреде и пользе компьютерных игр, а также об использовании примеров из компьютерных игр для объяснения курса «Деталей машин».

На данный момент классификация компьютерных игр представлена следующими жанрами:

  • 3D-шутеры или Action (экшены) – наиболее популярный из современных жанров, содержащий элементы боя в виртуальном трехмерном пространстве. В основном используется техника "шутер от первого лица" - при этом изображение на экране монитора компьютера имитирует вид из глаз игрока.
  • Arcade (аркады) Игры, в которых игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Аркады характеризуются развитой системой бонусов: начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и т.д. Термин "аркада" по отношению к компьютерным играм возник во времена игровых автоматов, которые устанавливались в торговых галереях (arcades). Игры на них были простыми в освоении (чтобы привлечь побольше играющих). В последствии эти игры перекочевали в игровые приставки и до сих являются основным жанром на них.
  • Драки. В драках два персонажа дерутся на арене, применяя различные удары, броски и комбинации. Характеризуется большим количеством персонажей (бойцов) и ударов (иногда больше ста для каждого персонажа). Жанр малопопулярен на компьютере из-за ориентации на совместную игру, а на клавиатуре довольно проблематично одновременно играть вдвоем. Однако хорошо развит на игровых приставках. По некоторым играм этого жанра даже проводятся мировые чемпионаты.
  • Симуляторы. При помощи компьютера, как можно более полно, имитируется управление каким-либо сложным технической системы (например: боевым истребителем, автомобилем, и т.д.) или поведение живого существа и уход за ним, а также саму жизнь.
  • Стратегии. Игра требующая выработки стратегии, например для победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной. Различают:
  • походовые или пошаговые стратегические игры (Turn-Based Strategy, TBS). Игроки поочерёдно делают ходы, и каждому игроку отводится неограниченное или ограниченное (в зависимости от типа и сложности игры) время на свой ход.
  • стратегические игры в реальном времени (Real Time Strategy, RTS). Все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.
  • Sport (спортивные) - имитация какой-либо спортивной игры.

Данная классификация условна, так как в последнее время разработчики стали выпускать игры, которые представляют собой смесь различных жанров. Также компьютерные игры можно разделить по количеству игроков:

  • Одиночные (игра в одиночку против компьютера).
  • Многопользовательские (игра на одном компьютере несколькими игроками или через локальную сеть и интернет).

В настоящее время одним из самых динамично растущих видов современного спорта, является киберспорт. Уже сегодня число его поклонников во всем мире не уступает количеству любителей наиболее популярных видов традиционных спортивных соревнований. Киберспорт стал массовым движением, объединяющим многие миллионы людей, независимо от их национальности, возраста и гражданства, и очевидно, что с каждым годом его ряды будут только множиться по мере дальнейшего роста парка персональных компьютеров. На сегодняшний день наибольшую популярность в клубах приобрели Quake III Arena, Unreal Tournament, CounterStrike, Starcraft 2, World of Tanks и др.

Помимо этого с каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "гаймерами" (от английского "Game" - игра).

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано. Это является настоящей зависимостью, только в отличие от зависимости алкогольной, наркотической или никотиновой, это психологическая зависимость.

Наибольшее влияние на психику играющего оказывают ролевые компьютерные игры. В частности, игры с видом "из глаз" своего компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой "затягивания" или "вхождения" в игру. Вид "из глаз" провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. Таким образом, ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека: решая проблемы "спасения человечества" в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.

Существует несколько стадий зависимости от компьютерных игр:

  1. Стадия легкой увлеченности (устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека).
  2. Стадия увлеченности (Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер).
  3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями: переосмысление ценностей в своей сфере личности. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной.
  • Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма.
  • Индивидуализированная форма зависимости – это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность.
  1. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Она может длиться всю жизнь.

Самостоятельно выйти из стадии зависимости очень трудно. Есть примеры, когда самозабвенное пристрастия подростков к компьютерным играм проходило, и на этой почве вырастал серьезный профессиональный интерес к компьютеру, они становились успешными программистами, системными администраторами. Крайне важно не пропустить грань между простым увлечением и полной зависимостью.

Некоторые специалисты (например, неврологов) утверждают, что некоторые компьютерные игры как нельзя лучше способствуют развитию реакции у пациентов, страдающих различными заболеваниями, в какой-то степени способны тренировать сердечно-сосудистую, нервную, мышечную системы. В частности, с этой целью современная медицина с большим успехом использует метод биологически обратной связи, который построен на использовании специальных компьютерных программ.

Также есть специальные развивающие игры, которые даже рекомендуются психологами и педагогами. Однако, находятся противники данного рода обучения. Они считают, сто данные игры не развивают интеллект, а лишь делают его узким и ограниченным в какие либо рамки. А также развивают лишь те стороны интеллекта, которые в жизни оказываются бесполезными, так как эти игры всегда помещают человека в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, в то время как окружающий нас действительный мир, ни в какой конечный набор правил втиснут быть не может. И на их взгляд эти игры не развивают творческую интуицию. Мое же мнение, что к обучению надо подходить комплексным подходом, то есть некоторое время уделять обучению на компьютерных играх, а оставшееся время посвятить творческому обучению человека.

Психологами доказано, что человек, как существо социальное, подсознательно моделирует свою жизнь как некую игру. «Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр, мы совсем не хотим этим сказать, будто они очень забавны и их участники не относятся к ним серьезно. Например, футбол или другие спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники — весьма серьезными людьми. Некоторые исследователи включали в число игр вполне серьезные ситуации», — указывает психолог Эрик Берн в книге «Игры, в которые играют люди». Видеоигры дают человеку большую свободу моделирования поведения и ситуаций, поэтому ничего удивительного в их популярности нет.

Зачастую в компьютерных стратегиях геймер получает огромный опыт в рациональном использовании денег. Здесь нужно купить дорогостоящие постройки или амуницию и отложить сбережения на повышение опыта главного героя или прохождение в следующий уровень. Эта особенность сюжета помогает человеку справиться со своей излишней расточительностью и научиться экономично тратить собственные доходы, заранее планируя на будущее свой бюджет.

В жизни часто возникают такие ситуации, что терпение вот-вот лопнет, а нервы уже на пределе. Такое состояние обычно наблюдается к концу тяжелого рабочего дня, особенно в конце недели. Различного рода компьютерные игры помогут справиться с чрезмерной агрессией и «выпустить пар» в бою на своих противников, а не в жизни на ни в чем не повинных родных и близких. После этого геймер становится более спокойным и уравновешенным. К тому же, удается избежать возникновения беспочвенных конфликтных ситуаций, часто случающихся на фоне стресса и угнетенного состояния.

Компьютерные игры типа «стрелялок» или «автосимуляторов» способствуют повышению концентрации внимания человека. Реакция человека повышается, что, безусловно, пригодится ему и в реальной жизни, полной опасности и возникновения непредвиденных ситуаций.

Пугающие истории о плачевных последствиях чрезмерного увлечения играми можно отнести к единичным случаям. Противники игр ссылаются на обилие насилия в проектах. Но смотря с чем сравнивать. Например, Голливуд выпускает гораздо больше кровавых блокбастеров, чем игровые компании. Из десяти самых хитовых игр 2011-го только четыре с насилием, тогда как из топ-10 фильмов — восемь.

Аргументы о том, что игры приводят к ожирению и поддерживают малоподвижный образ жизни, также не совсем справедливы. В 2006 году Nintendo выпустила игровую приставку Wii. В устройстве на то время были применены инновационные беспроводные игровые контроллеры — Wii Remote и Wii MotionPlus, реагирующие на движения игрока. Среди доступных игр было очень много имитирующих спортивные игры. Чтобы полноценно в них играть, игрок должен очень много двигаться. Например, Wii Fit (со специальной доской Wii BalanceBoard) — фактически спортивный видеотренажер, который содержит четыре основных категории упражнений: аэробика, физические упражнения, йога и игры, улучшающие баланс. Этот комплекс занятий позволяет быстро и просто сжигать калории, развивать координацию движений и чувство баланса, повышать физическую выносливость, быть всегда в тонусе. Он также включает индивидуальные программы тренировок, составленные для достижения желаемого результата, советы тренера, канал Wii Fit Channel, множество увлекательных и полезных для здоровья игр. Все это дает возможность каждому игроку, в том числе ребенку, заняться спортом, не выходя из дома. Игры — это не так плохо, как думают многие.

Игры можно разделить на обучающие и развлекательные. В обучающей игре все правдиво и точно, а развлекательные рассказывает об основных фактах, но при этом вольно интерпретирует остальные.

В 2002 году ученый Алекс Бернс из Australian Foresight Institute исследовал феномен обучаемости через видеоигры на примере исторической пошаговой стратегии-симулятора Civilization III. Эта игра стала хитом своего жанра в 2001 году. Общественность была очарована объективным отображением истории цивилизации от 4000 г. до н. э. до наших дней. При этом игра удачно сочетала в себе как развлекательную, так и образовательную функции. Симуляторы-cтратегии еще называют god games, когда пользователь примеряет на себя роль бога, создавая и управляя мирами, городами, людьми и поселениями.

Civilization III активно используется в изучении истории человечества. но не как дидактический материал. Она показывает причины, по которым цивилизации на разных этапах своего развития действовали так или иначе, поскольку игра симулирует это поведение. Градостроительный симулятор SimСity используется на некоторых курсах университетов США, где учат экономике. Есть бизнес-игра Capitalism2, она очень сложная и качественная, но не переиздавалась с 1998 года. Игра реально используется на некоторых курсах MBA и во многих бизнес-школах.

Видеосимуляторы активно применяются для обучения астронавтов, будущих пилотов воздушного транспорта, армейских или гражданских защитных подразделений. В 1978 году Минобороны США поручило разработчику игр Atari разработать версию шутера-RTS Battlezone в качестве тренажера для реальных водителей танка. Морская пожарная служба обучалась по игре Marine Doom (модификации шутера Doom). А успешная Tom Clancy’s Rogue была адаптирована для отработки антитеррористических операций в городских условиях.

Авиасимулятор Microsoft Flight Simulator официально входит в программу подготовки пилотов учебными заведениями. Он позволяет освоить первоначальные навыки пилотирования в простых и сложных погодных условиях — от предполетной подготовки, взлета и полета до выполнения снижения и посадки. С помощью этой игры рассматриваются штатные и внештатные ситуации, в том числе в рамках тренировки взаимодействия экипажа по отработке аварийных ситуаций. На базе тренажерных комплексов, использующих симулятор в качестве платформы, принимаются зачеты и экзамены.

Что же касается деталей машин, то можно предложить несколько вариантов:

  1. Использовать слайды, на которых изображена техника из компьютерных игр. Например, не многие обучающиеся знают, что на многих танках используется планетарная передача. На слайд помешается фотография с изображением из играы World Of Tanks и предлагается обучающимся назвать марку танка, а затем связать данный танк с темой урока. Тем самым обучающимся становится интересно, так как это одно из сфер их интересов, и тем самым он лучше усваивает материал. Тоже самое касается и популярных игр про гонки на машинах.
  2. Использование различных симуляторов. Здесь не обязательно, что бы студент сидел за компьютером, иначе урок может выйти из под контроля. Достаточно проектора и компьютера, к которому он подсоединен. Преподаватель сам будет задавать направление игры, и тем самым урок будет направляться в нужное русло. А если студента заинтересует этот симулятор, то он сам может её скачать в интернете и установить на свой домашний компьютер.

Для обучающихся по специальности связанных с ремонтом автомобиля и дорожно-транспортных средств могу посоветовать симулятор Car Mechanic Simulator 2014. В данном симуляторе большое количество деталей, в связи, с чем можно хорошо изучить строение автомобиля, а также тонкости его ремонта.

Подведем итоги:     

Компьютерные игры развивают быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию, а также классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели и совершенствовать интеллектуальные навыки

Однако, при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

Обучающийся, играющий в компьютерные игры, одновременно овладевает и навыками работы на самом компьютере. Он учится запускать программу, перемещать и удалять файлы, управлять курсором, манипулировать мышью, разбираться с меню и диалоговыми боксами, ориентироваться в структуре директорий, перемещаться между окнами, настраивать рабочее окружение. Кроме того, компьютер позволяет тренировать память, внимание, вырабатывать грамотность (текстовые редакторы отмечают орфографические и стилистические ошибки), графические программы улучшают пространственное воображение, развивают моторику рук. Существует огромное количество различных обучающих игр, помогающих обучающемуся освоить учебный материал. Визуальное оформление и звуковое сопровождение делают учебный процесс гораздо интереснее и занимательнее, вследствие чего повышается общий уровень восприятия материала.

Компьютерные игры занимают важную часть реальной жизни в нашем не виртуальном пространстве. Для кого-то это просто способ скоротать свободное время, для кого-то – ежедневный выброс эмоций после трудового и учебного дня, а для кого-то - смысл жизни. Каждому - свое.

Однако главное правило необходимо — научиться отличать хорошие игры от плохих, чтобы не жалеть о бесцельно потраченном времени и упущенных возможностях в реальной жизни. Игры развивают, но родительский контроль однозначно нужен, потому что они могут затянуть игрока, который будет бесконтрольно проводить много времени перед компьютером или консолью.

 

Использованная литература:

  1. Электронный ресурс - режим доступа свободный: http://kontrakty.ua/
  2. Электронный ресурс – режим доступа свободный: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/iyul/06/kompyuternye_igry/
  3. Электронный ресурс – режим доступа свободный: http://softgallery.ru/benefits-of-computer-games/



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*