Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Здоровьесберегающие технологии в работе выпускающей ЦМК

13.05.2015 132 154
Даниленко Ольга Михайловна
Даниленко Ольга Михайловна, преподаватель инфекционных болезней

Амурский медицинский колледж

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального

благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов

ВОЗ

Именно поэтому в работе педагога так важен валеологический аспект. Ключевое понятие в валеологии – гармония, а формирование гармонично развитой личности – наша с вами цель. Преподаватели Выпускающей ЦМК все клиницисты. И кому, как не им, известно значение безопасности и охраны труда. Для понимания роли педагога в валеологическом воспитании вспомним легенду.

У древнего бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Закон Жизни. Этим законам надо людей научить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена просвещает людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной. И мы, педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье.

Таким образом, одна из наших задач – это формирование у студентов системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе и к своему здоровью.

Как утверждает ВОЗ, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на столько же - состоянием окружающей среды и на 50% оно определяется образом жизни.

Здоровье – один из основных компонентов, определяющих качество жизни. Разговор о здоровом образе жизни стар как мир. Еще Гиппократ и Авиценна, Пастер и Мечников и другие великие целители мира говорили о единстве здоровья тела и духа, гармоничном развитии человека.

Активное участие в реализации национального проекта «Здоровье» приняли наши педагоги. Каждый преподаватель несет ответственность за здоровье студентов во время пребывания их в учебном заведении. В этих целях многие преподаватели внедряют у себя на занятии здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Последние предполагают совокупность психолого–педагогических и медицинских воздействий, направленных на защиту здоровья.

Так, в своей образовательно-воспитательной деятельности преподаватели Выпускающей ЦМК применяют следующие основные виды здоровьесберегающих технологий: физкультурно-оздоровительные и медико-профилактические с валеопаузами и технологиями обеспечения социально-психологического благополучия студентов.

Элементы медико-профилактической технологии:

1. Мониторинг здоровья студентов

  1. Контроль за своевременным прохождением медосмотра (кл. руководители и преподаватели-клиницисты совместно с отделом практики и зав. отделениями) и проверка сан. книжек перед выходом на практику
  2. Оформление Листков здоровья в курируемых группах (кл. руководители)

2. Организация и контроль питания

  1. Организация перерывов для приема пищи
  2. Обеспечение условий для приема пищи в кабинетах на базе тех клиник, где отсутствуют буфеты (например, в АОИБ)

3. Валеопаузы

  1. Короткие эвристические беседы, направленные на формирование позитивного отношения к своему здоровью (Профилактика гиподинамии, гриппа, мышиной болезни, дисбактериоза, о рациональном питании, «Чеснок и лук от всех недуг», о значении витаминов, последствиях приверженности моде ходить с открытой поясницей и животом и т.д.)
  2. Формирование полезных здоровьесберегающих привычек (мыть руки, не грызть ногти и авторучки, и т.д.)

4. Разработка рекомендаций по оптимизации здоровья

1. В рамках УИРс разработка и оформление памяток, беседы ( в т.ч. волонтерские):

  • «Профилактика глистных инвазий, передающихся через рыбу»,
  • «Профилактика глистных инвазий, передающихся через мясо»
  • «Профессиональная безопасность в инфекционном стационаре»
  • «Профилактика пищевых токсикоинфекций»
  • «Профилактика ВИЧ инфекции»
  • «ОРВИ, грипп и их профилактика » и др.

2. Регулярный инструктаж по ТБ и охране труда вновь пришедших групп на клинические базы (в т.ч. по инфекционной безопасности) по специально разработанным пособиям-рекомендациям.

3. Постоянный контроль за соблюдением спец. защитной одежды (и обеспечение ею (колпаки, маски) в случае ее отсутствия, например на базе АОИБ)

4. Регулярное пополнение аптечек ПМП в кабинетах и рекомендации по ее использованию нуждающимся с к.в.д.п., при обострениях гастрита и язвенной болезни, гипо-, гипертоникам и пр. недугах (от кашля, капли в нос, оксолиновая мазь, альмагель или маалокс, но-шпа, анальгетики, корвалол, пустырник и т.д.)        

5. Индивидуальный подход к беременным и кормящим студенткам (например, ограничение доступа в стационар с индивидуальными заданиями)

6. Контроль за выполнением графика дежурств в кабинетах и гардеробах (влажная уборка, регулярное проветривание и кварцевание помещения)

5. Организация профилактических мероприятий

6. Контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов

7. Физическое развитие

Элементы физкультурно-оздоровительных технологий:

  1. физкультминутки
  2. самомассаж (в том числе и БАТ)
  3. дыхательная гимнастика

В свою очередь физическое развитие обеспечивают элементы физкультурно-оздоровительных технологий: физкультминутки, самомассаж (в т.ч. и БАТ), дыхательная гимнастика.

В комбинации с предыдущими технологиями применяются и некоторые психолого-педагогические элементы, сопровождающие технологию обеспечения социально-психологического благополучия студентов (различные аффирмации, рифмованные стихи-загадки, шутки-минутки и др.)

«Наблюдайте за вашим телом, если

хотите, чтобы ум работал правильно»

Р. Декард

Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность на уроке, важно контролировать свое тело, как советует Декард. Вот для этих целей и применяются физкультурно-оздоровительтные технологии.

Гимнастические паузы проводятся не только преподавателем, но и самими обучающимися, где под звонкие команды заранее выбранных физоргов (иногда преподавателя) студенты выполняют гимнастические упражнения, сначала снимая напряжение, расслабляясь и затем вновь настраиваясь на новые этапы работы.

Например, изначально мною была разработана и обоснована система выбора упражнений релаксирующего и стимулирующего типов, а также их соотношений (с применением коэффициентов) на определенных этапах работы, и были определены цели:

  • научить студентов умению расслабляться психо - эмоционально и физически (снимать мышечное, зрительное и умственное напряжение) во время проведения практического занятия на определенных этапах работы (доклинический этап: опрос, решение проблемно – ситуационных задач, работа с раздаточным дидактическим материалом и отработка алгоритмов выполнения тематических практических навыков), требующих максимального умственного напряжения и выносливости длительного нахождения в вынужденной позе (сидя за столом) – этап А (релаксация);
  • научить студентов умению концентрироваться для восстановления физического тонуса, активизации мыслительной, психоаналитической деятельности, внимания и, в целом, выносливости – этап Б (стимуляция).

С целью реализации поставленных задач были использованы

  • гимнастика для глаз,
  • упражнения для различных групп мышц и для релаксации.

Проведение таких упражнений должно чередоваться с антистрессовой дыхательной гимнастикой, что способствует выделению эндорфинов, т.е. гормонов, благодаря которым улучшается настроение, уменьшается мышечное и эмоциональное напряжение.

Гимнастика иногда может сопровождаться психологическим тренингом в виде аффирмаций (вы расслабились, отдохнули, вам уютно и комфортно, вы спокойны и уверенны в своих возможностях и силах; вы бодры, энергичны и выносливы и т.д.).

Завершать гимнастический комплекс упражнений перед началом следующего этапа работы на занятии (с целью психологической перестройки на новый вид деятельности) можно рифмованными тематическими загадками и другими приемами.

Вследствие того, что на различных этапах занятия используются разнообразные виды работ студентов, распределение времени для проведения гимнастики следует проводить с учетом соотношения этапов А : Б.

Немалая роль здоровьесберегающим технологиям отводится в плане внеаудиторной самостоятельной работы и УИР студентов. Обучающиеся готовят реферативные сообщения, мультимедийные презентации, буклеты или памятки – листовки, санбюллетени по темам (о которых упоминалось уже выше), актуальным не только для медиков, но в том числе и для населения. В них звучит немало рекомендаций по профилактике. Многими такими памятками пользуются пациенты больниц, на базе которых располагаются учебные кабинеты преподавателей нашей ЦМК.

Тесно сотрудничая с персоналом больниц, наши преподаватели (Симонова Г.А., Рабинович И.В., Матвеева С.И., Глущенко В.М.) совместно со студентами на своих клинических базах проводят интегрированные конференции, посвященные, в том числе вопросам охраны труда и техники безопасности средних медработников. Под руководством преподавателей нашей ЦМК (Даниленко О.М., Рабинович И.В., Матвеева С.И.) принимают участие в региональных и городских конкурсах и конференциях, где наши студенты занимают призовые места.

«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье»

Г.Гейне

Таким образом, выполняя гимнастику, студенты оздоравливают себя, а осуществляя санитарно-просветительскую работу, вносят весомый вклад в оказание помощи практическому здравоохранению (докладами, памятками, санбюллетенями и пр.), преследуя при этом одну из важных задач медицины – заботу о здоровье человека.

 

Литература:

  1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст]: автореф. дис. доктора пед. наук / Н. П. Абаскалова. – Барнаул, 2000.– 48 с.
  2. Акбашев, Т. Ф. Валеопедагогика как система/ Т. Ф. Акбашев // Проблемы педагогической валеологии. – СПб., 1997.– С. 7–10.
  3. Басов, А. В., Тихомирова, Л. Ф. Требования к программам «Здоровье» образовательных учреждений // Здоровье наших детей. – 2002. – №1. – С. 17.
  4. Безруких, М. М. Школьные факторы риска и здоровье детей/ М. М. Безруких // Magister. – 1999. – №3. – С. 56–64.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*