Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИзучение иностранного языка в средних специальных учебных заведениях студентами, окончившими основную общеобразовательную школу, предполагает повторение, восполнение пробелов в знаниях и совершенствование навыков и умений, сформированных в основной школе (основной модуль) и освоение лексического материала, отражающего ту или иную сферу профессиональной деятельности (профессионально направленный модуль).
Основной модуль выстраивается на изученном материале предыдущих лет, однако обобщение полученных знаний и умений осуществляется на основе сравнения и сопоставления различных видовременных форм глагола, контрастивного анализа повторяемых явлений и использования их в естественно-коммуникативных ситуациях общения. Языковой материал профессионально направленного модуля предполагает введение нового, более сложного и одновременно профессионально ориентированного материала, формирующего более высокий уровень коммуникативных навыков и умений.
Целью изучения иностранного языка на данном этапе является дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной).
Для анализа мы взяли раздел II “Основной модуль” рабочей программы для 1 курса всех специальностей среднего профессионального образования.
Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо – и реализуется в трех направлениях: социально-бытовое общение, учебно-трудовое общение и социально-культурное. В результате обучения студенты должны овладеть конкретными умениями в каждом виде деятельности.
Речевые умения в различных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо)
Аудирование как цель и как средство обучения
Развитие этого рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух, которые опираются на следующие психические процессы:
Знание этих процессов необходимо для развития навыков аудирования у тех, кто ими не владеет, и для совершенствования этих навыков через систему упражнений и заданий.
Обучение аудированию предполагает развитие умений:
Система упражнений на развитие навыков аудирования
На уроках английского языка я использую аудирование со зрительной опорой, например, печатные тексты и видеофильмы:
1) видеокурс «100% видео английский» (2008г.);
2) видеофильмы:
Широко использую направленное аудирование. Дается задание на узнавание знакомых слов и выражений, структур, извлечение определенной информации, а также заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения и т.д.
Также применяю упражнения на тренировку памяти (подготовленное аудирование) и на тренировку вероятностного прогнозирования, например,
Прослушав текст и выполнив упражнения, можно использовать его для развития навыков устной и письменной речи.
Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования смежных языковых и речевых навыков и умений
Предусматривается совершенствование умений в следующих видах чтения:
Обучение чтению предполагает также развитие умений:
Особое внимание в соответствии с программой должно уделяться развитию умения понимать основное содержание текстов, включающих незнакомую лексику.
Упражнения и задания на формирование навыков чтения
Прочитав текст и выполнив упражнения, можно использовать его для развития продуктивных умений в устной и письменной речи.
Упражнения на формирование смежных языковых и речевых навыков и умений
Продуктивные (экспрессивные) виды речевой деятельности
Письмо как цель и средство обучения
Когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то речь идет о письменной речи. Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает также развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:
Предполагается, что учащиеся, поступившие в среднее специальное учебное заведение, владеют базовыми навыками письма. Но практика показывает, что у большинства студентов эти навыки не сформированы. Они не умеют выделять главную информацию, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать и грамотно оформлять мысли. Отсутствие этих умений сильно мешает студентам выполнить творческие письменные задания без ошибок. Поэтому не стоит пренебрегать подготовительным этапом перед обучением письменной речи – этапом формирования письменных речевых навыков. На уроках я использую следующие упражнения и задания.
Упражнения и задания по формированию навыков записи
Говорение
При развитии умений говорения учитываются следующие параметры этого вида речевой деятельности:
Монологическая речь
В процессе обучения предполагается развитие следующих умений:
На уроках, направленных на развитие навыков говорения, студенты чаще всего испытывают нехватку языковых и речевых средств. Поэтому я стараюсь использовать путь формирования этих умений на основе различных этапов работы с текстом. После прочтения (прослушивания) текста я обычно даю следующие задания:
Помимо текстов я использую схемы, таблицы, планы с ключевыми словами и др. Также стараюсь использовать коллективные формы работы на уроках формирования устно речевых умений.
Диалогическая речь
В процессе обучения предполагается развитие следующих умений:
Следует отметить, что для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. При обучению диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнера, а также умению реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств. В своей практике я обычно использую обучение стандартным (типовым) диалогам. И делаю это на основе диалогов-моделей. В качестве дополнительных опор готовлю карточки, схемы, описание ролей для каждого участника диалога или видеосюжет, проигрываемый без звука.
Развитие социокультурной компетенции
Кроме языковых знаний о структуре языка, правилах формообразования, словосложения и пр. обучающиеся должны овладеть комплексом знаний социокультурного характера, а также знаниями, помогающими овладевать учебными умениями и способствующими более эффективному формированию когнитивной составляющей коммуникативной компетентности. Обучающиеся углубляют различные социокультурные знания и развивают умения понимать и воспроизводить эти знания в процессе иноязычного общения. Знания об особенностях жизни в поликультурном обществе, социокультурных правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в иноязычной среде необходимы для владения правилами этикета при осуществлении профессиональной деятельности в ситуациях официального и неофициального характера.
В основе социокультурной компетенции лежат следующие моменты:
На своих уроках я стараюсь дать знания о стране изучаемого языка (имена, даты, исторические факты, культура), о культуре своей страны, географические знания. Стараюсь отбирать тексты с учетом важности тематики для выбора жизненной позиции, для общения на иностранном языке со своими сверстниками в других странах во время учебы (отдыха). Подобранные тексты обеспечивают информацией по обсуждаемой тематике, а также могут служить содержательной и речевой опорой для создания собственных текстов, помогают развивать межпредметные связи. Помимо самих текстов, большое значение имеет методика работы с ними, которая помогает формировать необходимые навыки и умения, необходимые студентам для реального общения в современном мире. Также я использую аутентичные материалы: аудиозаписи и видеофильмы.
Формирование и развитие лексико-грамматических навыков
Грамматические навыки:
Лексические навыки:
Лексические и грамматические навыки формируются через упражнения и задания.
Система упражнений на развитие лексико-грамматических навыков
Заключение
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что коммуникативная компетенция – одна из важнейших составляющих готовности и способности специалистов любого профиля к успешной профессиональной деятельности. Трудно не согласиться с авторами данного курса, что усвоение любой учебной дисциплины будет более успешным, если на родном и на иностранном языке человек умеет работать с текстом и создавать собственные тексты разных жанров. При этом коммуникативные умения тесно связаны с информационными, социальными и учебными как в учебной, так и в реальной деятельности. Но эти умения необходимо целенаправленно формировать и развивать. В практике преподавания английского языка я стараюсь делать упор на развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи. Стараюсь избегать механических тренировочных упражнений, заучиваний устных тем и грамматических правил, а развивать умения рассуждать, сравнивать, оценивать информацию, находить нужную информацию в справочной литературе и т.д.
Список использованной литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.