Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование и развитие коммуникативных умений на уроках английского языка

13.05.2015 1101 1615
Теплоухова Светлана Александровна
Теплоухова Светлана Александровна, преподаватель

Лысьвенский политехнический колледж (ГБПОУ)

Изучение иностранного языка в средних специальных учебных заведениях студентами, окончившими основную общеобразовательную школу, предполагает повторение, восполнение пробелов в знаниях и совершенствование навыков и умений, сформированных в основной школе (основной модуль) и освоение лексического материала, отражающего ту или иную сферу профессиональной деятельности (профессионально направленный модуль).

Основной модуль выстраивается на изученном материале предыдущих лет, однако обобщение полученных знаний и умений осуществляется на основе сравнения и сопоставления различных видовременных форм глагола, контрастивного анализа повторяемых явлений и использования их в естественно-коммуникативных ситуациях общения. Языковой материал профессионально направленного модуля предполагает введение нового, более сложного и одновременно профессионально ориентированного материала, формирующего более высокий уровень коммуникативных навыков и умений.

Целью изучения иностранного языка на данном этапе является дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной).

Для анализа мы взяли раздел II “Основной модуль” рабочей программы для 1 курса всех специальностей среднего профессионального образования.

Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо – и реализуется в трех направлениях: социально-бытовое общение, учебно-трудовое общение и социально-культурное. В результате обучения студенты должны овладеть конкретными умениями в каждом виде деятельности.

 

Речевые умения в различных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо)

 

Аудирование как цель и как средство обучения

Развитие этого рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух, которые опираются на следующие психические процессы:

  • восприятие на слух и узнавание;
  • предвосхищение или вероятностное прогнозирование;
  • смысловая догадка;
  • сегментирование речевого потока и т.д.

Знание этих процессов необходимо для развития навыков аудирования у тех, кто ими не владеет, и для совершенствования этих навыков через систему упражнений и заданий.

Обучение аудированию предполагает развитие умений:

  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • выявлять наиболее значимые факты;
  • определять свое отношение к ним, извлекать из аудиоматериалов необходимую или интересующую информацию.

 

Система упражнений на развитие навыков аудирования

На уроках английского языка я использую аудирование со зрительной опорой, например, печатные тексты и видеофильмы:

1) видеокурс «100% видео английский» (2008г.);

2) видеофильмы:

  • «Новая Зеландия: на краю океанов»;
  • «1000 мест, которые стоит посетить»;
  • «Открываем Лондон»;
  • «Великобритания»;
  • «Незабываемая Америка».

Широко использую направленное аудирование. Дается задание на узнавание знакомых слов и выражений, структур, извлечение определенной информации, а также заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения и т.д.

Также применяю упражнения на тренировку памяти (подготовленное аудирование) и на тренировку вероятностного прогнозирования, например,

  1. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста.
  2. Запомнить имена, даты, географические названия и другое, употребленные в тексте.
  3. Перевести клише с английского на русский и наоборот.
  4. Определить содержание по заголовку, ключевым (новым) словам и т.д.

Прослушав текст и выполнив упражнения, можно использовать его для развития навыков устной и письменной речи.

 

Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования смежных языковых и речевых навыков и умений

Предусматривается совершенствование умений в следующих видах чтения:

  • ознакомительное чтение – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-популярного и технического характера;
  • изучающее чтение – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, руководств, рецептов, статистической информации);
  • просмотровое/поисковое чтение – с целью выборочного понимания необходимой, интересующей информации из текста статьи, проспекта и т.д.

Обучение чтению предполагает также развитие умений:

  • выделять основные факты;
  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • предвосхищать возможные события, факты;
  • раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
  • понимать аргументацию;
  • извлекать необходимую, интересующую информацию;
  • определять свое отношение к прочитанному.

Особое внимание в соответствии с программой должно уделяться развитию умения понимать основное содержание текстов, включающих незнакомую лексику.

 

Упражнения и задания на формирование навыков чтения

  1. Определить по заголовку тему текста, перечень поднимаемых в нем проблем, ключевые слова и выражения.
  2. Определить жанр текста, кто будет главный герой, его профессия, национальность, где будет происходить действие и т.д.
  3. Определить основную идею текста по новым словам.
  4. Найти ответы на вопросы.
  5. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.
  6. Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
  7. Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).
  8. Найти описание внешности (места или события).
  9. Догадаться о значении слова по контексту.
  10. Догадаться как будут развиваться события во второй части текста.

Прочитав текст и выполнив упражнения, можно использовать его для развития продуктивных умений в устной и письменной речи.

 

Упражнения на формирование смежных языковых и речевых навыков и умений

  1. Составить план текста, выделив его основные мысли.
  2. Написать тезисы к тексту.
  3. Рассказать текст от лица главного героя (наблюдателя).
  4. Кратко пересказать текст.
  5. Составить аннотацию к тексту.
  6. Написать рецензию на текст.
  7. На основе ситуации текста написать собственный текст в другом жанре.
  8. Подготовить сообщение по заданной теме.

 

Продуктивные (экспрессивные) виды речевой деятельности

 

Письмо как цель и средство обучения

Когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то речь идет о письменной речи. Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает также развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:

  • личное письмо;
  • письмо в газету, журнал;
  • небольшой рассказ (эссе);
  • заполнение анкет, бланков;
  • изложение сведений о себе в формах, принятых в европейских странах (автобиография, резюме);
  • составление плана действий;
  • написание тезисов, конспекта сообщения, в том числе на основе работы с текстом.

Предполагается, что учащиеся, поступившие в среднее специальное учебное заведение, владеют базовыми навыками письма. Но практика показывает, что у большинства студентов эти навыки не сформированы. Они не умеют выделять главную информацию, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать и грамотно оформлять мысли. Отсутствие этих умений сильно мешает студентам выполнить творческие письменные задания без ошибок. Поэтому не стоит пренебрегать подготовительным этапом перед обучением письменной речи – этапом формирования письменных речевых навыков. На уроках я использую следующие упражнения и задания.

 

Упражнения и задания по формированию навыков записи

  1. Вставить пропущенные слова.
  2. Заменить выделенные курсивом слова синонимами.
  3. Составить словарь по теме.
  4. Выписать из текста предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы.
  5. Выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения.
  6. Выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур.
  7. Найти в предложениях ошибки, связанные с нарушением лексических, грамматических норм употребления.
  8. Закончить предложение, используя слова и выражения из текста.
  9. Составить вопросы к ответам и наоборот.
  10. Соединить части предложений в логическом порядке.
  11. Составить план текста.
  12. Выписать предложение, отражающее основную мысль абзаца.
  13. Составить схему-опору для пересказа текста (для составления сообщения по теме) и т.д.

 

Говорение

При развитии умений говорения учитываются следующие параметры этого вида речевой деятельности:

  • мотив – потребность или необходимость высказаться;
  • условия – речевые ситуации;
  • цель и функции – характер воздействия на партнера, способ выражения;
  • предмет – своя или чужая мысль;
  • структура – действия и операции;
  • средства – языковой материал;
  • типы высказывания – диалоги, монологи;
  • наличие или отсутствие опор.

 

Монологическая речь

В процессе обучения предполагается развитие следующих умений:

  • делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме;
  • кратко передавать содержание полученной информации;
  • рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая и анализируя свои намерения, опыт, поступки;
  • рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка;

На уроках, направленных на развитие навыков говорения, студенты чаще всего испытывают нехватку языковых и речевых средств. Поэтому я стараюсь использовать путь формирования этих умений на основе различных этапов работы с текстом. После прочтения (прослушивания) текста я обычно даю следующие задания:

  1. Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.
  2. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.
  3. Выбрать основную идею текста.
  4. Кратко изложить содержание текста.
  5. Пересказать текст от первого либо третьего лица.

Помимо текстов я использую схемы, таблицы, планы с ключевыми словами и др. Также стараюсь использовать коллективные формы работы на уроках формирования устно речевых умений.

 

Диалогическая речь

В процессе обучения предполагается развитие следующих умений:

  • участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему;
  • осуществлять запрос и обобщение информации;
  • обращаться за разъяснениями;
  • выражать свое отношение (согласие, несогласие, оценку) к высказыванию собеседника, свое мнение по обсуждаемой теме;
  • вступать в общение (порождение инициативных реплик для начала разговора, при переходе к новым темам); поддерживать общение или переходить к новой теме (порождение реактивных реплик – ответы на вопросы собеседника, а также комментарии, замечания, выражение отношения); завершать общение.

Следует отметить, что для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. При обучению диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнера, а также умению реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств. В своей практике я обычно использую обучение стандартным (типовым) диалогам. И делаю это на основе диалогов-моделей. В качестве дополнительных опор готовлю карточки, схемы, описание ролей для каждого участника диалога или видеосюжет, проигрываемый без звука.

 

Развитие социокультурной компетенции

Кроме языковых знаний о структуре языка, правилах формообразования, словосложения и пр. обучающиеся должны овладеть комплексом знаний социокультурного характера, а также знаниями, помогающими овладевать учебными умениями и способствующими более эффективному формированию когнитивной составляющей коммуникативной компетентности. Обучающиеся углубляют различные социокультурные знания и развивают умения понимать и воспроизводить эти знания в процессе иноязычного общения. Знания об особенностях жизни в поликультурном обществе, социокультурных правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в иноязычной среде необходимы для владения правилами этикета при осуществлении профессиональной деятельности в ситуациях официального и неофициального характера.

В основе социокультурной компетенции лежат следующие моменты:

  1. Умение выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития различных стран, социальных слоев общества.
  2. Готовность представлять свою страну и ее культуру с учетом возможной культурной интерференции со стороны слушателей, предвосхищая причины возможного недопонимания и снимая их за счет выбора адекватных средств речевого взаимодействия.
  3. Признание права разных культурных моделей, а значит и формируемых на их основе представлений (норм жизни) и т.д. на существование.
  4. Готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.

На своих уроках я стараюсь дать знания о стране изучаемого языка (имена, даты, исторические факты, культура), о культуре своей страны, географические знания. Стараюсь отбирать тексты с учетом важности тематики для выбора жизненной позиции, для общения на иностранном языке со своими сверстниками в других странах во время учебы (отдыха). Подобранные тексты обеспечивают информацией по обсуждаемой тематике, а также могут служить содержательной и речевой опорой для создания собственных текстов, помогают развивать межпредметные связи. Помимо самих текстов, большое значение имеет методика работы с ними, которая помогает формировать необходимые навыки и умения, необходимые студентам для реального общения в современном мире. Также я использую аутентичные материалы: аудиозаписи и видеофильмы.

 

Формирование и развитие лексико-грамматических навыков

Грамматические навыки:

  • коммуникативно ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе. Автоматизация грамматических навыков;
  • совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;
  • совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple/Indefinite, Past Simple/Indefinite;
  • совершенствование навыков употребления, определенного/неопределенного/ нулевого артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключений);
  • совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, относительных, вопросительных; прилагательных и наречий.
  • систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, место, время действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности (например, наречий firstly, finally, however и т.д.).

Лексические навыки:

  • систематизация лексических единиц, изученных в основной школе («Семья», «Внешность», «Профессии», «Личностные качества», «Квартира», «Распорядок дня», «Учеба, работа», «Хобби»; овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы («Межличностные отношения», «Человек, здоровье, спорт», «Научно- технический прогресс»), проблемы и ситуации устного и письменного общения.
  • расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и новых слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования.
  • развитие навыков распознавания и употребления в речи наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры англоязычных стран; навыков использования словарей.

Лексические и грамматические навыки формируются через упражнения и задания.

 

Система упражнений на развитие лексико-грамматических навыков

  1. Прочитать, перевести и изучить использование новых слов, которые будут необходимы для чтения и обсуждения текстов и диалогов.
  2. Прочитать интернациональные слова, подобрать к ним русские эквиваленты и образовать пары.
  3. Перевести, проанализировать слова с различными суффиксами и разделить слова на группы.
  4. Составить как можно больше слов, сочетая различные части слов.
  5. Преобразовать слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста.
  6. Сочетать прилагательные в колонке A с существительными в колонке B так, чтобы получились правильные словосочетания.
  7. Найти слово, которое не подходит в каждой группе слов.
  8. Подобрать названия группам слов.
  9. Подобрать слову правильное определение.
  10. Прочитать, перевести, определить временную форму глагола.
  11. Изменить предложения в соответствии с образцом.
  12. Заполнить пропуски правильной грамматической формой глагола.
  13. Проанализировать использование временных форм глагола в пословицах и поговорках.
  14. Процитировать предложения в тексте, где встречаются новые слова и выражения.
  15. Найти в текстах слова, сходные по значению со следующими словами.
  16. Найти в текстах слова, противоположные по значению со следующими словами.
  17. Заполнить пропуски артиклями, где необходимо.
  18. Заполнить пропуски правильными предлогами (союзами).
  19. Составить общие и разделительные вопросы и ответить на них в соответствии с образцом.
  20. Составить вопросы, ответами на которые будут выделенные курсивом слова.
  21. Перевести предложения с русского на английский язык и т.д.

 

Заключение

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что коммуникативная компетенция – одна из важнейших составляющих готовности и способности специалистов любого профиля к успешной профессиональной деятельности. Трудно не согласиться с авторами данного курса, что усвоение любой учебной дисциплины будет более успешным, если на родном и на иностранном языке человек умеет работать с текстом и создавать собственные тексты разных жанров. При этом коммуникативные умения тесно связаны с информационными, социальными и учебными как в учебной, так и в реальной деятельности. Но эти умения необходимо целенаправленно формировать и развивать. В практике преподавания английского языка я стараюсь делать упор на развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи. Стараюсь избегать механических тренировочных упражнений, заучиваний устных тем и грамматических правил, а развивать умения рассуждать, сравнивать, оценивать информацию, находить нужную информацию в справочной литературе и т.д.

 

Список использованной литературы

  1. Карпова Т.А. English for colleges = Английский язык для колледжей: учебное пособие / Т.А.Карпова. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013. – 288 с.
  2. Материалы курса “Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы”. М.: педагогический университет “Первое сентября”, 2010. 60 с
  3. Примерная программа учебной дисциплины «Иностранный язык» для специальностей среднего профессионального образования, ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*