Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические рекомендации «Применение дифференцированного подхода к обучению во время проведения занятий учебной практики»

12.05.2015 2673 4737
Асланова Нина Николаевна
Асланова Нина Николаевна, мастер п/о

Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко

Введение

Современное общество ставит перед системой профессионального образования задачи по становлению индивидуальной личности, способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач; обладающей высоким уровнем профессиональной подготовки; по формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества. Современное обучение должно развивать в студентах творческие способности, обогащать его духовно-нравственное развитие личности.

Таким образом, современное общество сегодня нуждается не в стандартной личности, а в индивидуальности.

Для реализации современных социальных требований педагоги и мастера п/о разрабатывают новые подходы. Так использование, дифференцированного подхода к обучению дает возможность мастеру производственного обучения найти индивидуальный подход к каждому студенту. Этот подход помогает при организации процесса обучения уделить внимание каждому студенту в отдельности и в то же время работать со всей группой одновременно.

Урок, как основная форма организации процесса обучения, дает мастеру производственного обучения возможность на практике реализовать дифференцированный подход. Этот подход требует особой подготовки со стороны мастера производственного обучения.

Можно сказать, применение дифференцированного подхода вызывают у студентов больший интерес к обучению, нежели его традиционные подходы к организации.

Исходя из этого, использование дифференцированного подхода к организации процесса обучения на уроке, реализует требование современного общества - становление гармонично развитой самостоятельной личности, обладающими профессиональными компетенциями по профессии.

1. Основные понятия дифференцированного подхода в теории профессиональной педагогики

Дифференциация в обучении предполагает организацию учебной деятельности, при которой в рамках обычной группы для каждого студента, учитывая его индивидуальные особенности, определяется наиболее рациональный характер работы на уроках учебной практики. С помощью отбора содержания создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым студентом.

Дифференцированный подход – целенаправленное педагогическое воздействие на студентов, решает задачи эффективной помощи студенту в совершенствовании его личности. При этом студент в меньшей степени чувствует себя постоянным объектом наблюдения, так как основные педагогические воздействия направлены на всю группу в целом, а не на одного студента.

Главная цель учебной практики состоит в приобретении студентами профессиональных компетенций на уроках производственного обучения, основ профессионального мастерства, необходимых для квалифицированной трудовой деятельности.

Формирование основ профессионального мастерства во многом зависит от развития у студентов интереса к выбранной профессии, что является основой мотива учебной деятельности.

При этом можно выделить 2 момента:

  1. Развитие интереса и формирование профессионального мышления. Это можно достигнуть на уроках учебной практики, создавая мотивацию к труду.
  2. Развитие у студентов способностей к профессиональной деятельности, т.е. профессиональных компетенций.

Это можно осуществить в процессе формирования у студентов профессиональных компетенций в электромонтажной мастерской колледжа.

Дифференцированный подход к студентам в процессе подготовки и проведении практических занятий в электромонтажной мастерской предполагает разделение студентов в зависимости от профессиональных знаний, умений, навыков. Необходимое условие дифференцированного подхода – изучение межличностных отношений. В.И.Максакова отмечает: «Дифференцированный подход облегчает работу мастера и делает более реальными индивидуальный и личностный подходы к обучению подростков». Реализация дифференцированного подхода способствует организации группового соревнования, конкурсов, созданию педагогических условий и ситуаций, помогающих раскрыть достоинства каждого студента.

Разноуровневая подготовка ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей личности. Дифференциация профессионального образования достигается за счет интеграции предметов, что очень важно для усиления их практических знаний.

2. Применение дифференцированного подхода при проведении занятий учебной практики по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию»

Профессиональный модуль №1 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт базовых моделей торгового оборудования» на I курсе по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» включает в себя следующие виды работ: слесарные, электромонтажные работы.

Прежде, чем приступить к занятиям учебной практики по теме «Электромонтажные работы» в рамках начальной профессиональной адаптации в электромонтажной мастерской колледжа необходимо ввести студентов в профессию. Для этого необходимо познакомить с организацией труда, с рабочим местом, безопасными методами труда и требованиями контроля к правильности выполнения операций, с профессионально-квалификационной характеристикой, в которой необходимо раскрыть основные профессиональные компетенции, которые предъявляются к специалисту этой профессии.

Это создаст у студентов положительную установку и будет способствовать целенаправленному овладению профессиональных компетенций в области выбранной профессии.

Для изучения профессиональных способностей студентов, их склонности, глубины и разнообразия знаний, а так же их характера, необходимо в группе на I курсе провести психолого-педагогическую диагностику совместно с психологом. Изучение студентов через психолого-педагогическую диагностику ориентирует к индивидуальному подходу к студентам в трудовой деятельности.

При переходе из слесарной мастерской в электромонтажную, имеются общее представление о студентах, их профессиональных компетенций приобретенных при выполнении слесарных работ.

На 1 этапе с целью определения теоретических знаний необходимых для выполнения электромонтажных работ можно провести нулевой срез в виде теста с несложными вопросами. Проанализировав его, узнать, кто имеет слабое представление, что входит в раздел «Электромонтажные работы».

Поэтому нужно ставить перед собой задачу: дать определенные знания, необходимые студентам для выполнения заданий учебной практики.

Занятия в электромонтажной мастерской необходимо начинать со знакомства с оборудованием электромонтажной мастерской, основными инструментами, которые будут применяться на последующих занятиях. Рассказать студентам о материалах и изделиях, которые будут использоваться во время практических занятий учебной практики; дать начальные сведения об организации рабочего места, обратить внимание на вопросы безопасности труда, обязательных при производстве работ в электромонтажной мастерской. Много внимания необходимо уделить самостоятельной работе студентов с инструкциями, техническими картами и схемами. К этому нужно готовить студентов уже с первых дней, так как умение «читать» электрические схемы, знать условные обозначения имеют большое значение в процессе самостоятельной работы.

Профессия «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию», как и многие другие, требует от студентов определенных способностей, знаний для успешного овладения производственной деятельностью. Беседуя с преподавателем спец. дисциплин, лично присутствуя на уроках, можно убедиться, что степень теоретической подготовки у студентов разная. Для того чтобы проверить практические умения, можно провести второй нулевой срез. На 2 этапе можно предложить всем студентам выполнить самостоятельно сборку несложных электрических схем (источник тока, выключатель, провода, лампочка). По качеству сборки, по времени выполнения можно увидеть, что не все студенты могут уложиться по времени и проявить самостоятельность в работе. Поэтому, необходимо проводить поэтапное усовершенствование знаний, а затем и умений у тех студентов, которые справились с практической работой, но имели некоторые трудности.

Для повышения эффективности производственного обучения нужно создать необходимые условия и выбирать наиболее важные моменты:

  • Организовывать уроки учебной практики с учетом индивидуальных возможностей студентов.
  • Подбирать разноуровневые задания.
  • По результатам нулевого среза       формировать бригады.
  • На начальном этапе при оценке работ применять разные критерии оценок, в зависимости от индивидуальных заданий.
  • Оказывать больше практическую помощь слабым студентам, с целью формирования у них уверенности в своих силах. Здесь и поможет психологическая диагностика личностных качеств студентов, которые проводиться в начале учебного года.

 На 3 этапе обучения в электромонтажной мастерской необходимо наблюдать за работой студентов. Объяснять, помогать слабым студентам и тем самым добиться, что бы они освоили трудовые приемы, которые показываются во время вводного инструктажа. С этой же целью я прошу студентов повторить эти действия несколько раз. Такие упражнения создадут у студентов представление правильного и безопасного выполнения операций, а так же помогут им быть уверенным в себе.

На этом же этапе нужно помочь студентам освоить приемы и способы выполнения замеров, разделки провода с целью сборки схем и монтажа макетов. С этой же целью продемонстрировать студентам всю работу в целом или ее часть, что сделает обучение осмысленным.

В случае затруднений в выполнении практических заданий, необходимо дополнительно разобрать и показать последовательность сборки. Например, при выполнении болтового контактного соединения обратить внимание студентов на последовательность сборки элементов (ограничивающая шайба, плоская шайба, пружинная шайба).

На 4 этапе можно группу разделить на бригады, в зависимости от степени усвоения материала. 1 бригада – сильные студенты, 2 бригада – средняя, 3 бригада – слабые студенты. В процессе выполнения операций задания для сильных и средних студентов объединяются, а слабым студентам усложнить до уровня средних. Таким образом, повышается значимость каждого студента в выполнении заданной работы.

При выполнении работ по соединению провода в ответвительной коробе можно дополнительно показать способы ответвления от провода (в зависимости от жилы, однопроволочная или многопроволочная), а затем предложить тоже самое сделать слабым студентам. Сильным и средним студентам дать задание творческого характера (выполнить эту работу, но уже в ответвительной коробке с целью самостоятельного усвоения умений), т.е. ввод концов проводов в коробку с зажимами и без зажимов. Оконцевание жил и закрепление наконечника сильные и средние студенты могут выполнить самостоятельно и составить технологическую карту.

Так как студенты практически заканчивают работу не одновременно, это позволит мастеру проанализировать работу каждого студента и отметить типичные ошибки, допущенные в работе и своевременно их исправить. Чтобы студенты не допускали повторных ошибок, после разбора предложить студентам еще раз выполнить эту операцию и какое-то время наблюдать за работой, и если видно, что студент справляется с работой – не вмешиваться в процесс. Таким образом, студенты приучаются преодолевать трудности и развиваются способности к самостоятельности.

Работу студентов необходимо оценивать на основе проверки качества изделия в целом и с учетом сборки отдельных узлов, а так же в виде устного опроса и в зависимости от степени усвоения профессиональных компетенций.

Критерии оценок при выполнении работ операционного характера

Балл

1 уровень

2 уровень

«5»

Работа выполняется самостоятельно, или с незначительной помощью. Работа выполнена аккуратно, с использованием инструмента и соблюдением правил техники безопасности.

Работа выполнена самостоятельно, последовательно, с соблюдением правил техники безопасности, умение составлять технологическую карту. Экономичность, аккуратность, творчество, применение ранее изученных операций.

«4»

Работа выполнена аккуратно, но с помощью, с использованием инструмента, соблюдением техники безопасности, имеются незначительные ошибки.

Работа выполнена последовательно, незначительная помощь в выполнении операций, с соблюдением техники безопасности и применение технологической карты

«3»

Работа выполнена с помощью, но аккуратно, с нарушением последовательности.

Работа выполнена не аккуратно. Не умение составить технологическую карту изделия.

«2»

Работа не выполнена или выполнена не правильно

работа не выполнена или выполнена с нарушением технологического процессса. Неэкономично, не аккуратно.

Критерии оценок при выполнении работ комплексного характера в электромонтажной мастерской

Балл

Выполнение технических требований к работе

Выполнение норм времени

Усвоение приемов труда, правильная организация рабочего места, самостоятельность

«5»

Отличное качество выполнения работы в соответствии с техническими требованиями.

Выполнение и перевыполнение установленной нормы времени.

Твердое усвоение и свободное применение рациональных приемов труда при выполнении производственных операций. Правильная организация рабочего места, умение самостоятельно выполнить работу.

«4»

Хорошее качество выполненной работы в соответствии с техническими требованиями.

Выполнение установленной нормы времени.

Достаточно прочное усвоение основных приемов выполнения производственных операций. Правильная организация рабочего места. Умение самостоятельно выполнять работу при незначительной помощи в отдельных случаях.

«3»

Работа выполнена в пределах технических требований, после переделок или исправлений.

Выполнение установленной нормы на работу.

Нетвердое усвоение некоторых приемов выполнения операций. Отдельные нарушения в организации труда и недостаточная самостоятельность в работе

«2»

Нарушение основных технических требований к качеству (брак в работе).

Не выполнение установленной нормы и требований.

Слабое усвоение основных приемов. Нарушения в организации труда, неумение самостоятельно выполнить работу.

Формы дифференцированного контроля студентов на уроках учебной практики

 

Анализ сформированности профессиональных компетенций

Этапы процесса формирования профессиональных компетенций

Исходный уровень профессиональных компетенций

Средства обучения для студентов

Конечный результат сформированности профессиональных компетенций

1

Формирование первоначальных знаний.

Инструменты, схемы, справочники, плакаты, карточки.

Первоначальные знания и умения (знания о предмете, процессе труда, инструменте и техники безопасности). Понятие об электросхеме.

2

Формирование стабильных

профессиональных компетенций

Электросхемы, таблицы, тесты, ГОСТы

Знание буквенных и графических обозначений в электрических схемах. Знание способов маркировки, порядок подготовки и проведения электро-монтажных работ.

3

Формирование основ мастерства

Электросхемы, таблицы, тесты, ГОСТы

Знания технологии электромонтажных работ. Приборы, их устройство, разборка и сборка.

4

Формирование профессионализма

Плакаты, макеты, действующие модели

Способность к самостоятельности, рационализму, автоматизму.

Этот анализ составлен на основе процесса формирования профессиональных компетенций, анализа трудового процесса при выполнении работ в электромонтажной мастерской.

На каждом этапе рассматривается исходный уровень профессиональных компетенций студентов, к которым они должны стремиться. Каждый этап проходит через анализ, где отражаются успехи и неудачи студентов. Это помогает сформировать устойчивые трудовые навыки при выполнении отдельных операций, а затем и при выполнении простейших комплексных работ. Методические рекомендации помогут в работе со студентами, имеющих разный уровень подготовки на начальном этапе, к концу года приобрести необходимые профессиональные компетенции. Студенты будут готовы приступить к более сложной комплексной работе.

Для студентов, выполнивших всю работу своими руками это очень важно, так как это усиливает мотивацию, а главное – принесет моральное удовлетворение.

Заключение

Необходимость разработки и внедрения авторских учебно-методических комплексов, определяющих совокупность обеспеченности профессионального модуля нормативными, теоретическими, информационными, практическими, методическими и другими материалами обусловлена современными требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, работодателей и заказчиков образовательных услуг.

Использование авторского УМК мастером производственного обучения по профессии «Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию» является частью реализации программы профессионального обучения и предусматривает подготовку студентов к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса в рамках основного вида профессиональной деятельности

Разработка и использование авторских УМК позволяет:

  • Разработать этапы внедрения дифференцированного подхода на занятиях учебной практики.
  • Разработать систему дифференцированного контроля студентов на занятиях учебной практики, критерии оценок.
  • Провести анализ сформированности профессиональных компетенций.
  • Обеспечить эффективную работу мастера и студентов на занятиях учебной практики в соответствии с требованиями ФГОС.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*