Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт применения модульно-рейтинговой технологии обучения на занятиях БЖД

12.05.2015 188 1 262
Козлова Лариса Михайловна
Козлова Лариса Михайловна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Сложность педагогических явлений, наличие факторов, влияющих на педагогический процесс и его результаты, приводят к тому, что данный процесс нельзя рассматривать как полностью детерминированный.

Главными функциями управления педагогическим процессом являются организация, планирование, учет, контроль и регулирование. Для повышения эффективности управления необходимо применять методы и средства, образующие эффективные педагогические технологии. Это требование успешно реализуется применением модульно-рейтинговой системы обучения и оценки знаний.

Актуальной задачей, стоящей перед педагогикой, является разработка и внедрение в учебный процесс новых форм и методов, обеспечивающих более высокий уровень образования. В решение данных проблем находит свое место модульно-рейтинговая технология обучения.

Основными элементами организационной модели являются модульная структура курса и рейтинговая система оценки знаний.

Модульная структура курса предполагает разбивку изучаемого курса на ряд законченных, взаимосвязанных модулей с четко определенными целями, задачами, уровнями изучения данного модуля и формами контроля.

Рейтинговая система оценки знаний состоит в замене традиционного контроля на непрерывно набираемый в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг.

Модульно-рейтинговая технология обучения (далее – МРТ) эффективно стимулирует самостоятельную, творческую работу студентов в течение семестра, резко поднимает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов. На ранних этапах обучения создается возможность для дифференциации уровня знаний и работоспособности обучаемых, в соответствии с этим создаются возможности для индивидуализации процесса обучения: помощь слабо успевающим студентам и расширение круга изучаемых проблем для наиболее способных студентов.

МРТ имеет целью:

  • развитие индивидуального творческого мышления обучаемых;
  • повышение творческого начала всех участников педагогического процесса;
  • максимальную индивидуализацию обучения;
  • интенсификацию и активизацию самостоятельной работы обучающихся.

В ходе эксперимента исследовалась проблема разработки и практического внедрения МРТ в организацию обучения на занятиях «БЖД» студентов колледжа. Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и высокая практическая значимость для обучения определили выбор темы эксперимента.

Объект исследования: процесс обучения студентов Оскольского Политехнического колледжа.

Предмет исследования: педагогическое обоснование технологии обучения математике, направленной на активизацию самостоятельной учебной деятельности курсантов, в системе МРТ.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические основы применения модульно-рейтинговой технологии обучения.

Гипотеза исследования: если преподавать дисциплину на основе использования системы МРТ, то это повысит эффективность учебного процесса и, в частности, активизирует самостоятельную учебную деятельность студентов.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены основные задачи:

  • провести теоретическое исследование активизации учебной деятельности студентов при обучении «БЖД» в модульно-рейтинговом обучении;
  • разработать модульный принцип построения курса; рейтинговую систему контроля; программу курса. адаптированную к новой технологии и к конкретной специальности);
  • провести экспериментальное исследование, проанализировать его результаты, предполагая показать, что использование модульно-рейтингового обучения является фактором, улучшающим качеством обучения студентов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  1. Разработана концепция педагогических функций модульного обучения.
  2. Разработана методика использования системы МРТ для преподавания в колледже.
  3. Проведено экспериментальное исследование активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов при обучении студентов в колледже.

Практическая значимость исследования заключается в том, что МРТ может быть внедрена в учебном процессе колледжа. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании любых дисциплин.

Достоверность полученных результатов обеспечивается анализом теоретических основ использования модульно-рейтинговой технологии обучения; проверенными педагогическим опытом и результатами экспериментального исследования.

Модульно-рейтинговая технология эффективна, стимулирует равномерную аудиторную и внеаудиторную самостоятельную учебную работу студентов в течение всего семестра. Регулярная самостоятельная работа студентов регламентирована как объемом заданий для самостоятельной работы в течение семестра, так и графиком проведения контрольных мероприятий.

Модульно-рейтинговое обучение позволяет в самом начале семестра оценить уровень подготовки студентов, что существенно облегчает организацию индивидуализации обучения, помощь слабоуспевающим студентам. Кроме того, именно с целью усиления индивидуальной творческой активности в рамках самостоятельной работы хорошо успевающим студентам предлагаются задания повышенной трудности.

Неоднократное возвращение к недостаточно усвоенному материалу при индивидуальной работе со студентами позволяет достигнуть достаточно прочных знаний основных разделов курса, добиться полного отсутствия у студентов задолженностей к концу семестра.

Модульно-рейтинговая технология дает возможность решать не только обучающие, но и воспитательные задачи (позволяет повысить ответственность курсантов за учебный труд, способствует преодолению необязательности и недисциплинированности отдельных студентов, дает навыки межличностных отношений в коллективе) внесением в процесс обучения элементов состязательности путем непрерывного вычисления рейтинга. МРТ обеспечивает более тесный контакт между преподавателем и студентом, что позволяет лучше ориентироваться в интересах и потребностях студентов, знать и учитывать их индивидуальные способности, т.е. происходит изменение роли и функции преподавателя, превращение его в специалиста-консультанта, что добавляет новую обязанность в его преподавательской деятельности.

Модульно-рейтинговая технология позволяет получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии дел по учебной дисциплине у студентов за любой промежуток времени и дать курсанту средства самодиагностики знаний, что позволяет снять стрессовую ситуацию во времени зачета.

Опыт работы по обучению студентов третьего курса колледжа в модульно-рейтинговом обучении выявил и его некоторые недостатки:

  • введение рейтинга по одной дисциплине не дает того эффекта, на который можно было бы рассчитывать при сквозной системе рейтинговой оценки успеваемости студента по всем предметам и в течение всего периода обучения;
  • абсолютно недостаточен уровень компьютеризации учебного процесса, в следствие чего значительно возрастает нагрузка на преподавателей в течение семестра;
  • большой объем предварительной работы по созданию методического обеспечения;
  • система на первых этапах ее внедрения не может обеспечить резкое повышение успеваемости студентов.

Экспериментальное обучение студентов модульно-рейтинговой технологии обучения позволяет сделать вывод о перспективности ее внедрения в практику преподавания в колледже.




Назад к списку

Комментарии
Мы тоже применяем балльно-рейтинговую систему оценки студентов и считаем, что она приводит к лучшей успеваемости.
Сидоренко Марина Александровна
зам. директора по НМР,
ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*