Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практическое использование игры на уроках истории

12.05.2015 784 2445
Щетинина Марина Алексеевна
Щетинина Марина Алексеевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

В Черемховском медицинском техникуме уровень знаний, полученных в школе, у студентов первого курса не очень высокий. Поэтому главная задача преподавателя – заинтересовать ребят в процессе обучения. Сделать это трудно по нескольким причинам. Во-первых, в медицинский техникум, в основном, приходят ребята, которым нравится изучать медицину, а не какую-то историю, которая им в школе изрядно надоела. Во-вторых, техникум недостаточно обеспечен исторической литературой и наглядностью, а писать конспект под диктовку большинство вчерашних школьников не могут – не успевают, делают множество ошибок и устают. Кроме того, группы первого курса многочисленны, в них занимаются и кандидаты, не прошедшие по конкурсу, численность группы достигает 40 человек. С таким контингентом работать сложно, заинтересовать их и увлечь изучением предмета еще сложнее. Интерес к предмету совсем пропадает, студенты начинают нарушать дисциплину и мешают друг другу воспринимать учебный материал. Поэтому при изучении нового материала просто необходимо заинтересовать студентов, ведь изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление вновь услышанного.

Организация изучения нового материала на уроке достигается: посредством устного изложения материала, посредством работы с печатным текстом, в процессе работы с наглядностью, в ходе практической работы студентов.

Устное изложение исторического материала реализуется посредством таких приёмов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Эффективно активизируют познавательную деятельность студентов на этапе изучения нового материала следующие приемы: студенты по ходу объяснения нового проблемного материала не ведут конспект, а записывают возникающие вопросы, за наиболее интересные из которых выставляются оценки; в процессе объяснения нового материала им предлагается составить опорный конспект; а также им надлежит выписать все изученные и вновь вводимые понятия; преподаватель задает интересные короткие задачки и задания на понимание, пояснение и применение; до объяснения студенты списывают с доски таблицу, которую они должны заполнить в процессе объяснения.

Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др.

В Черемховском медицинском техникуме доброй традицией стало проведение викторин- конкурсов между группами по различным учебным дисциплинам, в том числе и по истории. Проведение таких мероприятий, безусловно, повышает интерес студентов к изучаемым дисциплинам. Подростки очень любят соревноваться, желание победить в игре, заставляет их получать знания, что-то запоминать.

В игре «Знатоки истории», которая проводится между группами студентов первого курса в форме конкурса из трех раундов. От каждой группы участвует команда из 10 человек, остальные – команда болельщиков, которые тоже могут решать ситуации, помогая своей команде. 1 раунд: Каждый студент из команды получает карточку с вопросом. На карточке в стихотворной форме изложено историческое событие. Время на подготовку -5 минут. Критерии правильного ответа: развернутый полный ответ и правильное прочтение стихотворения – 10 баллов. При оценке команд учитывается поведение болельщиков: за подсказку, шумное и некорректное поведение у команды снимаются баллы. 2 раунд: по портретам словесному и художественному опознать исторического деятеля и рассказать о нем. В какое время он жил, что значительного совершил, какова его судьба? Критерии правильного ответа: учитывается скорость угадывания и объем рассказа. Раунд 3: решение теста в письменной форме. Выявляется победившая команда, 3 места в личном первенстве, наиболее активные болельщики.

В игре «Древо познания» учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках пять разных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «древу познания» (которое нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны небольшие прорези со вставленными скрепками). А на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листочек (как будто срывают плод), читают вопрос и отвечают на него. Разберём эту игру по структурным элементам (по времени она разбивается на два урока). На первом уроке проходят следующие этапы игры: сообщение об игре, объяснение её правил и подготовка к ней. Именно эти этапы и существенны для изучения нового материала, остальные этапы и само игровое действо проходят при повторении пройденного материала.

При изучении нового материала очень большое значение имеет наглядность. Наглядность бывает изобразительная, предметная и условно-графическая. Игровые возможности наиболее реализуемы применительно к первым двум.

Работа с наглядностью на уроке истории строится посредством наблюдения и анализа содержания наглядного объекта. Если учитель использует учебную картину, он добивается, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа. В традиционной методике такая работа может строиться на основе сюжетно-образного повествования или художественного описания по событийной картине. В рассмотрении типологической картины наиболее характерный приём-беседа, помогающая учащимся самостоятельно извлекать знания.

Практическая работа на уроке используется не так часто в школьной практике. Обычно она занимает часть урока, реже – целый урок. Примерами практической работы могут быть: работа с контурной картой, конструирование макета или модели и др. Практические работы могут осуществляться с видеорядом и с компьютерными программами.

Игра и практическая работа соединяются в игре «Творческая лаборатория». В игре учащиеся делятся на 3 группы. Учащиеся получают игровые задания, выполняя которые они становятся сценаристами и актёрами, журналистами, художниками-иллюстраторами, историками-картографами. Группы получают карточки с соответствующими заданиями. Например, по теме «Отечественная война 1812 года» задания могут выглядеть следующим образом: создание мини-видеофильма ( спектакля); создание исторической карты, написание сообщения о войне для газеты.

Желательно, чтобы темы этих трех заданий для 3 групп относились к разным событиям войны 1812 года. Например:

Видеофильм «Совет в Филях». Сюжетом к фильму может стать эпизод, когда 13 сентября 1812 года в деревушке Фили под Москвой в простой крестьянской избе был созван военный совет.

Фильм студенты могут снимать за пределами техникума Учащиеся могут подумать о костюмах согласно моде этого периода, сами создать сценарий видеофильма. На уроке они показывают видеокассету классу (если нет видеокамеры, то это может быть небольшая сценка).

Можно составить историческую карту. Она может быть посвящена нашествию войск Наполеона на Россию. На карте России необходимо будет указать стрелками пути следования французских войск, а кружками разного цвета или мелкими фигурками: населенные пункты, около которых состоялись сражения в ходе войны. Можно составить карту отступления французов из России и карту заграничных походов русской армии после изгнания Наполеона из России.

В Черемховском медицинском техникуме проводятся интегрированные лекции. В проведении такого урока участвует несколько преподавателей разного профиля. Они взаимодействуют на проблемно организованном материале, как между собой, так и с аудиторией студентов. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений. Лекция этого типа, как показывает опыт, является чрезвычайно эффективной формой обучения. Методика чтения подобной лекции предполагает: выбор соответствующей темы, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности; подбор преподавателей, совместимых с точки зрения стиля мышления и способа мышления; разработку сценария лекции. Такая лекция фактически представляет собой игру, что создает эмоциональный, положительный фон и повышает заинтересованность студентов. Она проводится с целью: выявления исходного уровня студентов; снятия эмоционального напряжения; наращивания информации по теме; более глубокого знакомства преподавателей с аудиторией и студентов друг с другом. Ситуация зачитывается преподавателем, текст раздается игрокам каждому индивидуально. Согласно правилам игры при индивидуальной работе не рекомендуется общение с другими игроками, при коллективном решении ситуации каждый игрок должен аргументировано отстаивать свою точку зрения и проявлять уважение к чужому мнению, члены группы должны прийти к оптимальному решению. В момент дискуссии или «мозговой атаки», которая проходит в группе, преподаватели внимательно наблюдают за всеми студентами и определяют кто из студентов является неформальным лидером, кто какую социальную роль выполняет. Затем преподаватель зачитывает оптимальные правильные решения, записывает данные на доске, отмечает наиболее успешных студентов, выявляет лучших. При помощи такой игры можно не только дифференцировать оценки по нескольким предметам, в нашем случае: по истории, литературе, сестринскому делу, медицине катастроф, но и представить социальный портрет группы. Со знанием дела заместитель директора по воспитательной работе и психолог выявляют, кто какую социальную роль в группе выполнял: антилидер, альтруист, бюрократ, конформист, нонконформист, оппонент, консерватор, новатор, провокатор. Когда выявлены все лидеры, они приглашаются к столу и совместно с коллективом выдвигают самого достойного из них в Студсовет, при необходимости распределяют должности среди остальных: например, культорга, физорга, ответственного за информацию и т.д. Данная игра проводится в течение 1,5 часов. В ней участвуют представители разных групп и курсов.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*