Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности учебной деятельности студентов первого года обучения

12.05.2015 278 349
Щетинина Марина Алексеевна
Щетинина Марина Алексеевна, преподаватель истории и обществознания

Черемховский медицинский техникум

В медицинском техникуме история преподается на первом курсе. Подавляющее большинство студентов первого года обучения – это подростки 15-17 лет. В этот период у них возникает проблема адаптации к учебной деятельности в новых условиях. Поэтому большое значение имеют характер и содержание личностного взаимодействия преподавателя и студента: его диалогичность, ориентация на совместную деятельность (целеполагание, мотивация, планирование совместных действий по достижению результата, способ обучения, взаимооценочные действия и т.п.) В адаптационный период особое значение имеют диалоговые формы взаимодействия, партнерство преподавателя и студента. Успехи студента рассматриваются и оцениваются относительно его прежних достижений, а не в соответствии с заданными нормативами. Гуманизация взаимоотношений «преподаватель-студент» является необходимым условием воспитания отношения к личности как к самоценной индивидуальности.

Учет индивидуальных способностей студентов необходим для их психологической адаптации к учебной деятельности. При этом продуктивна ориентация на положительные эмоции, повышение стрессоустойчивости, снижение влияния различных внешних психогенных факторов. Важно понимать тип нервной системы, особенности мышления и эмоциональной сферы студента. Поэтому педагог, планируя учебную деятельность, учитывает эти психофизические особенности студентов, старается создать комфортные условия для организации их умственного труда, проводит психологические тренинги с целью развития их навыков саморегуляции.

Учение для подростка в независимости от того, где он обучается, в школе или техникуме является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последние, как отмечал А.К. Макаров, заключается в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами учебного заведения. Трудности подростка состоят в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога. В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению. Вчерашние школьники приходят обучаться в техникум. У многих из них не сформированы навыки учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста – потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу.

Таких студентов очень мало и поэтому необходимо целенаправленно формировать мотивы учения. Это является одним из резервов повышения эффективности обучения. Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная потребность. Студенты могут реализовать ее иногда совсем не в положительном русле. Для педагога важно направить познавательную деятельность в позитивное русло, чтобы при ее удовлетворении у него формировался устойчивый познавательный интерес, определяющий его положительное отношение к учебным предметам. Некоторых студентов очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Но таких студентов, как показывают результаты исследования, мало.

В идеальных условиях, студенты испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным предметам». При этом для подростка в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями: «Интересными бывают уроки тогда, когда учитель рассказывает не только то, что есть в учебнике. А если учитель рассказывает как в учебнике, или же заставляет читать новый урок по учебнику в классе, то уроки становятся скучными и не нравятся».

В исследованиях З.И. Щукиной показано, что в познавательных интересах подростков одного итого же класса наблюдаются большие различия. У одной группы учащихся интересы носят аморфный характер, характеризуются изменчивостью и ситуативностью, у другой – интересы захватывают широкий круг учебных предметов и учебную деятельность в целом, у третьей группы подростков ярко проявляются стержневые, доминирующие интересы.

Интересы студентов различаются и по направленности их познавательной деятельности. Одни предпочитают описательный материал, их привлекают отдельные факты, другие стремятся разобраться в сущности изучаемых явлений, объяснить их с точки зрения теории, третьи проявляют большую активность при использовании знаний в практической деятельности, другие – к творческой, исследовательской деятельности.

Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении студентов к учению имеет понимание значимости знаний. Для них очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, их значение для развития личности. Связано с усиленным ростом самосознания современного студента. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям всесторонне развитого человека. Надо поддерживать их убеждения в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у некоторой части студентов повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению.

Если же студент не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформировать негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Неуспех, как правило, вызывает у студентов бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. И если неуспех повторяется, то у них закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для студентов является ситуация, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражение порой приводит студентов к поиску благовидных причин, чтобы не пойти в техникум или уйти с урока.

Эмоциональное благополучие студента во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.

Оценки для студента имеют различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность ему выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других – заслужить уважение учителей и родителей. И в этом плане существенное значение имеет не только оценка деятельности обучающегося и его умственных возможностей со стороны других, но и самооценка. Как показывают исследования, именно в подростковом возрасте доминирующую роль играет самооценка. Для эмоционального благополучия студента очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут совпадать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.

Преподавателю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показали, что отношение студента к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы преподавателя и его отношением к студентам. Многие студенты при ответах на вопрос: «При каких условиях учащиеся учились бы в полную меру своих способностей?» указывали на умение преподавателя заинтересовать своим предметом, на его уважение к обучающимся. Вот типичный ответ: «Если бы преподаватели обращались с нами, как хорошими друзьями, заинтересовывали нас, если бы студенты не боялись плохо ответить, то они учились бы в полную меру своих способностей». При этом студенты считают, что многое зависит и от них самих, и, прежде всего, от их настойчивости. Но настойчивость, по их мнению, легче проявляется тогда, «когда учитель хотя и требовательный, но добрый», когда он «справедливый и чуткий».

В техникуме студенты приступают к изучению и освоению основ наук. Им предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой стороны направлен на их развитие. Студенты должны овладеть системой научных понятий и терминов. Поэтому новые учебные предметы предъявляют новые требования к способам усвоения знаний и направлены на развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления. Такое мышление характерно для юношеского возраста.

Новое в развитии мышления студента заключается в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного решения. Студент, в отличие от школьника, начинает анализ задачи с попыток заявить все возможные отношения в имеющихся данных, создаёт различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления заключается не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки студента становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называется рефлексивным.

Хотя усвоение научных понятий в школе уже само по себе создаёт ряд объективных условий для формирования у школьников теоретического мышления, однако, оно формируется не у всех. И в техникум вчерашние школьники приходят с разной подготовкой. У разных студентов может быть разным уровень и качество его реальной сформированности.

Овладевая материалом по гуманитарным предметам, учащиеся тоже усваивают научные понятия, классификации фактов, учатся видеть связи и причинно-следственные зависимости, давать краткие характеристики и развёрнутые описания, делать выводы. Усвоение такого материала представляет меньшие трудности, чем по предметам математического цикла, но многие подростки тратят на подготовку домашних заданий больше времени, чем это предусматривается, так как не владеют приёмами правильной работы над учебным материалом. Развитие таких умений должно стать задачей учителя.

Таким образом, мы видим, что особенности учебной деятельности студентов первого года обучения – это недостаточная сформированность теоретического мышления, отсутствие владения приемами правильной работы над учебным материалом. Не все понимают жизненную значимость знаний. Задача преподавателя заключается в том, чтобы направить познавательную деятельность студентов по нужному пути, чтобы у них формировался устойчивый познавательный интерес и положительное отношение к учебным предметам. Преподаватель должен убеждать студентов в значимости получаемых ими знаний, помогать им осмысливать жизненное значение этих знаний.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*