Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль медсестры в организации помощи детям с бронхиальной астмой

08.05.2015 1207 1987
Зуенок Валентина Александровна
Зуенок Валентина Александровна, преподаватель

Соболева Ксения Андреевна
Соболева Ксения Андреевна, студентка 401 группы

Амурский медицинский колледж

Актуальность данного исследования определяется противоречием между традиционным подходом к организации медицинской помощи населению и необходимостью изменений в отношении к здоровью, как со стороны государства, так и человека.

В связи с введением новых подходов к здоровью меняется политика государства в области здравоохранения, и в этом контексте возрастает роль медсестры в охране здоровья. К сфере сестринской компетенции, несомненно, относится работа по сохранению здоровья детей. При таком подходе медсестра преобразуется из помощника врача в советника по вопросам здоровья. Следует отметить, что в нашей стране не полностью используются возможности сестринского персонала, функции которого зачастую сводится к выполнению технической работы, не требующей профессиональной подготовки. При максимальном использовании знаний и умений медсестер можно сократить затраты на медико-санитарную помощь и повысить качество услуг в этой области. Показатели заболеваемости и смертности могут быть индикатором профилактической работы медицинских работников первичного звена и прежде всего медсестер. Пропаганда здорового образа, раннее выявление заболеваний, информирование и обучение населения методам профилактики должны стать приоритетными задачами лечебно-профилактических учреждений. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.10 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», профилактическая работа - обязательный раздел деятельности медсестры.

Основная цель - расширение доли участия медсестер в профилактических и образовательных мероприятиях, повышение роли "медсестринского персонала в уходе, увеличение информированности населения о мерах снижения риска развития заболеваний путем изменения стиля жизни и контроля за здоровьем. Почему мы решили рассмотреть данную тему на примере роли медсестры в организации помощи детям с с бронхиальной астмой?

В мире от астмы страдают более 100 миллионов человек (это примерно 5% населения), что наносит ущерб в виде затрат на лечение, потери трудоспособности и проблем в семье.

Распространенность возрастает, причем особенно быстро - среди детей. Частота бронхиальной астмы в среднем по РФ составляет 4-9 на 1000.

Однако поведение пациентов с бронхиальной астмой у нас в городе остается традиционным, т.е. позиция медработника «мы позаботимся о вас»

Проблема данной работы – изучение роли медсестры в связи с изменившимися подходами к здоровью на примере организации помощи детям с бронхиальной астмой.

Гипотеза:

Мы считаем, что если внедрить в сознание пациентов понятие «Вы сами ответственны за свое здоровье, и Вы проживете дольше, если последуете нашим советам», то эффективность профилактических мероприятий значительно повысится.

Объект исследования:

организация помощи пациентам с бронхиальной астмой в зависимости от разных подходов к здоровью.

Предмет исследования:

Роль медсестры в организации помощи пациентам с бронхиальной астмой.

Поиск путей совершенствования профилактических мероприятий на основе внедрения новых подходов к здоровью.

Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в повышении качества жизни пациентов с бронхиальной астмой в связи с изменившимися подходами к здоровью.

Задачи исследования:

  1. Изучение понятия и сущности роли медицинской сестры в профилактике заболеваний;
  2. Изучение в сравнительном аспекте разных подходов к здоровью.
  3. Изучение учебно-методической литературы, касающейся как самого заболевания, так и его профилактики.
  4. Проанализировать ситуацию по заболеваемости Б.А. в г. Зее (статистическая обработка данных).
  5. Провести анализ эффективности профилактических мероприятий в соответствии с Докладом о соглашении в отношении диагностики и профилактики Б.А.
  6. Провести мониторинг качества жизни и здоровья, выявить преобладающие подходы к своему здоровью (традиционный, укрепление здоровья, повышение благополучия), сделать выводы и разработать предложения по повышению благополучия.

Методы исследования:

  1. Изучение научной, учебной, специальной литературы.
  2. Ретроспективный анализ ситуации по заболеваемости.
  3. Сравнительный анализ разных подходов к здоровью (Россия и Канада)
  4. Статистические методы обработки данных.
  5. Анкетирование.

Методологическая основа:

Основные понятия по этой проблеме сформулированы в серии учебной литературы «Образование медсестер» издательский дом «Гэотар – мед» Эдмонтон, Канада.

Элементы теоретической значимости:

В ходе исследования установлено, что предложения, сделанные на основе изученного теоретического материала и анализа полученных практических данных, могут быть рекомендованы для включения в комплекс мероприятий по профилактике обострений бронхиальной астмы, проводимых медсестрой.

Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза, методы исследования, показаны практическая значимость работы. В заключении подведены общие итоги исследования, изложены основные выводы и предложения.

В приложениях представлены схемы, таблицы.

В 1 главе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1.1. Философия сестринского дела в педиатрии.

«Медицинская сестра - это специалист, получивший профессиональное образование, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу. Она действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения» (Этический кодекс медицинской сестры России).

При планировании и осуществлении медицинской помощи детям особого внимания заслуживают следующие позиции:

  • Признание ребенка личностью;
  • Планирование здравоохранения с учетом поддержки семьи;
  • Принятие во внимание физических, психологических, социальных и духовных потребностей ребенка и его родителей;
  • вовлечение ребенка и его семьи в принятие решений;
    • Что такое бронхиальная астма?

1.3. Особенности разных подходов к здоровью

Признак

Традиционный подход

Укрепление здоровья

Повышение благополучия

Цель

Лечение болезни

Предотвращение болезни

Укрепление здоровья

Позиция м/работника

«мы позаботимся о вас»

«вы сможете прожить дольше, если последуете нашим рекомендациям»

«вы ответственны за свое состояние и, проявив волю, вы приумножите здоровье»

Профилактика

третичная

вторичная

Первичная

Центр внимания

Заболевание

Личность, семья, окружение

Люди, принадлежащие к определенной культуре

Продолжитель-ность воздействия

До излечивания

Зависит от объема оздоровительной программы

На протяжении всей жизни

1.4. Роль медсестры в организации помощи детям с бронхиальной астмой.

Во 2 главе был проведен анализ ситуации по заболеваемости бронхиальной астмой детей в г. Зея.

В городе Зея на учёте по бронхиальной астме на 2015 год состоит 37 человек.

  • Детей со средне-тяжёлой и тяжёлой степенями тяжести в г. Зея больше в 1,6 раза, чем по России;
  • мальчики болеют чаще, чем девочки (62 %);
  • диагноз «бронхиальная астма» у 54% детей был выставлен до 5 лет;
  • из анамнеза у 40% детей до 1 года был атопический дерматит и из них только 16% находились на естественном вскармливании, у 26% детей есть пищевая аллергия;
  • основные аллергены:1 место – бытовые аллергены; 2 - пищевые; 3 - эпидермальные; 4-лекарственная аллергия, но чаще аллергены множественные.

Мы провели анализ эффективности профилактических мероприятий в соответствии с Докладом о Соглашении в отношении диагностики и профилактики бронхиальной астмой и сделали следующие выводы:

  • Все наши пациенты состоят на учете у аллерголога, с ними проводится определенная индивидуальная работа по обучению, но в основном она направлена на рекомендации по лечению и профилактике осложнений, а не на ликвидацию дефицита знаний о причине заболевания, способах оценки тяжести, самоконтроле и т.д.
  • «Астма-школы» у нас в городе нет, хотя это очень важно даже в психологическом аспекте. Родители в основном полагаются на врача и не проявляют активной позиции в овладении знаниями.
  • То есть мы видим, что подход к здоровью остается традиционным «мы позаботимся о вас» и цель – лечение болезни, а не укрепление здоровья.
  • Наши пациенты мало знают об оценке тяжести с помощью объективных показателей, по крайней мере, ни у одного из опрошенных пикфлоуметров не было.
  • Пациенты в большинстве случаев знают свои аллергены. Однако, позиция многих безответственная, т.е. зная свой аллерген ничего не делают, чтобы изменить ситуацию, т. е. преобладает иждивенческое настроение «все виноваты, кроме меня» Это связано и с нашим менталитетом, человек не привык заботиться о своем здоровье. В этом отношении бесплатная медпомощь сыграла не последнюю роль, у пациентов сложилось иждивенческое отношение к своему здоровью, по принципу «пусть обо мне кто-нибудь позаботится», все лечение бесплатное.
  • В основном пациенты следуют рекомендациям врача, после введения схемы лечения отмечается положительная динамика: улучшение у 75%, ухудшение

Заключение

В своей гипотезе мы предположили, что если внедрить в сознание пациентов понятие «Вы сами ответственны за свое здоровье, и Вы проживете дольше, если последуете нашим советам», то эффективность профилактических мероприятий значительно повысится. Пока наша гипотеза подтверждения не нашла, так как преобладает традиционный подход к здоровью, т. е. цель - это лечение болезни, позиция медработника - «мы позаботимся о вас», профилактика в основном третичная, в центре внимания – заболевание, то есть большая часть не только пациентов, но и медсестер не готовы работать в новых условиях.

Мы предлагаем внедрение новых подходов к здоровью.

Реализация нового подхода к здоровью подразумевает расширение доли участия медсестер в профилактических и образовательных мероприятиях, повышение роли медсестринского персонала в уходе, увеличение информированности населения о мерах снижения риска развития заболеваний путем изменения стиля жизни и контроля за здоровьем. Технология реализации данной деятельности – сестринский процесс.

Предлагаем

  1. Организовать на базе поликлиники астма-школу. Так как, анализируя по разным источникам данные работы таких школ, мы увидели положительные результаты:
  • большинство пациентов считают, что соблюдение назначенного лечения и режима сказывается на них положительно;
  • у 66% проанкетированных после занятий в астма-школе улучшилось самочувствие;
  • 15% изменилось отношение к еде, они стали придерживаться диеты;
  • исло пациентов, придерживающихся базисной терапии, увеличилось на 15%.
  1. Ввести должность медсестры-инструктора по обучению больных бронхиальной астмой методам профилактики, самоконтролю, само- и взаимопомощи.
  2. Для реализации этой компетенции нами были разработаны цикл бесед, презентации, памятки.

 

Литература

  1. Зелинская Д.И. Философия сестринского дела в педиатрии.// Медицинская сестра. 2011.- с. 3-6
  2. Обзор Доклада о Соглашении в отношении диагностики и лечения бронхиальной астмы// Русский медицинский журнал 1995 №4-с.24-28
  3. Серия учебной литературы «Образование медсестер» издательский дом «Гэотар-мед» Эдмонтон Канада. Москва 2001, Модуль 2,10,15
  4. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии.– Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 113 с.
  5. Таточенко К.М., Рачинский А. Г, Болезни органов дыхания у детей - М. Медицина 2002 – 321с.
  6. Шлыкова М.Н., Петрова А.И. Обучение в астма-школе.//Медицинская сестра.2011.-№4- с.9-12
  7. Эрман М.В. «Лекции по педиатрии»- С.-Петербург, 2001г.-470с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*