Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Процессы глобализации в современном мире: методическая разработка учебного занятия

07.05.2015 899 1239
Шаповалова Эльвира Анатольевна
Шаповалова Эльвира Анатольевна, методист, преподаватель

Волжский политехнический техникум

Учебная дисциплина: «Обществознание»

Группа: студенты 1 курсов профессиональных образовательных учреждений

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок – практическое занятие

Цель: Изучение сущности процессов глобализации, их причин, направлений, последствий; изучение понятия, характерных черт, причин возникновения глобальных проблем современности, поиск необходимых условий для их решения.

Задачи:

образовательная:

  1. Изучение сущности понятия «Глобализация», определение причин, направлений и последствий процессов глобализации в мире.
  2. Определение сущности понятия «Глобальные проблемы современности», а также характерных черт и классификации глобальных проблем современности.
  3. Изучение необходимых условий для решения глобальных проблем.

воспитательная:

  1. Воспитание толерантности, уважения к окружающему миру, ответственности за его будущее.
  2. Воспитание поликультурной личности, способной адаптироваться к различным ценностям в ситуации существования мно­жества разнородных культур.

развивающая:

  1. Формирование умения поиска, систематизации и анализа обществоведческой информации.
  1. Формирование умения анализировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности окружающих.
  2. Формирование умения продуктивно работать в группе, принимать решения и нести за них ответственность.

Межпредметные связи: история, география, биология, химия.

Внутрипредметные связи: темы «Природа человека, врожденные и приобретенные качества», «Общество как сложная система», «Наука и образование в современном мире», «Политика и власть. Государство в политической системе».

Оборудование урока:

  1. Опорный конспект «Глобализация» (Приложение).
  2. Ватман, цветные фломастеры.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организационный момент.

Приветствие перекличка.

Подготовка студентов к активному усвоению знаний

2. Актуализация опорных знаний

Эвристическая беседа:

  • В чем выражается многообразие современного мира?
  • В чем заключается единство современного мира?

Отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии

3. Изучение нового учебного материала.

 

Понятия «глобализация», «глобальные проблемы», причины, направления, последствия глобализации

 

Работа с опорным конспектом «Глобализация» (Приложение).

Вопросы и задания:

  • Дайте определение понятию «Глобализация».
  • Перечислите основные причины глобализации.
  • Перечислите основные направления глобализации.
  • В чем заключаются позитивные и негативные последствия процессов глобализации в современном мире?

Работа с опорным конспектом «Глобальные проблемы современности» (Приложение).

Вопросы и задания:

  • Дайте определение понятию «Глобальные проблемы».
  • Почему они так называются?
  • Перечислите причины их возникновения.
  • Перечислите главные (приоритетные) глобальные проблемы.

Изучают конспекты, отвечают на вопросы, выполняют задания

 

Главные (приоритетные) глобальные проблемы

 

Проверка опережающего задания: студенты работали в микро-группах (до 3 человек), готовили мини-сообщения, посвященные главным (приоритетным) глобальным проблемам

Студенты выступают с сообщениями по следующим темам (каждое сообщение – до 2 мин.):

  • Проблема мира и разору­жения, предотвращения новой мировой войны
  • Демографическая проблема
  • Преодоление отсталости развивающихся стран
  • Продовольственная проблема
  • Сырьевая проблема
  • Энергетическая проблема
  • Экологическая проблема
  • Проблема использования Мирового океана
  • Проблема мирного освоения космоса

 

Основные направления разрешения глобальных проблем

 

Организация проектной деятельности с элементами деловой игры «Эксперты» в микро-группах с применением «Интеллект-карты» (15-20 мин.)

Студенты определяют основные направления разрешения глобальных проблем современности.

Работают в микро-группах по 5-6 человек («Эксперты»).

Создают мини-проект с помощью «Интеллект-карты».

Защита каждой группой своего проекта разрешения глобальных проблем современности (время выступления каждой микро-группы – 3 мин.).

Обсуждение каждого выступления.

4. Закрепление учебного материала.

Беседа по итогам изученного материала.

Студенты отвечают на вопросы, участвуют в беседе

5. Подведение итогов занятия.

 

Домашнее задание

Предлагает студентам заполнить лист самооценки (Приложение)

Предлагает студентам написать мини-сочинение на одну из тем по своему выбору: «Дорога цивилизации вымощена консервными банками» (А. Моравиа )

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность» (М. Ганди)

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди» (Б. Шоу)

Заполняют лист самооценки

 

Приложение 1

Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Основные причины глобализации:

  • Переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям
  • Использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения
  • Переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбор
  • Переход от централизации экономики к ее децентрализации
  • Переход от национальной экономики к мировой

Основные направления глобализации

  • Деятельность транснациональных корпораций
  • Глобализация финансовых рынков
  • Глобализация миграционных процессов
  • Мгновенное перемещение информации
  • Международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов
  • Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.

Последствия процесса глобализации

Позитивные

Негативные

• Стимулирующее влияние на экономику:

— появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле;

— возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;

— снижение издержек производства;

— появление возможностей для дальнейшего развития производства;

— рост прибыли;

— концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;

— плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования.

• Сближение государств

• Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике

• Возникновение социокультурного единства человечества

• Насаждение единого стандарта потребления

• Создание препятствий для развития отечественного производства

• Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран

• Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества

• Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах

• Утрата каких-то специфических черт национальных культур

 

Приложение 2

Глобальные проблемы (термин появился в конце 1960-х гг.) — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.

Эти проблемы являются глобальными, потому что:

  • затрагивают все человечество;
  • проявляются как объективный фактор развития общества;
  • настоятельно требуют решения;
  • предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);
  • от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.

Причины глобальных проблем:

  • активный преобразующий характер деятельности человечества;
  • противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.

Главные (приоритетные) глобальные проблемы

  • Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны
  • Демографическая
  • Преодоление отсталости развивающихся стран
  • Продовольственная
  • Сырьевая
  • Энергетическая
  • Экологическая
  • Использования Мирового океана
  • Мирового освоения космоса

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.

Основные направления разрешения глобальных проблем

  • Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
  • Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
  • Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.
  • Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень
  • Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объек­тивной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
  • Четкая международная система прогнозирования.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*