Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАудитория: студенты 3–4 курсов профессиональных образовательных организаций
Тип урока: урок закрепления нового материала
Вид урока: урок – практическое занятие
Цель: Изучение норм Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) по материальной ответственности работника и работодателя, прав и обязанностей сторон трудового договора в области материальной ответственности, а также умение применять свои знания на практике при защите своих прав.
Задачи:
образовательная:
воспитательная:
развивающая:
Планируемые результаты урока:
Способствовать формированию следующих общих компетенций специалиста СПО:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Методы обучения:
1. Репродуктивные:
2. Продуктивные (развивающие):
Межпредметные связи: обществознание.
Внутрипредметные связи: темы «Нормативно-правовое регулирование экономических отношений», «Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности», «Экономические споры», «Правовое регулирование заработной платы, дисциплины труда».
Оборудование урока:
Требуемое время: 2 академических часа.
ХОД УРОКА
Организационный момент (2 мин.): приветствие, перекличка, проверка готовности студентов к уроку.
Этап «Постановка проблемы» (7 мин.)
Преподаватель: Сегодня мы постараемся решить непростую задачу. Предлагаю вам ответить на вопрос, поставленный в юридической задаче.
ЗАДАЧА 1. Юридическая задача для этапа постановки проблемы урока:
«Водитель автобазы № 3 Петров по окончании рабочей смены самовольно использовал закрепленный за ним самосвал для перевозки грузов граждан. В результате случившейся по вине Петрова аварии был поврежден самосвал, а также частный дом. Автобаза как владелец источника повышенной опасности понесла расходы по ремонту жилого дома и самосвала. Кроме того, автобазе были причинены убытки в виде неполученных доходов, так как автомобиль не использовался по назначению в течение 10 дней. Автобаза обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с Петрова причиненного ущерба и упущенной выгоды.
Законны ли исковые требования руководства автобазы к водителю Петрову? Дайте аргументированный ответ».
Студенты слушают задачу, предпринимают попытки ее решить, отвечая на вопрос, что, естественно, вызывает затруднение.
Преподаватель: В чем вы видите затруднение?
Студенты: Изученного материала недостаточно, чтобы выполнить задание.
Преподаватель: Каких знаний не хватает, чтобы ответить на вопрос задачи?
Вопросы, которые задают студенты, пытаясь решить юридическую задачу, предполагают вариативность.
Примерный перечень вопросов:
Преподаватель: Следовательно, какова цель нашего занятия?
Студенты: Студенты формулируют цель учебного занятия
Ожидаемая формулировка цели (выносится на доску): Изучение норм материальной ответственности (далее - МО) работника, прав и обязанностей сторон трудового договора в области материальной ответственности, а также умение применять свои знания на практике при защите своих прав.
Этап «Актуализация опорных знаний» (7 мин.)
Преподаватель: Что мы уже знаем по данной проблеме?
Организуется работа студентов в форме мозгового штурма с целью поиска общих черт материальной (гражданско-правовой) ответственности и вида ответственности, представленного в задаче (необходимость возмещения ущерба имуществу, нанесенного в результате виновных действий правонарушителя).
Примерные вопросы:
Предполагаемые ответы студентов на вопросы:
Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Виды юридической ответственности, ранее изученные, - это гражданско-правовая (материальная), дисциплинарная. Дается характеристика данным видам ответственности.
Этап «Составление плана по решению проблемы» (7 мин.)
Преподаватель: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?
Организуется диалог, выводящий последовательность действий при изучении нового материала.
Ответы студентов на данный вопрос используются для создания плана изучения нового материала.
Примерный план изучения нового материала:
Этап «Поиск решения проблемы (открытие нового знания студентами)» (25 мин.)
Преподаватель организует работу с дидактическим материалом: текстом ТК РФ, макетом обобщающей таблицы «Материальная ответственность работника», макетом схемы «Возмещение ущерба».
Задание 1. Пользуясь текстом ТК РФ (ст. 232 – 233), ответить на следующие вопросы:
Студенты: Фронтальная работа с текстом ТК РФ (ст. 232 - 233). Читают ст. 232 – 233 ТК РФ, устно отвечают на вопросы, затем записывают ответы в тетрадь.
Задание 2. Пользуясь текстом ТК РФ (ст. 234 – 237), ответить на вопрос «В чем заключается МО работодателя перед работником?»
Строится подводящий диалог с обучающимися со следующими целями:
Студенты: Читают ст. 234 – 237 ТК РФ, отвечают на вопрос. Анализируя текст документа в ходе диалога, приходят к выводу о том, что данные статьи ТК РФ конкретизируют виды МО работодателя.
Задание 3. Пользуясь текстом ТК РФ (гл. 39), заполнить обобщающую таблицу «Материальная ответственность работника». После заполнения проводится опрос по таблице, корректировка полученных студентами знаний.
Студенты: Читают текст гл. 39 ТК РФ, заполняют обобщающую таблицу «Материальная ответственность работника», устно отвечают по материалам таблицы, при необходимости корректируют ее.
Вопросы |
Ответы |
Условия наступления МО? |
|
Условия освобождения работника от МО? |
|
Пределы МО? |
|
Виды МО работника? |
|
В чем выражается частичная МО? |
|
В чем состоит полная МО? |
|
Возраст, с которого может быть заключен с работником договор о полной МО? |
|
Каково регулирование коллективной (бригадной) МО? |
|
Каким образом определяется размер причиненного ущерба? |
|
Задание 4. Пользуясь текстом ТК РФ и макетом, составить схему «Возмещение ущерба». После заполнения проводится опрос по схеме, корректировка полученных студентами знаний.
Студенты: Читают текст ТК РФ, составляют схему «Возмещение ущерба», устно отвечают по материалам схемы, при необходимости корректируют ее.
Этап «Выражение решения проблемы» (10 мин.)
Преподаватель: Организация групповой работы студентов над решением юридической задачи с использованием текста ТК РФ.
Задание: опираясь на полученные на уроке новые знания, решить юридическую ЗАДАЧУ 1, дать аргументированные ответы на вопросы, поставленные в начале урока, со ссылками на соответствующие статьи ТК РФ.
Студенты:
Студенты делятся на микро-группы, количество групп соответствует количеству проблемных вопросов, поставленных в начале занятия.
Каждая микро-группа отвечает на один из вопросов.
Ответы обсуждаются в группе в целом, затем коллективно решается ЗАДАЧА 1 по образцу для решения юридических задач.
Этап «Применение нового знания» (20 мин.)
Преподаватель: Организация групповой работы студентов по решению юридических задач по вариантам с использованием текста ТК РФ (задачи – до 6 вариантов).
Задания:
ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ СИНКВЕЙНА
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк
1 строка: существительное, обозначающее тему.
2 строка: два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления, заявленного в теме.
3 строка: три глагола, раскрывающие действие, воздействие и т.д., свойственные явлению, заявленной теме.
4 строка: фразу, раскрывающую суть явления, усиливающие предыдущие две строки.
5 строка: существительное, которое выразит общее (резюме).
ПРИМЕР
Синквейн на тему «Правовое государство»
1 строка: правовое государство
2 строка: защищенный, судебный
3 строка: обеспечивает, реализует, защищает
4 строка: способ организации общества
5 строка: Россия
Студенты:
Подведение итогов урока (6 мин.)
Преподаватель: Предлагает микро-группам оценить свою работу. Подводит общий итог проделанной работе в группе.
Студенты: Каждая микро-группа подводят итоги своей работы, выставляет оценки с учетом мнения студентов всей группы.
Этап «Домашнее задание» (2 мин.)
Преподаватель: Придумать юридическую задачу по теме «Материальная ответственность»
Список литературы
Основные источники:
Интернет-ресурсы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.