Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

ГОРЯТ ГВОЗДИКИ НА СНЕГУ: методическая разработка классного часа, посвященного разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом

07.05.2015 277 384
Шаповалова Эльвира Анатольевна
Шаповалова Эльвира Анатольевна, методист, преподаватель

Волжский политехнический техникум

Аннотация

Исследование прошлого своей страны в целом, своей земли, на которой живешь - малой родины, приобретает огромное значение в нынешний период разброда и шатаний, переоценки ценностей, подмены истинных ценностей нравственных ценностей суррогатными. Изучая деятельность своих предков, можно получить массу добрых советов и рецептов, как жить и выжить в тех или иных местах или условиях, понять истину слов: «Живущему у реки не надо давать рыбу, ему лишь надо дать удочку или то, что необходимо для ее изготовления!» При изучении прошлого своей страны не может не появиться законная гордость за свой народ, к которому принадлежишь, ответственность перед ушедшими поколениями и своими детьми. Огромное воздействие на юного человека оказывает познание прошлого: ведь «история - наставница жизни», - говорили древние — каждый на себе испытывает истинное значение выражения «Иван, не помнящий родства», которое наш народ относил всегда к худому и беспутному, человеку.

Мы живем на Сталинградской земле, истерзанной войной, политой кровью насмерть стоявших у Волги бойцов, мирных жителей, погибших в ходе боев и бомбежек города вражеской авиацией. Не будет прощения нам, если мы забудем о бессмертном подвиге Сталинграда! Но мало не забыть самим, нельзя дать забыть об этом – подвиге юному поколению - ведь они и есть живой носитель народной памяти, продолжатели народных традиций. Связь времен не должна прерваться - вот в чём главная цель учителя истории на современном этапе.

Цели:

  1. Выявить уровень знаний студентов о Сталинградской битве, углубить эти знания.
  2. Охарактеризовать исторические условия, сложившиеся в СССР к лету 1942 года, показать значение победы под Сталинградом для исхода Великой Отечественной и второй мировой войны в целом.
  3. Продолжить формирование умения участвовать в викторине.
  4. Создать атмосферу эмоционального подъема; вызвать чувство восхищения, гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость нашей Родины ценой неимоверных усилий и жертв.
  5. Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию.

Задачи:

  1. Ознакомиться с литературой, посвященной Сталинградской битве.
  2. Подготовиться к проведению беседы о значении победы под Сталинградом.
  3. Принять участие в викторине с целью выявления уровня знаний по событиям Сталинградской битвы.

Средства обеспечения:

  • Мультимедийный комплекс: компьютер, проектор, экран, динамики.
  • Видеоматериал: фрагмент д/ф «Великая война. Сталинград».
  • Аудиозаписи песен военных лет.

Оформление аудитории:

  • Выставка книг и статей о Сталинградской битве, подготовленная работниками библиотеки
  • Газеты и плакаты, посвященные Сталинградской битве
  • Фотографии военного Сталинграда, героев Сталинградской битвы

 

СЦЕНАРИЙ

Звучит аудиозапись песни «Поклонимся великим тем годам» в исполнении Л.Зыкиной (1 куплет).

Ведущий 1: Лето 1942 года. Воспользовавшись отсутствием второго фронта на западе, враг сосредоточил на востоке огромные силы, прорвал фронт и устремился к Воронежу, Кавказу. Сталинграду.

Ведущий 2:                           Фронт горел, не стихая,

                                               Как на теле рубец.

                                               Я убит и не знаю,

                                               Наш ли Ржев наконец?

                                               Удержались ли наши

                                               Там, на среднем Дону?

                                               Этот месяц был страшен,

                                               Было все на кону.

                                                                       (А.Твардовский. Я убит подо Ржевом)

Ведущий 3:                           Гулко катился в кровавой мгле

                                              Сотой атаки вал.

                                              Злой и упрямый, по грудь в земле

                                              Насмерть солдат стоял.

                                              Знал он, что нет дороги назад –

                                              Он защищал Сталинград.

                                              Танк на него надвигался, рыча,

                                              Мукой и смертью грозил.

                                              Он, притаившись в канаве, сплеча

                                              Танки гранатой разил.

                                              Пулю за пулю. Снаряд за снаряд.

                                              Он защищал Сталинград.

                                                                       (А.Сурков. Защитник Сталинграда)

На экране кадр с изображением плаката «Родина-мать зовет».

Ведущий 2:                           …И в краткий миг припомнить разом надо

                                               Все, что у нас осталось вдалеке…

                                               Клочок земли, припавший к трем березам,

                                               Далекую дорогу за леском,

                                               Речонку со скрипучим перевозом,

                                               Песчаный берег с низким ивняком…

                                               Да, можно выжить в зной, в грозу, морозы.

                                               Да, можно голодать и холодать,

                                               Идти на смерть…

                                               Но эти три березы

                                               При жизни никому нельзя отдать.

                                                           (К.Симонов. Родина)

Звучит аудиозапись песни «Растет в Волгограде березка», на экране соответствующий теме видеофрагмент.

Ведущий 1: Действительно, трудно, наверное, найти место на земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты.

К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве второй мировой войны, решалась не только судьба нашего государства, но решались судьбы всего человечества.

Сумеет ли Красная Армия сломать хребет гитлеровской армии и остановить фашистское нашествие? - вот вопрос, который волновал всех и на который должны были дать ответ сражения, развернувшиеся у Дона и Волги.

По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла все предшествовавшие ей сражения мировой истории.

Почему гитлеровцы рвались к Сталинграду, каковы были их планы?

Маршал Советского Союза Г.К.Жуков так написал о планах гитлеровского командования: «В общих чертах политическая и военная стратегия Гитлера на ближайший период 1942 г. сводилась к тому, чтобы разгромить наши войска на юге, овладеть районами Кавказа, выйти к Волге, захватить Сталинград, Астрахань и тем самым создать условия для уничтожения СССР как государства».

Какова была обстановка для нашей страны к началу и в ходе Сталинградской битвы? Что знаете вы о Сталинградской битве?

Сейчас мы проведем викторину, которая так и называется «Что вы знаете о Сталинградской битве?».

Викторина проводится по следующим правилам (правила представлены на экране, а также в виде раздаточного материала):

Знаешь ответ - подними руку, не выкрикивай с места!

Хоровые ответы не принимаются!

Ответивший правильно и полно получает жетон.

Собравший к концу викторины наибольшее количество жетонов объявляется победителем викторины!

Вопросы викторины

  1. Назовите дату начала Сталинградской битвы.
  2. Как долго длилась Сталинградская битва?
  3. Какие армии защищали город?
  4. Назовите самый страшный для города день.
  5. Назовите места самых ожесточенных боев в Сталинграде.
  6. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом?
  7. Когда и как закончилась Сталинградская битва?
  8. Назовите известных вам героев Сталинградской битвы.
  9. Какие улицы и памятники напоминают нам о тех героических днях?

Помощники подсчитывают количество жетонов у участников викторины. Подведение итогов викторины. Вручение грамот победителям викторины.

Просмотр видеофрагмента д/ф «Великая война. Сталинград». (15 минут).

Песня «Синий платочек» (исполнение под фонограмму или записи К. Шульженко).

Ведущий 1: Почему мы должны знать и помнить прошлое нашей Родины?

Ведущий 2:               В свой срок – не поздно и не рано –

                                   Придет зима, замрет земля.

                                   И ты к Мамаеву кургану

                                   Придешь второго февраля.

                                   И там у той заиндевелой

                                   У той священной высоты

                                    Ты на крыло метели белой

                                   Положишь красные цветы.

Ведущий 3:                           И словно в первый раз заметишь,

                                               Каким он был, их ратный путь!

                                               Февраль, февраль, солдатский месяц –

                                               Пурга в лицо, снега по грудь.

                                               Сто зим пройдет, и сто метелиц,

                                               А мы пред ними все в долгу.

                                               Февраль, февраль, солдатский месяц.

                                               Горят гвоздики на снегу.

                                                                                  (М. Агашина. Второе февраля)

Звучит аудиозапись песни «Горячий снег»

Ведущий 1: Заключительное слово.

 

Литература

  1. Агашина М. Избранное. – М. 1986.
  2. Волгоград. Четыре века истории. – Волгоград. 1989.
  3. Сталинградская битва: Сборник материалов и фотографий. – М. 1990.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*