Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование проектных технологий при реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учебных дисциплин социально-экономического цикла

07.05.2015 1842 3245
Шаповалова Эльвира Анатольевна
Шаповалова Эльвира Анатольевна, методист, преподаватель

Волжский политехнический техникум

ФГОС СПО вводит новое для системы образования понятие: компетентностьновое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Содержание, характер перемен, происходящих в образовании, во многом определяется социальным заказом. Общество делает ставку на личность, готовую занять активную социальную позицию. В данной ситуации педагог вынужден вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.

Достичь целей обучения в этих условия призвано разнообразие педагогических технологий, применяемых в образовательном процессе. Их внедрение позволяет значительно повысить эффективность и результативность педагогической деятельности, т.к. способствует развитию познавательных способностей студентов, активизации их мыслительной деятельности, в особенности при изучении предметов и дисциплин социально-экономического и гуманитарного цикла.

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. Применение деятельностных технологий обучения помогает ученику занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе позицию субъекта – автора, инициатора собственной учебы и жизни.

Одним из примеров деятельностного подхода в обучении является метод проектов. Е.С.Полат так определяет метод проектов. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Это совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть этого метода – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

Таким образом, метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не только на интеграцию фактических знаний, а также на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности, является одним из наиболее эффективных методов, позволяющих активно формировать общие и профессиональные компетенции студентов. Данная технология становится дидактическим инструментом, который позволяет включить обучающихся в активный познавательный процесс, а педагога превращает в организатора познавательной деятельности, в соучастника творческого процесса.

Проектная деятельность осуществляется студентами под моим руководством в различных формах и видах с непременным соблюдением требований, предъявляемых к данному виду деятельности. Проект, как известно, может быть выполнен и на уроке, и во внеурочной деятельности. Кроме того, по срокам проекты значительно различаются. Например, проект «Своя опора» (его результат – составление авторского опорного конспекта по наиболее сложным проблемным вопросам отдельных тем учебного занятия) выполняется студентами в течение 25-30 минут урока. Разнообразие приемов, используемых при осуществлении проектной деятельности, достаточно широк. Так, например, на уроках обществознания по темам «Процессы глобализации в современном мире», «Нации и межнациональные отношения» студентами выполняется проект с применением «Интеллект-карты» («Карты ума). По проблемным, дискуссионным темам учебных дисциплин «История», «Обществознание», «Основы философии» студенты выполняют коллективные, групповые, индивидуальные проекты с последующей их презентацией. Большой интерес у студентов вызывают уроки-экскурсии с применением элементов проектной деятельности: тема «Органы местного самоуправления» (учебная дисциплина «Обществознание»). На учебных занятиях по учебной дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» студенты старших курсов (3 – 4 курсы) выполняют проекты, работа над которыми способствует формированию ряда общих и профессиональных компетенций. Для того чтобы разрешать возникающие в профессиональной и частной жизни ситуации, не выходя из правового поля, необходимо не только знание нормативных правовых актов, но и владение определенными умениями: составить претензию, исковое заявление в суд, разобраться в условиях трудового договора, реформируемой ныне пенсионной системе и т.п. Студенты с энтузиазмом работают над проектами в правовой сфере: «Трудоустройство в Российской Федерации», «Трудовая миграция в Российской Федерации» и др.

В течение ряда лет в нашем техникуме проводится масштабная работа по реализации проекта «Моя родословная: семейный архив». Студенты-первокурсники, осваивающие историю, на добровольной основе привлекаются к этой интереснейшей исследовательской деятельности. Стержнем проекта является деятельность студентов по изучению семейных архивов. Желающих, как правило, находится большое количество (не менее 70% студентов группы). Проект осуществляется в течение всего учебного года по индивидуальных планам и завершается презентацией исследовательских работ студентов. Представленные работы очень различны по глубине исследования, широте привлеченного массива документов, качеству выполнения проектного продукта, в том числе и эстетического. Но неизменно одно: то трепетное отношение к прошлому, сочувствие, сопереживание родным людям, своими руками творившим историю каждой семьи и историю страны в целом. Одним из вариантов реализации проекта «Моя родословная» было проведение научно-практической конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в истории моей семьи, моей страны» - торжественного мероприятия, посвященного Дню Победы.

Анализ содержания деятельности по реализации данного проекта позволил сделать вывод, что у студентов возникает устойчивый интерес, когда затрагивается личностная тема и просматривается история (история города, история семьи и ее родословная, история жизни родителей и т.п.). То, что связано с местом, где находится твой дом, и становится той «ниточкой» формирования интереса, который позволяет студентам уже в дальнейшем заниматься серьёзной исследовательской работой.

Опыт по осуществлению проектной деятельности в образовательном процессе Волжского политехнического техникума широко применяется преподавателям не только общеобразовательных предметов, но преподавателями общепрофессиональных и специальных дисциплин по всем девяти специальностям нашего образовательного учреждения. Кроме того, данный опыт распространен и среди педагогических работников Волгоградской области. Например, мастер-класс «Проект как инновационная форма организации учебного занятия» (совместно с преподавателем специальных дисциплин специальности 230113 Сливновой Н.В.) был проведен в рамках Региональной молодежной конференции творческих учебных проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий в декабре 2013 г., а также в рамках Региональной научно-практической конференции «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе непрерывного профессионального образования» в марте 2014 г. (г. Волгоград). На I Всероссийском заочном профессиональном педагогическом Интернет-конкурсе «Творческая педагогическая мастерская» в номинации «Инновации и эксперименты»: конкурсный материал «Опыт работы по организации проектной деятельности по теме «Моя родословная: семейный архив» занял III место за высокое качество представленных на конкурс материалов и большой опыт педагогической деятельности.

Деятельность по использованию проектных технологий при реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учебных дисциплин социально-экономического цикла приводит в перспективе к следующим результатам:

  • обеспечение высокого качества образования; обновления содержания и технологий обучения с учётом современных требований к ним;
  • формирования многоуровневого образования в системе непрерывного образования при сохранении его качественной определённости и практической направленности;
  • широкое распространение проектных технологий и повышение их роли в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего профессионального образования;
  • развития воспитательного потенциала образовательного учреждения в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности;
  • повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
  • максимального учёта интересов желаний обучающихся и их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы;
  • создания условий для творческой самореализации педагога.

Литература

  1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся». – Самара, 2003.
  2. Климова Е.А. «Психология профессионального самоопределения», Ростов-н/Д: Феникс, 1996
  3. Ленская Н.Б. Краеведческая работа на уроках истории и во внеурочное время для старших подростков как одно из средств формирования успешной личности //http://pedsovet.org.
  4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М, 2004.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  6. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства. Монография, Белгород, 2006
  7. Степанова Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», Москва, 2001.
  8. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: Дистанционный курс повышения квалификации. – М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2011.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*