Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение нетрадиционных лекций как средство повышения качества знаний у студентов

07.05.2015 323 418
Петрова Наталья Валерьевна
Петрова Наталья Валерьевна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

Перестройка системы образования предъявляет новые требования к личности педагога, методам и технологии преподавания. Безусловно, творческое отношение к делу является одним из важнейших условий эффективности любой профессиональной деятельности, но именно в педагогической работе оно является нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще. Творческая направленность личности преподавателя особенно необходима в современной образовательной ситуации. Многофункциональный и системный характер педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального учебного заведения проявляется не только в работе, направленной на усвоение студентами профессиональных знаний и способов деятельности, но и на развитие и становление личности профессионала, на создание образовательной и развивающей среды.

В связи с этим возникла насущная потребность в разработке и использовании в учебном процессе современных (инновационных) форм и методов активного контекстного обучения (анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, мозговая атака, разыгрывание ролей, учебно-деловые игры и др.) и в совершенствовании, активизации, видоизменении традиционных форм лекций.

Инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и учащегося. Преподаватель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей и методик.

Формируется новая ситуация взаимодействия преподавателя и аудитории во всех видах учебно-познавательной деятельности, прежде всего, в лекционной. Педагог во все времена был человеком не только передающим информацию, но и воздействующим на людей содержанием и силой своего слова. Длительное время передача учебной информации осуществлялась в основном в форме традиционной лекции. 

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что традиционная лекция представляет собой процесс передачи знаний в готовом виде. Лекции в традиционном понимании – это последовательное изложение содержания курса, что, как правило, уже сделано в хороших учебниках. Преподаватель в роли лектора может дать лишь авторскую интерпретацию учебника. Подобная форма занятий вызывает явное утомление слушателей и понижает интерес к обучению.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Активные методы обучения – методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Дидактическими целями лекций являются сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных интересов.

В основе нетрадиционных форм лекций лежат следующие принципы контекстного обучения:

Принцип проблемности. Этот принцип предполагает представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение слушателей в совместный анализ, и поиск решений.

Принцип игровой деятельности. Для активизации слушателей целесообразно использовать игровую деятельность с помощью игровых процедур: разыгрывание ролей, мозговой атаки, блиц-игры и т.д.

Принцип диалогического общения. Активизация лекции предполагает использование определенных методических приемов включения слушателей в диалогическое общение, протекающее в виде внешнего и внутреннего диалога.

Принцип совместной коллективной деятельности. Проведение небольших дискуссий по ходу лекции при анализе и решении проблемных ситуаций позволяет создать активную, творческую и эмоционально положительную атмосферу.

Принцип двуплановости. Двуплановость проявляется при внедрении в лекцию игровых элементов. В этом случае осуществляется два плана: первый план – условный, игровой; второй план – реальный, направленный на формирование и развитие умений и навыков по специальности.

На занятиях можно использовать нетрадиционные лекции:

Лекция – визуализация, на которой демонстрируют учебные фильмы при просмотре, которого акцентируют внимание на определенных моментах, а после просмотра проходит обсуждение, и задаются вопросы.

Лекция вдвоем, два преподавателя одновременно освещают один и тот же объект с разных сторон, акцентируют внимание на ключевых моментах, активизируя мышление слушателей, вовлекают их в процесс деятельности.

Лекция – пресс – конференция, представляет собой процесс ответов преподавателя на вопросы, которые студенты готовят заранее по заданной теме.

Лекция – беседа, самая распространенная форма активного вовлечения студентов в учебный процесс. Диалог с аудиторией позволяет привлечь внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определяет содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории.

Лекция – дискуссия предполагает организованный преподавателем свободный обмен мнениями в интервалах между разделами лекций.

Лекция – консультация проводится, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных вопросов темы студенты задают преподавателю вопросы, которые не должны выходить за рамки учебной программы. Ответам на них может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия – свободный обмен мнениями, который подытоживает преподаватель.

Вне зависимости от типа к лекции предъявляются следующие требования:

  1. высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;
  2. объем научной информации должен быть четко систематизирован и методически проработан;
  3. высказываемые суждения доказательны, аргументированы;
  4. лекционный материал должен быть доступен для понимания;
  5. вводимые термины и названия должны быть разъяснены;
  6. главные мысли и положения должны быть выделены, формулировки выводов четкие, лаконичные;
  7. студентам должна быть предоставлена возможность слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
  8. организация обратной связи на лекции (прямые вопросы к аудитории, совместное размышление вслух, письменный опрос и т.д.);
  9. использование дидактических материалов, средств наглядности (блок-схем, чертежей, таблиц, графиков, рисунков и т.п.), в т. ч. технических.

Активные методы обучения нам позволяют решить одновременно три учебно - организационные задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Каждая педагогическая технология имеет свои преимущества и недостатки. При наличии определенных условий реализация этой техники дает самые эффективные результаты, в других же условиях она может быть малоэффективной и ее целесообразно заменить другой технологией. Вопросы взаимосвязи технологий обучения, выработки критериев отбора технологий обучения являются на сегодняшний день одним из сложнейших проблем дидактики.

Выбор конкретных нетрадиционных педагогических технологий обусловливается целевой ориентацией, содержательной спецификой, индивидуализацией обучения, технической оснащенностью образовательного учреждения и др.

В современном мире большинство знаний систематически устаревают и требуют обновления, поэтому постоянное обучение персонала является необходимым условием профессионального успеха организации. Преподаватели и специалисты, желающие быть конкурентоспособными и добиться успеха, также должны постоянно учиться. Тот, кто владеет новым знанием, сохраняет и конкурентные преимущества. При этом речь идет не только о молодых специалистах (выпускниках учебных заведений), но и о работниках с большим профессиональным опытом.

Таким образом, современное управление знаниями не должно ограничиваться только лишь внедрением новых информационных технологий. В современном мире технологически развитых коммуникаций и информационного обмена роль интенсивных интерактивных технологий в деле управления знаниями нельзя недооценивать. И хотя в качестве компонента комплекса управления знаниями многие специалисты отводят технологиям лишь четвертое по степени значимости место, интенсивные интерактивные технологии являются неотъемлемой частью всех, пусть и немногочисленных, историй и ситуаций успеха на ниве управления знаниями. Представляется, что в современных условиях необходимо интегрировать обучение и развитие, направленное на улучшение профессиональной деятельности, переосмысление личных и корпоративных целей и наполнение смыслом жизни и деятельности каждого.

 

Список литературы

  1. Кукушкин В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов-н/Д: МарТ, 2006. – 398 с.
  2. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. - Самара, 2001. – 254 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
  4. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – Москва. ФОРУМ: ИНФА-М, 2007.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*