Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогический эксперимент по реализации проектно-рейтинговой технологии обучения по дисциплине «Информационные технологии профессиональной деятельности»

07.05.2015 313 426
Горюнова Марина Владимировна
Горюнова Марина Владимировна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Современное общество выдвигает новые требования к выпускнику, которые находятся в противоречие с действующей системой контроля над качеством подготовки студентов. Если содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, а способы и критерии контроля и оценки останутся прежними, то качество образования не улучшится.

Метод использования проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного преподавателя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется сегодня достаточно современным.

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов.

Проектная технология нацелена на развитие личностей студентов, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Общее во всех типах проектов – вовлечение студентов в коллективную деятельность. Однако проектное обучение и личностно-ориентировано, оно позволяет студентам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес, получают удовлетворение от результата своего труда.

Система контроля знаний в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден — она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов.

В последние годы все более популярной в зарубежной и российской дидактике становится рейтинговая система оценивания. Рейтинг студента – это уровень соответствия его личных учебных достижений формализованной шкале обученности, выраженной в баллах, начисляемых за выполнение заданий текущего контроля и промежуточной аттестации. Рейтинг всегда подразумевает конкурсность, соревнование.

Следует отметить, что студенты с большой заинтересованностью воспринимают такой подход к оценке их работы, что ведет к усилению их активности на учебных занятиях, более серьезному отношению к самостоятельному изучению материала.

Мы рассматриваем рейтинговую систему не только как контроль за знаниями, но и как средство управления профессионально-личностным развитием студентов. Рейтинговая система оценивания создает выгодные условия для учета индивидуальных особенностей студента, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растет заинтересованность и успешность студента, что делает процесс обучения более эффективным.

Современное образование не основано на проектно-рейтинговой технологии (в массовой практике не используется), чтобы решить противоречия необходимо внедрить метод проектов и рейтинговую систему контроля успеваемости студентов, добиться подготовки современного профессионала, качественно владеющего информационными технологиями.

 

Целью эксперимента является изучение влияния проектно-рейтинговой технологии обучения на познавательное и личностное развитие студентов, а также обобщение собственного опыта работы методом проектов в курсе изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

В соответствии с целью эксперимента необходимо решить следующие задачи:

  1. Формирование у студентов основных компетентностей: социальной, поликультурной, коммуникативной, информационной, саморазвития и самообразования, продуктивной творческой деятельности.
  2. Формирование мотива учения – важнейшего компонента деятельности обучающихся.
  3. Создание благоприятных условий для развития творческой личности студента через проектную деятельность.

Практическая ценность работы состоит в том, что приведенные примеры и результаты исследований могут быть использованы преподавателями в процессе преподавания дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов исследования:

  • теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
  • методы теоретико-методологического анализа (ретроспективный, моделирование); опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы);
  • методы педагогического наблюдения (включенного, непрерывного и дискретного наблюдения, самонаблюдения);
  • методика диагностики и самодиагностики профессионально значимых компетенций;
  • метод экспертных оценок и независимых характеристик;
  • статистико-математические методы обработки полученных данных;
  • методы экспериментального исследования (констатирующий и преобразующий эксперименты).

В качестве испытуемой в эксперименте по внедрению проектно-рейтинговой системы была выбрана первая подгруппа группы МЧМ-09, результат успеваемости сравнивался с результатом второй подгруппы - с традиционным обучением.

Начинать работу над проектами следует с малых проектов.

Надо попытаться заинтересовать своей идеей студентов, для чего желательно снабдить инструкциями с информацией о целях и задачах проекта.

Использую коллективный учебный проект, который напоминает сетевые проекты. Каждая группа участников выполняет какую-то часть проекта. Может быть, вся группа работает индивидуально над одной задачей. В конце занятия выбираются лучшие работы, которые становятся основой для следующего этапа работы.

Надо обязательно информировать всех о ходе работы.

Чтобы “не ходить по кругу”, повторяя свои ошибки — надо после проведения проекта обязательно подводить итоги.

Работа над проектом заканчивается коллективным обсуждением и оцениванием результатов. При этом необходимо опираться на основные элементы проектной работы, качества основного продукта и качества процесса работы. Проектная деятельность студентов может оцениваться последующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость групп и отдельных обучающихся, логика построения и реализации программы проекта и исследовательских программ групп экспертов, качества использования источников информации и их интерпретации, корректность выводов, эффективность презентации результатов, неиспользованные возможности, потенциал продолжения проекта.

Отслеживание результатов работы с применением проектного метода с помощью ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА - сравнение контрольной и экспериментальной подгрупп.

Вот такие получились результаты:

Проблемы, с которыми столкнулась при использовании метода проектов.

  • Если на занятии студенты работают над разными темами трудно координировать работу.
  • Не хватает времени, чтобы завершить проект.
  • Для разных тем приходится использовать разные критерии оценки.
  • В результате работы формируются разные умения и навыки у студентов.

 

В целом проектная технология является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию студентов, уровень самостоятельности обучающихся, общее интеллектуальное развитие, способствуя развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, сделай вместе со мной - и я научусь»

 

В результате опыта по проблеме использования проектной-рейтинговой технологии в системе учебных занятий можно сделать следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной технологии в образовательном процессе обусловлено тенденциями к более полноценному развитию личности, его подготовки к реальной деятельности
  2. Широкое применение при обучении информатике и информационных технологий
  3. Применение проектной технологии даёт результаты на всех этапах обучения
  4. Проектная деятельность предусматривает личностно-ориентированное обучение при котором обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход к студентам.
  5. Метод проектов лучше всего сочетать с рейтинговой системой контроля знаний. (Опыт работы со студентами с использованием рейтинговой системы показал, что такая система оценивания качества обучения по учебной дисциплине является более эффективной, чем традиционная пятибалльная система. Она более открыта и понятна для студентов, более удобна для преподавателя, так как позволяет своевременно вносить изменения в процесс обучения.)



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*