Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Студент не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь (из опыта работы преподавателя фармакологии)

05.05.2015 1013 1533
Попова Инесса Николаевна
Попова Инесса Николаевна, преподаватель фармакологии филиала г.Райчихинск

Амурский медицинский колледж

Считают, что в науках, находящихся на «переднем крае» медицины, а фармакология относится к их числу, объём всей имеющейся информации удваивается каждые 10 лет. Наука стала намного объёмней, глубже и сложнее. Появились совершенно новые и очень важные группы фармакологических средств, к тому же нельзя отказаться от базовых данных прошлого - всё это ставит учащихся в затруднительное положение. Необходимо не только узнать разросшийся и сильно усложнившийся материал, но и «переварить» его, вынести и запомнить основное и научиться этим основным пользоваться. По данным авторов и по моим собственным наблюдениям даже добросовестный студент, прослушав и законспектировав лекции, прочитав материал учебника к занятиям и повторив всё к экзамену, способен предъявить 4 – 6% полученной информации. Лишь у самых одарённых эта цифра возрастает до 10 – 12%. Сокращение объёма информации по данным исследований приводит к тем же результатам, но уже от сокращённого курса.

Фармакология – дисциплина сложная, особенно в первый год обучения, когда получение общемедицинских знаний только начинается. Студентам очень трудно усвоить большой объём медицинской терминологии. Механического запоминания недостаточно, необходимо понимание по сути сухого материала, в большей степени, содержащего абстрактные понятия. Выпускники приходят с недостаточным багажом знаний, а у нас – это в основном выпускники школ сельского значения, с несформированной учебной мотивацией, не умеющие организовать свой учебный труд. Трудность преподавания предмета также состоит в том, что для улучшения понимания учебного материала и усвоения знаний, в процессе изучения фармакологии приходится разбирать элементы знаний по физиологии и патофизиологии человека.

Выход из этой проблемы я вижу в более активной организации самостоятельной работы студентов, так как знания, добытые самостоятельно намного длительнее и прочнее остаются в памяти, делаю упор на развитие основных знаний и умений, практическую направленность занятий. Применяемые игровые технологии на занятиях и внеаудиторных мероприятиях также позволяют решить многие проблемы и способствуют более активной организации самостоятельной работы студентов.

Главным приоритетом в долгосрочном знании фармакологии считаю познание и закрепление в памяти структуры и логики предмета, поэтому при изложении материала широко использую методы проблемного обучения, графическое построение конспекта лекций в виде схем и таблиц, что позволяет сделать творческим и более интенсивным процесс запоминания материала и повышает его практическую значимость. Большое внимание уделяю мотивации, актуализации знаний по предмету в современных условиях с помощью статистических данных и важных сведений для изучения клинических дисциплин и профессиональной деятельности, с обязательным учётом межпредметных и внутрипредметных связей. В процессе самостоятельной работы студенты составляют глоссарий по пройденным темам, работают с методическими пособиями, выписывают рецепты, ведут реферативную работу. Активный интерес вызывает у студентов подготовка рефератов об истории открытия различных лекарственных средств, мультимедийные презентации. При подготовке реферата обязательно оказываю помощь, провожу консультации.

Важное место в курсе фармакологии занимает раздел «Общая рецептура». При изучении этого раздела студенты заполняют рецептурные бланки установленных форм, выписывают рецепты на различные лекарственные формы, с использованием алгоритмов и методических пособий. При этом всегда заостряю внимание на важности грамотного, аккуратного заполнения рецептурных бланков, ответственности медицинского работника, ведь ошибка в применении лекарственных препаратов может принести пациенту вред для здоровья, вплоть до летального исхода. Мотивация учащихся к соблюдению принципов медицинской деонтологии при выписывании и применении лекарственных средств является неотъемлемой частью каждого занятия, что способствует пониманию сущности и социальной значимости профессии медицинского работника, грамотного применения лекарств.

При изучении учебного материала раздела «Частная фармакология и частная рецептура» и при его закреплении на семинарах в качестве дидактического средства, хорошо зарекомендовал себя сборник «Классификация лекарственных средств» в виде графических схем, который позволяет существенно уменьшить объём знаний за счёт плотности информации и в то же время повышает наглядность, позволяет студенту охватить весь спектр логических связей современной классификации лекарственных препаратов. Графологическое построение классификаций лекарственных средств даёт возможность не только лучше понять учебный материал, а также оперативно определить структуру средств, применяющихся при различных заболеваниях, но и вспомнить ранее усвоенные знания и успешно применять их на занятиях или при самоподготовке. Доступность информации сборника достигается и за счёт цветового выделения основных групп препаратов.

Сборник предполагает использование в комплекте с рабочей тетрадью с одноимённым названием при самоподготовке студентов к занятиям. Данное пособие значительно облегчает подготовку к занятиям. Для оптимального усвоения знаний по фармакологии студентам предлагается с помощью лекционного материала или материала учебника самостоятельно заполнить схемы классификаций различных групп лекарственных средств соответственно темы урока или заполнить схемы в рабочей тетради. Чтобы проверить правильность заполнения графологических структур в рабочей тетради предлагается сравнить её со структурой в сборнике графологических схем «Классификации лекарственных средств» и исправить ошибки или внести дополнения. Для более успешного выполнения задания группы препаратов выделены различным цветом, даны подсказки в виде уже указанных групп. При наличии у студентов компьютерных средств предлагается использовать электронный вариант рабочей тетради и выполнять задания в электронном виде. Систематическая работа с данным пособием позволяет развить навыки по систематизации информации, осмысленному выбору необходимых препаратов при различных заболеваниях для решения конкретных задач фармакотерапии.

Обязательным и важным навыком на занятиях фармакологии является умение пользоваться рецептурным справочником, выписывание лекарственных средств в рецептах. Поэтому на семинарских занятиях я систематически применяю практические задания по определению группы средств, препарата и выписывание его в рецепте. Задания по выписыванию основных препаратов по темам с использованием рабочей тетради включены и в домашнее задание к семинарским занятиям по данному разделу.

Несомненно, повышения эффективности обучения возможно только при условии, если высокое качество лекционных и поурочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Систематическая подготовка к занятиям и выполнение учащимися домашних заданий позволяет не только перевести знания в долговременную память, но и способствует формированию у них самостоятельности, волевой активности, воспитывает чувство ответственности, помогает овладеть знаниями, навыками. Поэтому в своей работе я стремлюсь приобщить студентов к систематическому учебному труду, знакомлю их с правилами домашнего учебного труда, секретами успешной учёбы. Для исключения перегрузки учащихся, учитываю объём домашнего задания, его трудность и возможности учащихся.

Домашние задания включают в себя: усвоение изучаемого материала по учебнику, конспекту лекции, выполнение устных упражнений (заучивание правил, терминов, ответы на вопросы пособия по самоподготовке и т.д.), выполнение письменных упражнений (выписывание рецептов, ведение глоссария), заполнение таблиц и графических схем по изучаемому материалу, работа с рецептурными справочниками.

Современные педагогические взгляды выдвигают на первый план ориентацию на индивида, поэтому особое внимание обращаю на отстающих. Провожу индивидуальные консультации во внеурочное время и на уроках, во время самостоятельной работы студентов со справочниками, даю карточки с индивидуальными заданиями, которые рассчитаны на пробелы в знаниях учащихся по отдельным темам для выполнения дома.

Обязательной частью работы каждого преподавателя, считаю проведение обратной связи не только в виде бесед со студентами, но и анкетирования. Так при проведении опроса студентов по вопросам организации самостоятельной работы, мною были получены следующие результаты. При ответе на вопрос, – какие виды самостоятельных работ вы предпочитаете? - основная масса студентов отметила письменные ответы на вопросы (63 %), работу с учебником (90 %), тестирование (51 %), решение задач, кроссвордов, выполнение графических диктантов (32 %), подготовку рефератов (30 %). Учитывая эти данные, необходимо обратить внимание на приобщение студентов к работе с дополнительной литературой. Более простыми задания хотели бы видеть 80 % учащихся, обычными 15 % и более сложными 5 %.

Немаловажным моментом в своей педагогической деятельности считаю выявление и развитие творческого потенциала личности студента, формирование здорового образа жизни. С этой целью использую на занятиях и во внеаудиторной работе: метод проектов, проведение выставок творчества студентов, анкетирование. Для развития творческих способностей всем учащимся предлагаю выполнение по желанию презентаций, рекламы или памятки по использованию лекарственных препаратов, синквейна, кроссвордов, ребусов, подготовку докладов, рефератов, сообщений, проведение мини – исследований, театр мод и других творческих работ.

Для того, чтобы уроки были интересными, активизации познавательной деятельности и развития индивидуальных способностей в своей педагогической деятельности я применяю различные формы игровой деятельности, как части урока, так и в целом построение урока в виде игры. Провожу семинарские занятия в виде: урок – КВН, урок – соревнование, урок – конференция, урок – путешествие. С этими же целями использую разыгрывание ролей, технику «Светофор», «Поломанный телефон», подготовка синквейна, взаимоопрос, работу малыми группами, бинарное занятие совместно с преподавателем анатомии и физиологии человека по теме «Вегетативная нервная система. Средства, влияющие на эфферентную нервную систему».

По окончании занятия всегда уделяю время рефлексии: выводы, что лучше запомнилось, что было интересным, а что давалось с трудностями?

В заключении хочется отметить, что в своей деятельности педагог должен руководствоваться мудростью крылатого афоризма в том, что студенты не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь. Урок только тогда по-настоящему достигнет цели, если он западёт в душу каждому учащемуся, если каждый усвоит и унесёт с урока новый материал.

Литература:

  1. Семушина Л.Г., Яроненко Н.Г. Содержание и технологии обучения в ССУЗ. М., 2001
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров;– М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
  1. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*