Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Междисциплинарное взаимодействие с использованием информационно-коммуникативных технологий

08.12.2011 548 3356
Кожемяко Ирина Леонидовна
Кожемяко Ирина Леонидовна, преподаватель, заслуженный учитель РФ, к.п.н.

Овчинникова И.А.

Мариинский политехнический техникум
Умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной науки в другую лежит в основе креативности как требования к любой деятельности человека в современных условиях. Вооружение такими умениями будущего специалиста – актуальная социальная задача средней профессиональной школы, диктуемая тенденциями интеграции в науке и практике и решаемая с помощью междисциплинарных связей.Суть изменений в подготовке специалистов, наряду с ориентацией обучения на практику, видится в междисциплинарном взаимодействии, необходимости качественно новых путей интеграции учебных дисциплин.

Сложившаяся дисциплинарная система профессионального обучения формирует определенные противоречия между:

– целями активизации познавательной деятельности обучающихся, обусловленными сменой образовательных парадигм и недостаточностью системных представлений об осуществлении данного процесса на современном этапе развития отечественного образования;

 – профессиональной компетентностью как интегральной характеристикой качества обучения и средствами ее формирования в рамках отдельных учебных дисциплин;

 – назревшими потребностями в междисциплинарной интеграции и недостаточным количеством соответствующих исследований и методических пособий по обоснованию дидактических условий, выявлению, внедрению междисциплинарных задач в учебный процесс.


Таким образом, необходим переход на научно обоснованные концепции междисциплинарных связей, адекватным требованиям объективного закона качественного развития образования, так как разрозненность по учебным дисциплинам знаний, отсутствие, ненаучность или недостаточность глубины междисциплинарной интеграции часто приводят, с одной стороны, к дублированию отдельных вопросов в разных дисциплинах в условиях дефицита учебного времени, а с другой – к недостаточному освоению обучающимися ряда тем в данной дисциплине, знание которых обязательно в другой.


В рамках изучения дисциплины «Инженерная графика», предлагается создание условий: для осознания обучающимися основной профессиональной образовательной программы (ОПОП СПО) ФГОС СПО за счет определения междисциплинарных связей с дисциплинами и модулями профессионального цикла, для раскрытия в процессе обучения и воспитания важности профессиональной деятельности, социальной значимости будущей профессии, для выявления способности осмыслено и целенаправленно двигаться к намеченной цели – стать конкурентоспособными специалистами. В соответствии со стандартом ФГОС СПО необходимо внедрение в учебный процесс новых методических и содержательных подходов к изучению дисциплины «Инженерная графика» на основе систем междисциплинарных задач.


Междисциплинарные связи дисциплины «Инженерная графика» устанавливаются на взаимной согласованности учебных программ основной профессиональной образовательной программы, на уровне общности выполняемых чертежей, научных понятий, связанных общим смыслом дисциплин и методами преподавания, исключают противоречия в трактовке одних и тех же законов, понятий, явлений, дублирование материала, способствуют целостности получаемых обучающимися научных и технических знаний, обеспечивают единство многообразия процессов и явлений, изучаемых разными дисциплинами.


Внедрение в образовательный процесс междисциплинарных комплексных задач, связанных несколькими дисциплинами, профессиональными модулями позволяет:

 – снизить загруженность обучающихся в рамках совмещенных, бинарных занятий или практических работ;

– последовательно реализовывать репродуктивные, частично-поисковые, творческие и научно-исследовательские, дидактические принципы по нескольким дисциплинам, профессиональным модулям;

 – на основе дифференцированного личностно-ориентированного подхода к обучению выбирать уровень сложности решаемой задачи;

 – развивать самостоятельность и ответственность обучающихся при выполнении индивидуальных заданий;

– вовлекать обучающихся с целью активизации самостоятельной познавательной деятельности во внеучебную деятельность.


Актуальность создания системы междисциплинарных связей определяется следующими факторами:

– потребностью в разработке механизма повышения качества обучения по дисциплинам «Информатика», «Гидротермическая обработка и консервирование древесины», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», профессиональным модулям на основе внедрения междисциплинарных задач и системообразующей роли дисциплины «Инженерная графика»;

– необходимостью компьютеризации дисциплины «Инженерная графика» на основе междисциплинарного задачного подхода;

– развитие творческих способностей обучающихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности по созданию учебно-исследовательского комплекса «Графический кейс».


Создание системы междисциплинарных связей дисциплины «Инженерная графика» с дисциплинами и модулями профессионального цикла ФГОС СПО обуславливает возможность междисциплинарного внедрения комплексов «Графический кейс» в образовательный процесс. Каждый обучающийся создает свой именной комплекс, так называемый «Графический кейс», в который помещаются выполненные в процессе изучения дисциплины «Инженерная графика» чертежи, необходимые в дальнейшем обучении специальности. Оболочка комплекса представляет собой функциональную таблицу, систематизирующую графические изображения по дисциплинам, профессиональным модулям, видам практик. Виды графических изображений в ячейках таблицы – активные гиперссылки, по которым открываются соответствующие чертежи, выполненные в программе Компас. Продолжение разработки обучающимися «Графического кейса» в процессе обучения на 2-4 курсах позволяет объединить информацию об отдельных сторонах профессиональной деятельности, рассредоточенную в разных курсах учебных дисциплин, и уже тем самым создает возможности для систематизации, исключения дублирования, выявления недостающего материала. Обучающиеся, осваивая новую для них деятельность от простых элементов к более слож­ным, занимаясь активным самостоятельным поиском, получают знания и навыки практической деятельности по чтению и выполнению эскизов, рабочих чертежей деталей, чертежей общего вида, сборочных чертежей изделий с использованием прикладной программы Компас, решения комплексных производственно-технических задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов, анализа принятых решений, видения перспектив, приобретают практический опыт, формируют профессиональную готовность к овладению полноценной профессиональной деятельностью.


Обучающиеся должны не только владеть новыми информационными технологиями, но и эффективно применять их в своей учебно-профессиональной деятельности, используя творческий самостоятельный подход к решению профессиональных задач, что способствует воспитанию современного специалиста, обладающего информационной компетентностью, умеющего самостоятельно принимать решения в сложных обстоятельствах, быть готовым брать на себя ответственность, предвидеть возможные последствия своих решений для производства, других людей и себя лично, уметь реализовывать и усовершенствовать профессиональные навыки, развивать методики и технологии своей профессии и быть готовым к усовершенствованию профессионального мастерства.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*