Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические рекомендации по использованию проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию

03.04.2011 339 3033
Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания

Клишейко Наталья Викторовна, учитель истории и обществознания

БОУ Гимназия № 12, г. Омск
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности. Единый государственный экзамен призван дать не только объективную, но и разностороннюю оценку учебных достижений выпускников. В частности, выявить в какой степени школьники овладели знаниями основных научных фактов, теоретических положений, социальных норм, а также способами познавательной деятельности.


В экзаменационную работу по обществознанию и истории включены задания, проверяющие сформированность следующих умений:

- оценивать различные суждения об исторических событиях, социальных объектах, явлениях, процессах с точки зрения общественных наук;

- анализировать и классифицировать информацию, представленную в схемах, диаграммах, таблицах;

- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, осуществляя выбор позиций из предложенного списка;

- различать в информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- распознавать признаки понятий, называть и применять термины, понятия и явления в соответствии с предлагаемым контекстом;

- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса;

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов;

- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. 


Проектная деятельность соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части А, В и С.


Проектная технология помогает готовить обучающихся к ЕГЭ и формирует следующие умения и навыки:

по истории

  1. систематизировать  исторический материал на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса;
  2. анализировать историческую ситуацию; устанавливать комплекс причинно-следственных связей;
  3. выявлять общее и различное в сравниваемых исторических событиях и процессах;
  4. анализировать  исторические версии;
  5. извлекать информацию из источника.

по обществознанию

  1. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
  2. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
  3. формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  4. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
  5. подготавливать творческую работу.

На уроках и во внеурочной деятельности применение проектной технологии способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой), что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого возможности компьютера. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов.


Особое место в обучении, занимают телекоммуникационные проекты. Для организации эффективной результативной и эмоционально окрашенной деятельности выполнение заданий проектов подходит как нельзя лучше. Телекоммуникационные турниры предоставляют ребятам возможность соотнести свои достижения с уровнем достижений своих сверстников из других образовательных учреждений. Примером может служить разработанный Г.В. Сурковой телекоммуникационный проект  «Что век грядущий нам готовит?»для обучающихся 9-11 классов. Все этапы проекта соответствовали заданиям ЕГЭ по обществознанию. Цель проекта:развитие ключевых компетентностей обучающихся (информационной, коммуникативной, интеллектуальной и др.) в процессе работы над обществоведческой темой «Угрозы ХХІ века (глобальные проблемы)».Задачи: развитие навыков исследовательской деятельности и коммуникативных умений обучающихся; применение социально-гуманитарных знаний для решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности мышления обучающихся и педагогов образовательных учреждений.Описание  проекта«Что век грядущий нам готовит?» размещено на «Омском образовательном портале» по адресу: http://www.omsk.edu.ru/projects/toc282.html. Всего в проекте приняло участие 35 команд из  школ, гимназий, лицеев и домов творчества г. Омска и Омской области. На первом этапе проекта участники представляли свою команду в форме презентации. Оценивалось содержание, оформление и грамотность работ. На втором этапе команды создавали информационные бюллетени и буклеты на тему: «Глобальные проблемы современности». По условиям этапа необходимо было выбрать одну из проблем и проанализировать её. Оценивалось содержание и дизайн публикаций. Следующий этап – блиц-тур с тестовыми заданиями. Командам были предложены задания с выбором ответов, только один из которых являлся верным. Интеллектуальный и творческий этапы содержали вопросы повышенной сложностии были посвященырешению одной из глобальных проблем. При оценке работ учитывались грамотность, логика и оригинальность изложения, свободное владение материалом и самостоятельность суждений, отражение личного отношения к темеи целесообразность включения фактов, аргументированность и убедительность выводов. В ходе проекта осуществлялось тесное сотрудничество детей и педагогов.


Продукт проекта – электронный сборник лучших работ участников (размещен на сайте по адресу: http://projectnovek.ucoz.ru/index/glavnaja/0-5), который может быть использован при подготовке обучающихся выпускных классов к экзамену по обществознанию.


Использование проектной технологии благотворно влияет на дальнейшее развитие ключевых компетентностей личности школьника, которые будут востребованы в его будущей практической деятельности. Применение указанной технологии позволяет привести ребенка к успеху, дать ему возможность развить свои способности, получить общественное признание и стать успешным.


Список литературы:

  1. Ворожищева Н.Н. Методические приемы активизации образовательного процесса. Методическое пособие. - Омск.: ОмГПУ, 1999.
  2. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: курс практических занятий по формированию успешности ученика. - М.:5 за знания:, 2006.
  3. Гевуркова Е.А., Соловьева Я.В. ЕГЭ 2010. История. Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2009.
  4. ЕГЭ 2010. Обществознание: Методические материалы. - М.: Эксмо, 2010.
  5. ЕГЭ 2010. Обществознание: Репетитор. - М.: Эксмо, 2010.
  6. ЕГЭ 2010. Обществознание: Сборник заданий. - М.: Эксмо, 2010.
  7. ЕГЭ 2010. Обществознание: Сдаем без проблем. - М.: Эксмо, 2010.
  8. ЕГЭ 2010. Обществознание: Справочник. - М.: Эксмо, 2010.
  9. ЕГЭ 2010. Обществознание: Тематические тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2010.
  10. Материалы для проведения зачета. История. - М. .: ФИПИ, 2010.
  11. Материалы для проведения зачета. Обществознание. - М. .: ФИПИ, 2010.
  12. Материалы для самостоятельной работы. История. - М. .: ФИПИ, 2010.
  13. Материалы для самостоятельной работы. Обществознание. - М. .: ФИПИ, 2010.
  14. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. История. - М.: ФИПИ, 2010.
  15. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. Обществознание. - М. .: ФИПИ, 2010.
  16. Организация исследовательской деятельности учащихся. - Омск, 2006.
  17. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: История. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
  18. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание. - М. : АСТ: Астрель, 2010.

Приложение № 1

Умения и навыки, формируемые проектной технологией

Группы умений

Состав умений и навыков

Задания  ЕГЭ

Хронологические знания и умения

 

называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов.

А 1

(знание дат);  В 1, В 5, В 15 (установлениепоследовательности)

характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий.

Работа с историческими источниками

 

использовать источника для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды

А 26,

С1-3 (извлечение информации из источника)

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

высказывать суждение о назначении, ценности источника;

характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

Анализ, объяснение

 

соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

В 2, В 6, В 9, В 12 (группировка фактов);

С 7 (выявление общего и различного);

С 4, С 6 (анализ исторической ситуации)

 

показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

классифицировать исторические события и явления

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей

Версии, оценки

 

сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;

С 5 (анализ исторических версий)

 

высказывать суждения о подходах (критериях) лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.


Приложение № 2

Виды заданий по формированию умений и навыков

Умения и навыки

Виды заданий

Организационные

Планирование

Составлять развернутый план темы, алгоритм ответа

Готовить по теме доклад, реферат

Информационные

Навык смыслового чтения

Анализировать текст, выделять главную мысль

Составлять тесты по изученному материалу

Сворачивание информации

Составлять определение по алгоритму

Сворачивать текст в опорный конспект, шпаргалку

Придумывать пропорции понятий

Представлять текст в виде схемы, таблицы

Разворачивание информации

Составлять определение по алгоритму

Составлять интеллект-карту (развернутую схему темы)

Загадывать понятие прилагательными, глаголами

Составлять тесты по изученному материалу

Текстовый конспект

Составлять текстовые конспекты

Составлять развернутый план темы, ответа

Готовить по теме доклад, реферат

Разворачивать информацию, представленную в виде рисунка и схемы

Описывать рисунки и схемы

Интеллектуальные

Активное владение понятиями

Составлять  определения по алгоритму

Загадывать понятие прилагательными, глаголами

Составлять тесты по изученному материалу

Операции синтеза и обобщения

Составлять развернутый план темы

Составлять опорные конспекты

Составлять текстовые конспекты

Назвать одним словом группу понятий

Установление закономерностей, причинно-следственных связей

Решать и составлять логические цепочки

Строить системы понятий и схемы по теме

Описывать закономерности

Составлять опорные конспекты

Находить лишнее, расставлять в правильном порядке, называть одним словом несколько понятий


Приложение № 3

План проведения проекта

Название этапа

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта

 

Обсуждают проблему, получают необходимую информацию и устанавливают цели

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует участников проекта, помогает в постановке

целей

Планирование

 

1.Определение источников информации

2.Определение способов сбора и анализа информации

3.Определение способа представления результатов

4.Установление процедуры и критериев оценки результатов

5.Распределение задач между членами команды.

Вырабатывают план действий и формулируют

задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения и утверждает план

Исследование

 

1.Сбор информации

2.Решение промежуточных

задач

3.Выбор методов исследования

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, консультирует, руководит деятельностью  участников проекта

Результаты,   

выводы

1.Анализ информации 2.Формулирование выводов

3.Подготовка публикаций, презентаций,  других материалов

Анализируют информацию, формулируют выводы, готовят материалы

Наблюдает, советует, консультирует

Представление работы

Форма представления результатов: публикации, презентации  и другие материалы

Представляют свою работу, обсуждают и защищают ее

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника процесса

Оценка

результатов

Форма результата оценки – одобрение

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения

Оценивает качество отчета и потенциал продолжения


Приложение № 4

План проекта «Что век грядущий нам готовит?»

Этапы проекта

Мероприятие

Подготовительный этап

 Регистрация участников.

1этап

«Представление команд»

Представление команды, в котором необходимо рассказать о команде, участниках, школе. Форма представления – презентация. Критерии оценивания:содержание (1-2 балла);оформление (1-2 балла);оригинальность представления (1-2 балла).Максимальная оценка - 6 баллов. 

2 этап

«Конкурс публикаций»

Создание информационного бюллетеня или буклета на тему: «Глобальные проблемы современности».Критерии оценивания: содержание (1-3 балла); дизайн (1-3 балла).Максимальная оценка - 6 баллов.

3 этап

«Блиц-тур»

10 заданий с выбором ответов. К каждому заданию даются 4 ответа, только один из них является верным. Критерии оценивания: за каждый правильный ответ - 1 балл.

Максимальная оценка - 10 баллов.

4 этап

«Творческий»

Составление плана мероприятий ООН по решению одной из глобальных проблем.Критерии оценивания: грамотность (1 балл);логика и оригинальность изложения (1 балл); самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме (1 балл); достоверность и целесообразность включения фактов и источников (1 балл);иллюстративность и наглядность изложения (1 балл);аргументированность и убедительность выводов (1 балл).Максимальная  оценка - 6 баллов.

5 этап «Интеллектуальный»

Анализ современных российских проблем и поиск путей выхода из кризиса.Критерии оценивания: грамотность (1 балл);логика и оригинальность изложения (1 балл); самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме (1 балл); достоверность и целесообразность включения фактов и источниковв том числе по Омской области (1 балл);иллюстративность и наглядность изложения (1 балл);аргументированность и убедительность выводов (1 балл).Максимальная  оценка - 6 баллов.

6 этап

«Итоги проекта»

Подведение итогов проекта. Награждение победителей дипломами, вручение сертификатов участникам. Рефлексия руководителя проекта. Создание электронного сборника лучших работ.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*