Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методика проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин

08.12.2011 2912 13376
Ковальчук С. В., преподаватель спецдисциплин специальности 190304 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» специализации «Вагоны»

Гладкова Агата Викторовна
Гладкова Агата Викторовна, преподаватель

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"

Обозначенные в концепции модернизации российского образования и отраженные в ФГОСе цели и задачи связаны не только с совершенствованием компетенции современного специалиста, но и с улучшением взаимосвязей образовательного учреждения с рынком труда, обновлением содержания и методологии соответствующей образовательной среды.


Решению этих задач в профессиональном образовании способствуют технологии интерактивного, интегрированного, проектного, проблемного, модульного обучения. Составной частью современных педагогических технологий является форма организации обучения. Как вид учебного занятия, бинарный урок предполагает совмещение теории и практики или двух предметов. Это нетрадиционный вид урока.Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.


Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Как одна из форм проекта, бинарные уроки  служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний; развивают аналитические способности и изобретательность; обладают огромным воспитательным потенциалом.


Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Чаще всего такие уроки ведут два преподавателя. Важную роль в подготовке и проведении бинарного урока играет психологическая и методическая совместимость педагогов.


Какова же последовательность подготовки проведения бинарныхуроков? Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить темой  бинарного урока. Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал поможет повысить мотивацию деятельности студентов. Следующим шаг - поиск наиболее рациональной формы проведения урока. Это может быть урок-театр, урок-пресс-конференция, урок-концерт, урок-путешествие, урок-исследование, урок-заседание редколлегии и т.д. Но бинарный урок можно провести и в традиционной форме, когда изучение нового материала предваряется постановкой проблемного вопроса, фронтальным опросом изученного материала, лекцией преподавателей, сопровождаемой  мультимедийной презентацией, закреплением материала в условиях учебной лаборатории или учебного полигона, проверки знаний студентов в режиме on-linе.


Важным этапом подготовкибинарногоурока является совместное, тщательное планирование. Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования.

Опыт проведения бинарных уроков показывает, что подготовка и проведение бинарных уроков способствует совершенствованию профессиональных компетенций преподавателей и формированию адекватной оценки студентов значимости изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности.

Учебное занятие, разработка которого и мультимедийная презентация прилагаются, проводилось по теме «Конструкция автосцепных устройств и требования, предъявляемые к содержанию автосцепок в эксплуатации». Согласно учебному плану конструкция автосцепных устройств изучается на спецдисциплине «Конструкция подвижного состава», а требования, предъявляемые к содержанию автосцепок в эксплуатации, рассматриваются при изучении спецдисциплины «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения». Рациональное соединение тем из разных спецдисциплин позволило приблизить студентов к условиям производства, где будущий специалист железнодорожного транспорта должен знать и уметь применять на практике освоенный учебный материал.

 

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дисциплины: Конструкция подвижного состава

Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения


Разделы:     Автосцепное устройство вагонов 

                     Подвижной состав                          


Тема учебного занятия: Конструкция автосцепных устройств и требования, предъявляемые к содержанию автосцепок в эксплуатации


Продолжительность учебного занятия:         90 мин


Тип учебного занятия: Комбинированный


Вид учебного занятия: Бинарный


Преподаватели:Ковальчук Сергей Васильевич, Гладкова Агата Викторовна 


Ведущие методы: Практико-ориентированный,  проблемный 


Формы организации деятельности студентов: Индивидуальная, коллективная, фронтальная 


Методическая цель: Показать методику проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин


Цели урока:

Обучающая цель: Закрепление знаний студентов о конструкции автосцепных устройств и требованиях, предъявляемых к содержанию автосцепок в эксплуатации 

Развивающая цель: Формирование у студентов умений применять теоретические знания на практике

Воспитательная цель: Развитие умения работать в команде (ОК 6) и брать на себя ответственность за работу команды и результат выполнения задания (ОК 7)


Межпредметные связи: Конструкция подвижного состава, Технология ремонта подвижного состава , Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения


Средства обучения: Мультимедийное оборудование, сеть Internet, рейка для измерения высоты оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов (УГР), шаблон 873

 

Критерии уровня формируемых знаний, умений, навыков

 Знать

Уметь

Назначение, конструкцию автосцепных устройств и требования ПТЭ к оборудованию подвижного состава автосцепками. Ответственность за правильное сцепление автосцепок в поезде

Применять на практике нормы по содержанию высоты оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов и разницы по высоте между продольными осями автосцепок

 

Структура учебного занятия

№ п/п

Наименование этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

 1 Организационный момент

1

Организационный момент

-Проверяет внешний вид студентов; готовность кабинета к учебному занятию;

-Проводит перекличку; объявляет тему и цели занятия, ставит проблему

-Приветствуют преподавателя;

-Слушают тему и цели занятия, проблемный вопрос

1.1

Правила соревнования, жеребьевка

Объявляет этапы учебного занятия. Проводит жеребьевку

Согласно жеребьевке формируется первая группа «Колесная пара» и вторая группа «Автосцепка» по основным сигнальным железнодорожным цветам

 2 Первый этап - Повторение изученного материала

2.1

Фронтальный опрос

Активизирует мыслительную деятельность студентов посредством поставленных вопросов. Выдает жетон за правильный и полный ответ

Отвечают на поставленные вопросы устно с места

3 Второй этап - Изучение нового материала

3.1

Назначение и месторасположение автосцепного  оборудования

Объясняет назначение и месторасположение автосцепного оборудования с использованием натуральных образцов (макет)

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте назначение и месторасположение автосцепного оборудования

3.2

Требования ПТЭ к оборудованию подвижного состава автосцепками

Знакомит с основными требованиями ПТЭ к оборудованию подвижного состава автосцепками

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте основные требования ПТЭ к оборудованию подвижного состава автосцепками

3.3

Типы автосцепок

Приводит типы автосцепок с использованием наглядных примеров схем перемещения сцепленных автосцепок

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте типы автосцепок

3.4

Нормы содержания высоты оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов и разницы по высоте между продольными осями автосцепок

Приводит нормы содержания высоты оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов и разницы по высоте между продольными осями автосцепок с применением наглядных примеров

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте нормы содержания оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов и разницы по высоте между продольными осями автосцепок

3.5

Конструкция автосцепного оборудования

Объясняет конструкцию автосцепного оборудования (частей)–ударно-центрирующего прибора, расцепного устройства, упряжного устройства и автосцепки с деталями механизма с использованием натуральных образцов (макетов) и наглядных примеров

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте основные части автосцепного оборудования

3.6

Ответственность за техническое состояние автосцепных устройств и правильность сцепления  вагонов в составе поезда

Знакомит с требованиями ПТЭ об ответственности за техническое состояние автосцепных устройств и правильность сцепления вагонов в составе поезда на наглядных примерах

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, отмечают в конспекте требования ПТЭ об ответственности за техническое состояние автосцепных устройств и правильность сцепления вагонов в составе поезда

4 Третий этап – Применение теоретических знаний на практике

4.1

Инструктаж по технике безопасности

Проводит инструктаж по технике безопасности

Расписываются в журнале по технике безопасности (ТБ), получают спец. одежду. Для выполнения задания выходят на учебный полигон


4.2

Выполнение работ на учебном полигоне подвижного состава

Озвучивает поставленную задачу для каждой группы студентов. Контролирует технологию замера норм содержания автосцепок. Задает дополнительные вопросы

В условиях, приближенных к реальным, каждая группа представляет технологию замера норм содержания автосцепок.

5 Четвертый этап – Закрепление нового материала

5.1

Фронтальный опрос (on-line тестирование)

Организует тестирование студентов в on-linе режиме

Отвечают на поставленные вопросы on-line теста

6 Пятый этап – Подведение итогов

6.1

Подведение итогов занятия

Активизирует внимание студентов на решении проблемного вопроса. Подводит итоги учебного занятия

Дают ответ на проблемный вопрос

6.2

Домашнее задание

Повторить изученный материал.

Слушают и запоминают в устной форме




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*