Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Метод рейтинговой системы контроля как эффективное средство повышения качества академической успеваемости студентов

29.04.2015 326 475
Жергина Марфа Владимировна
Жергина Марфа Владимировна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Чурапчинский колледж

Формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Рейтинговая система требует заданий, которые можно оценить в баллах, поэтому она подразумевает широкое использование предметных тестов (тестов достижений) - наборов стандартизованных заданий по определенному материалу. Это накопительная система оценки знаний, основанная на систематически повторяющихся рейтинговых измерениях, она отражает систематичность учебной деятельности обучающегося, стимулирует его к самостоятельной работе и самоконтролю.

На протяжении 10 лет нами проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами Чурапчинского колледжа, в которой приняли участие около 300 студентов.

На основе Положения о рейтинговой системе контроля академической успеваемости студентов ГОУ СПО "Чурапчинский колледж" от 2007 года в учебный процесс нами была внедрена балльно-рейтинговая система оценивания. Она представляет собой метод оценки успеваемости студентов в учебном семестре и учитывает не только ответ студента на зачете и экзамене, но и совокупность всех текущих показателей его работы.

Итоговая оценка успеваемости студентов за семестр по дисциплине выводится на основе суммирования рейтинговых баллов, полученных студентом в ходе посещений лекций, выполнения СРС, устных ответов у доски, защиты рефератов, подготовки семинарского урока, выполнения контрольных работ, тестов, выступлений на конференциях. На сегодняшний день накоплен значительный опыт внедрения этой системы в учебный процесс по преподаваемым дисциплинам для трех специальностей.

Оценивание работы студентов осуществлялось, согласно 2 пункту положения, которые изложены в таблице 1.

Таблица 1.

Рейтинговая система контроля успеваемости

Виды оценивания работы студентов

Количество баллов

лекция

5 баллов за каждое посещение;

РГР, СРС

15 баллов за каждую правильно выполненную работу;

пропуски занятий

-5 баллов за каждый пропуск;

опоздание

-2 балла за каждое опоздание

выполнение тестов

1 балл за каждый правильный ответ в тестах от 30 до 90 вопросов;

за невыполнение СРС в срок

0 баллов, т.е. потеря всех баллов.

Рейтинговая система требует заданий, которые можно оценить в баллах, поэтому она подразумевает широкое использование предметных тестов – наборов стандартизованных заданий по определенному материалу. В целях стимулирования более активной работы студентов по преподаваемым дисциплинам, осуществление контроля над качеством знаний студентов ввели призовой фонд баллов, которые они получают за дополнительную работу (таблица 2).

Таблица 2.

Дополнительные баллы к рейтинговой системе контроля

ведение рабочих «идеальных» тетрадей для лекций и СРС

100 баллов;

реферат или коллаж

100 баллов;

научная работа (доклад к НПК)

150 баллов;

викторина «Своя игра»

от 5 до 50 баллов за каждый правильный ответ (в среднем до 150 баллов);

Итак, учитывая академические часы по программе определенной дисциплины, выводится максимальное количество баллов, за достижение которых студенту автоматически выставляется «зачет» или «отлично» (таблица 3).

Таблица 3.

Модульно-рейтинговая система преподавателя Жергиной М.В. на 2014-15 учебный год

Дисциплина/ Количество ауд. часов

Группа

Посещение (5 баллов)

СРС Макс.по 15 баллов

Бонус: Своя игра, словарь и т.д.

Контр.тест. Макс. 1 тест – 30 б

Итого макс. количество баллов

Отлично (85-100%)

Хорошо (75-84%)

Удовлетворительно (60-74%)

МиИ - 60

ГС-14

150

225

265

60

700

595-700

525-594

420-524

ОТС 61

ГС-14

150

225

295

30

700

595-700

525-594

420-524

ОТТС - 110

ГС-14

275

375

270

30

950

805-950

710-804

570-709

ОТ-34

ГС-11

85

120

285

60

550

465-550

410-464

330-409

ОТ-32

ЭС-12

80

120

290

60

550

465-550

410-464

330-409

ОТ - 38

СТ-13

95

120

275

60

550

465-550

410-464

330-409

НТиС 60

ГС-12

150

225

265

60

700

595-700

525-594

420-524

НТиС 42

ЭС-12

105

165

270

60

600

510-600

450-509

360-449

СМиИ 92

СТ-14

230

345

265

60

900

765-900

675-764

540-674

ЗиС 96

ПБ-14

240

420

260

30

950

805-950

710-804

570-709

ЗиС 36

ПБ-13

90

120

260

30

500

425-500

375-424

300-374

ТГВ 70

ПБ-14

175

255

290

30

750

640-750

560-639

450-559

Таким образом, метод рейтинговой системы контроля академической успеваемости позволяет отследить качество знаний и умений каждого студента в отдельности на протяжении всего срока обучения, а также группы, выработать рекомендации по совершенствованию организации образовательного процесса.

Проведен сравнительный анализ успеваемости студентов по группам за время проведения эксперимента с 2006 по 2015 г., сводные результаты которого показаны в диаграммах.

Успеваемость студентов по группам по дисциплине «Материаловедение» с 2006 по 2012 учебные годы.

Диаграмма 1

Успеваемость студентов по группам по дисциплине «Оборудование, техника и технология сварки» с 2006 по 2012 год.

Диаграмма 2.

Успеваемость студентов по группам по дисциплине «Технология сварочных работ» с 2006-2012 г.

Диаграмма 3.

Успеваемость студентов по группам по дисциплине «Нормирование труда и сметы» с 2006 по 2012 год.

Диаграмма 4.

На основе набранных студентами баллов по дисциплине «Материаловедение» определено качество успеваемости по группам (диаграмма 5).

Качество успеваемости студентов групп «Газоснабжение» по дисциплине «Материаловедение» с 2006 по2012 учебные годы.

Диаграмма 5.

Проведенная работа дает возможность наглядно увидеть динамику повышения качества успеваемости   студентов.

Пример ведения рейтинговой системы контроля академической успеваемости студентов показан в таблице 4.

Журнал группы ГС-10 дисциплины «Нормирование труда и сметы»

Таблица 4.

ФИО студента

Лекции

СРС

викторина

опоздание

Коллаж/

реферат

тесты

Количество баллов

оценка

1

Андросов Алек

125

100

10

-6

-

28

257

3

2

Аммосова Туяра

145

170

35

-

100

50

500

5

3

Алексеев Артур

115

127

75

-2

90

39

444

5

4

Алексеев Мичил

135

165

-

-4

90

40

426

5

5

Борисов Айсен

110

40

100

-4

100

34

380

4

6

Григорьев Виталий

120

64

30

-4

-

43

253

3

7

Гермогенов Агит

145

123

-

-

90

52

410

4

8

Егоров Егор

135

128

135

-4

90

51

535

5

9

Иванов Алексей

95

60

100

-10

-

-

245

3

10

Килбясов Семен

150

103

20

-2

90

55

416

4

11

Кривошапкин М

150

148

95

-2

90

56

425

5

12

Кузьмин Кеша

145

106

25

-4

-

41

313

3

13

Матросов Женя

120

65

-

-2

90

19

292

3

14

Никитин Андрей

140

134

-

-6

-

34

302

3

15

Рахлеев Павел

135

130

180

-

90

59

594

5

16

Ушницкий Ньургун

130

61

130

-2

90

52

461

5

17

Федоров Назар

145

97

-

-4

-

49

287

3

18

Филиппов Андрей

110

25

50

-6

-

24

203

3

19

Харитонов Виктор

140

136

60

-2

90

48

472

5

20

Хастаева Сардана

140

150

5

-

100

37

432

5

21

Эляков Эдик

80

15

80

-2

-

27

200

3

Заключение

Перечисленные особенности рейтинговой системы контроля успеваемости студентов позволяют сделать вывод о серьезных достоинствах данной технологии оценки, основные из которых заключаются в обеспечении комплексного подхода к оцениванию результатов учебной деятельности учащихся, повышении объективности оценки, роста мотивации учащегося к учебной деятельности.

Введение рейтинговой системы оценок знаний помогает реализовать дифференцированный подход к учащимся, исключая одинаковые оценки разных результатов, обеспечивая объективную позицию преподавателя по отношению к учащемуся.

Рейтинговая оценка является интегральной оценкой, она учитывает самый малый положительный результат учащегося, охватывает и объективно оценивает не только конкретный вид занятия, но и производит их согласования по суммарному результату. Это является мощным стимулом работы учащегося в течение всего учебного года.

В целом, результаты реализации проекта позволили сформулировать следующие основные выводы:

  • На основе теоретического анализа проблемы раскрыта сущность, содержание и структура применения рейтинговой системы контроля успеваемости;
  • Предложенный метод контроля знаний как средство повышения успеваемости студентов показали свою эффективность;
  • Содержание повышения успеваемости проектируется на основе рейтинговой системы контроля;
  • Дидактические средства рейтинговой системы содействуют повышению успеваемости студентов;
  • Апробированный проект направлен на решение проблем, выявленных при актуализации применения рейтинговой системы;
  • Разработаны методические пособия заданий для рейтинговой системы;
  • Предложены практические рекомендации преподавателям по проведению контроля и оценке знаний учащихся.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*