Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать студентам на занятиях какой-либо одной дисциплины. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.
В педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия межпредметных связей: «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на занятиях других дисциплин» (Губанова А.А.). Ученые (М.М. Левина, М.Н. Бурцева и другие) определяют межпредметные связи как условие, способствующее повышению научности и доступности обучения, положительно влияющее на основные компоненты процесса обучения: содержания учебного материала, методы преподавания, используемые преподавателем, и методы обучения, самостоятельно осуществляемые обучающимися.
В требованиях к результатам освоения основной профессиональной программы федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело» сказано, что медицинская сестра должна обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность самостоятельно оценивать состояние и потребности пациента, вести правильное наблюдение за ним и принимать обоснованные ответственные решения – ведь от ее профессиональной компетентности зависит здоровье и жизнь пациента.
Профессиональные знания и профессиональные умения как компоненты профессиональной компетентности формируются, главным образом, в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Общеобразовательные дисциплины также содержат в себе элементы необходимых медицинскому работнику профессиональных знаний и умений, в том числе, математика позволяет формировать некоторые профессиональные компетенции будущего медработника.
Значимость математических методов в профессиональной подготовке среднего медицинского персонала очень велика. Наряду с безусловной важностью изучения клинических дисциплин необходимо изучение и прочное усвоение математики.
Мотивирующим фактором изучения математики является ценностное представление о ее профессиональной значимости.
В профессиональной деятельности медицинской сестры вычислительные навыки, способность производить расчеты относятся к наиболее значимым умениям. Поэтому главная особенность обучения математике в техникуме состоит в том, чтобы придать математическому курсу профессиональную направленность.
Будущей медицинской сестре необходимо знать метрическую систему единиц для правильного расчета количества таблеток и капсул, объема лекарственного средства для различного вида инъекций, уметь вычислять дозы при парентеральном введении лекарственных средств, скорость внутривенного введения лекарственных средств и др.
Основополагающей задачей в профессиональном образовании является не четкая исполнительская дисциплина, а самостоятельность и творческая активность, именно это способствует повышению познавательной деятельности и формированию профессиональной компетентности студента уже в стенах учебного заведения.
Осознание роли математики и становление профессиональных качеств зависит от системы мотивов обучаемых. Это объясняется тем, что студент в процессе обучения является не только объектом управления, но и субъектом учебной деятельности.
Таким образом, центральную роль в процессе обучения играет учебно-познавательный интерес, и он единственный, в отличие от других возможных мотивов, способен обеспечить протекание полноценной учебной деятельности.
Мотивирующим фактором изучения математики является ценностное представление о ее профессиональной значимости.
В подготовке медицинских сестер выдвигают в качестве основного принципа обучения реализацию межпредметных связей специальных и общепрофессиональных дисциплин. Межпредметные связи по составу показывают, что используется, трансформируется из других дисциплин при изучении конкретной темы. Теоретические знания становятся востребованными в профессиональной деятельности, а не только в учебных аудиториях.
Студенты медицинского техникума, как правило, не имеют должного представления о применении математических знаний и умений в будущей профессиональной деятельности. Не случайно среди первых вопросов на занятиях по математике звучат следующие: «А зачем мне это изучать, если я буду медицинской сестрой?», «А как это пригодится мне в моей профессии?». Ответом на поставленные вопросы может быть систематическое использование в обучении математике медицинских понятий, идей, моделей и задач, постоянная иллюстрация математического материала приложениями из различных разделов медицины.
Необходимо объяснить студентам, что профессиональные знания и профессиональные умения как компоненты профессиональной компетентности формируются не только в процессе изучения профессиональных дисциплин, но и циклом математических дисциплин.
Примеры использования математического аппарата в преподавании клинических дисциплин.
«Приложение математики в фармакологии»
В фармацевтике особенно важна математика. Ведь нужно точно рассчитать, сколько нужно ввести препарата определенному человеку в зависимости от его личных характеристик, и даже сам состав лекарственного вещества нужно рассчитывать, чтобы нигде не ошибиться.
Приведем пример, как высчитать количество препарата, чтобы хватило на определенный курс лечения, который назначил вам лечащий врач. В аннотации лекарственного препарата указано, что в 1 таблетке содержится 30 г действующего вещества. Курсовая доза – 800-900 г. В рецепте прописано: принимать по 1 таблетке 3 раза в день в течение 7 дней. Теперь считаем: 30 г * 3 раза = 90 г в день, или 90 г * 7 дней = 630 г на курс лечения.
В задачах очень часто используется умение переводить единицы из одной системы измерения в другую. Например, пациенту назначен препарат в дозе 600 миллиграмм на прием. Препарат расфасован в граммах. Сколько грамм нужно дать пациенту? Решение задачи сводится к переводу данной единицы измерения (миллиграмм) в граммы, умножением на 0,001 г.
Ежедневная работа среднего медицинского персонала – это выполнение назначений врача по приему лекарств пациентами. Поэтому решаем такие задачи: таблетка содержит 2 сантиграмма вещества. Назначение врача – 5 миллиграмм. Сколько таблеток необходимо дать пациенту? При решении таких задач сначала переводим дозы в основную единицу измерения – грамм, затем делим дозу, назначенную врачом на дозу, расфасованную в препарате: 0,005/0,02=0,25 то есть одну четвертую таблетки необходимо дать пациенту.
«Приготовление растворов. Концентрация растворов»
Как правило, студенты знают, что для дезинфекции чаще всего используют растворы хлорамина, поэтому необходимо научиться рассчитывать концентрацию растворов в процентах и в соотношении частей, получать нужную концентрацию растворов. Например, определить процентную концентрацию раствора фурацилина, если известно соотношение количества вещества к количеству раствора 1:5000.
«Введение инсулина. Разведение антибиотиков»
Для освоения этой темы необходимо научиться определять цену деления шприца, знать понятия процента и пропорции, уметь решать задачи на нахождение процентов от числа и числа по его процентам, составлять пропорцию и находить неизвестный член пропорции. Рассчитывать дозу лекарственного препарата.
«Приложение математики в педиатрии»
Используя антропометрические показатели:
Решение профессионально ориентированных задач является основным средством реализации межпредметных связей при изучении дисциплины математика в медицинском техникуме. Профессионально ориентированная задача – это задача, условие и требование которой определяют собой модель некоторой ситуации, возникающей в профессиональной деятельности медицинской сестры, а исследование этой ситуации средствами математики способствует формированию профессиональной компетентности будущего специалиста.
При изучении учебной дисциплины математики уделяется большое внимание организации самостоятельной работы студента. Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов разнообразны: подготовка и написание контрольных работ, рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы, подготовка к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах, викторинах и др.
Таким образом, при правильном действии межпредметные связи не только способствуют систематизации учебного процесса и повышению прочности усвоения знаний, но и вызывают усиление познавательного интереса к обучению. В результате знания становятся конкретными и обобщенными, что дает студентам возможность применять их на практике.
Библиографический список:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.