Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Межпредметные связи при обучении математики как основа формирования компетенций

29.04.2015 1085 2076
Федорова Юлия Владимировна
Федорова Юлия Владимировна, преподаватель

Канский медицинский техникум

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать студентам на занятиях какой-либо одной дисциплины. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.

В педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия межпредметных связей: «Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на занятиях других дисциплин» (Губанова А.А.). Ученые (М.М. Левина, М.Н. Бурцева и другие) определяют межпредметные связи как условие, способствующее повышению научности и доступности обучения, положительно влияющее на основные компоненты процесса обучения: содержания учебного материала, методы преподавания, используемые преподавателем, и методы обучения, самостоятельно осуществляемые обучающимися.

В требованиях к результатам освоения основной профессиональной программы федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело» сказано, что медицинская сестра должна обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность самостоятельно оценивать состояние и потребности пациента, вести правильное наблюдение за ним и принимать обоснованные ответственные решения – ведь от ее профессиональной компетентности зависит здоровье и жизнь пациента.

Профессиональные знания и профессиональные умения как компоненты профессиональной компетентности формируются, главным образом, в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Общеобразовательные дисциплины также содержат в себе элементы необходимых медицинскому работнику профессиональных знаний и умений, в том числе, математика позволяет формировать некоторые профессиональные компетенции будущего медработника.

Значимость математических методов в профессиональной подготовке среднего медицинского персонала очень велика. Наряду с безусловной важностью изучения клинических дисциплин необходимо изучение и прочное усвоение математики.

Мотивирующим фактором изучения математики является ценностное представление о ее профессиональной значимости.

В профессиональной деятельности медицинской сестры вычислительные навыки, способность производить расчеты относятся к наиболее значимым умениям. Поэтому главная особенность обучения математике в техникуме состоит в том, чтобы придать математическому курсу профессиональную направленность.

Будущей медицинской сестре необходимо знать метрическую систему единиц для правильного расчета количества таблеток и капсул, объема лекарственного средства для различного вида инъекций, уметь вычислять дозы при парентеральном введении лекарственных средств, скорость внутривенного введения лекарственных средств и др.

Основополагающей задачей в профессиональном образовании является не четкая исполнительская дисциплина, а самостоятельность и творческая активность, именно это способствует повышению познавательной деятельности и формированию профессиональной компетентности студента уже в стенах учебного заведения.

Осознание роли математики и становление профессиональных качеств зависит от системы мотивов обучаемых. Это объясняется тем, что студент в процессе обучения является не только объектом управления, но и субъектом учебной деятельности.

Таким образом, центральную роль в процессе обучения играет учебно-познавательный интерес, и он единственный, в отличие от других возможных мотивов, способен обеспечить протекание полноценной учебной деятельности.

Мотивирующим фактором изучения математики является ценностное представление о ее профессиональной значимости.

В подготовке медицинских сестер выдвигают в качестве основного принципа обучения реализацию межпредметных связей специальных и общепрофессиональных дисциплин. Межпредметные связи по составу показывают, что используется, трансформируется из других дисциплин при изучении конкретной темы. Теоретические знания становятся востребованными в профессиональной деятельности, а не только в учебных аудиториях.

Студенты медицинского техникума, как правило, не имеют должного представления о применении математических знаний и умений в будущей профессиональной деятельности. Не случайно среди первых вопросов на занятиях по математике звучат следующие: «А зачем мне это изучать, если я буду медицинской сестрой?», «А как это пригодится мне в моей профессии?». Ответом на поставленные вопросы может быть систематическое использование в обучении математике медицинских понятий, идей, моделей и задач, постоянная иллюстрация математического материала приложениями из различных разделов медицины.

Необходимо объяснить студентам, что профессиональные знания и профессиональные умения как компоненты профессиональной компетентности формируются не только в процессе изучения профессиональных дисциплин, но и циклом математических дисциплин.

Примеры использования математического аппарата в преподавании клинических дисциплин.

«Приложение математики в фармакологии»

В фармацевтике особенно важна математика. Ведь нужно точно рассчитать, сколько нужно ввести препарата определенному человеку в зависимости от его личных характеристик, и даже сам состав лекарственного вещества нужно рассчитывать, чтобы нигде не ошибиться.

Приведем пример, как высчитать количество препарата, чтобы хватило на определенный курс лечения, который назначил вам лечащий врач. В аннотации лекарственного препарата указано, что в 1 таблетке содержится 30 г действующего вещества. Курсовая доза – 800-900 г. В рецепте прописано: принимать по 1 таблетке 3 раза в день в течение 7 дней. Теперь считаем: 30 г * 3 раза = 90 г в день, или 90 г * 7 дней = 630 г на курс лечения.

В задачах очень часто используется умение переводить единицы из одной системы измерения в другую. Например, пациенту назначен препарат в дозе 600 миллиграмм на прием. Препарат расфасован в граммах. Сколько грамм нужно дать пациенту? Решение задачи сводится к переводу данной единицы измерения (миллиграмм) в граммы, умножением на 0,001 г.

Ежедневная работа среднего медицинского персонала – это выполнение назначений врача по приему лекарств пациентами. Поэтому решаем такие задачи: таблетка содержит 2 сантиграмма вещества. Назначение врача – 5 миллиграмм. Сколько таблеток необходимо дать пациенту? При решении таких задач сначала переводим дозы в основную единицу измерения – грамм, затем делим дозу, назначенную врачом на дозу, расфасованную в препарате: 0,005/0,02=0,25 то есть одну четвертую таблетки необходимо дать пациенту.

«Приготовление растворов. Концентрация растворов»

Как правило, студенты знают, что для дезинфекции чаще всего используют растворы хлорамина, поэтому необходимо научиться рассчитывать концентрацию растворов в процентах и в соотношении частей, получать нужную концентрацию растворов. Например, определить процентную концентрацию раствора фурацилина, если известно соотношение количества вещества к количеству раствора 1:5000.

«Введение инсулина. Разведение антибиотиков»

Для освоения этой темы необходимо научиться определять цену деления шприца, знать понятия процента и пропорции, уметь решать задачи на нахождение процентов от числа и числа по его процентам, составлять пропорцию и находить неизвестный член пропорции. Рассчитывать дозу лекарственного препарата.

«Приложение математики в педиатрии»

Используя антропометрические показатели:

  • оцениваем пропорциональность развития ребенка;
  • вычисляем долженствующую длину, массу тела ребенка, окружность груди и головы ребенка, количество молочных зубов, массу и объем крови в зависимости от возраста.
  • определяем дефицит веса ребенка, сравнивая фактический вес ребенка с долженствующим;
  • рассчитываем суточный и разовый объем питания, исходя из потребности ребенка в калориях.

Решение профессионально ориентированных задач является основным средством реализации межпредметных связей при изучении дисциплины математика в медицинском техникуме. Профессионально ориентированная задача – это задача, условие и требование которой определяют собой модель некоторой ситуации, возникающей в профессиональной деятельности медицинской сестры, а исследование этой ситуации средствами математики способствует формированию профессиональной компетентности будущего специалиста.

При изучении учебной дисциплины математики уделяется большое внимание организации самостоятельной работы студента. Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов разнообразны: подготовка и написание контрольных работ, рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы, подготовка к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах, викторинах и др.

Таким образом, при правильном действии межпредметные связи не только способствуют систематизации учебного процесса и повышению прочности усвоения знаний, но и вызывают усиление познавательного интереса к обучению. В результате знания становятся конкретными и обобщенными, что дает студентам возможность применять их на практике.

Библиографический список:

  1. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для средних спец. учеб. заведений / 5-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 495 с.
  2. Епишева, О. Б. Технология профессионально ориентированного обучения в профессиональном учебном заведении, Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – 298 с.
  3. Пехлецкий И.Д. Математика: Учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2012. – 304 с.
  4. Пичугина П. Г. Методика профессионально ориентированного обучения математике студентов медицинских вузов, Нижний Новгород, 2008. – 367 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*