Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-методическое пособие для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Психология»

29.04.2015 8968 18450
Андреева Оксана Юрьевна
Андреева Оксана Юрьевна, преподаватель

Канский медицинский техникум

Учебно-методическое пособие для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Психология» предназначено для студентов медицинских техникумов по специальности 31.02.01 Лечебное дело.

Содержание учебно-методического пособия отвечает современным требованиям к подготовке специалиста. Четкая структура построения в целом обосновывает системность и целенаправленность образовательного процесса. Перечень форм контроля конкретизируется с учетом специфики обучения по программе учебной дисциплины «Психология».

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • использовать средства общения в психотерапевтических целях;
  • давать психологическую оценку личности;
  • применять приемы психологической саморегуляции.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • основные задачи и методы психологии;
  • психические процессы и состояния;
  • психологию медицинского работника;
  • принципы профилактики эмоционального "выгорания" специалиста;
  • функции и средства общения;
  • закономерности делового общения.

Проведение самостоятельных работ способствует закреплению теоретических знаний и приобретению новых практических умений, что предусмотрено в содержании рабочей программы учебной дисциплины «Психология».

Тестовые задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Психология»

1. … – это наука, изучающая закономерности протекания психических процессов, свойств и состояний.

2. Субъективный внутренний мир человека:

  1. характер
  2. темперамент
  3. психика
  4. чувства

3. Сознание человека:

  1. высший этап развития психики
  2. волевая регуляция
  3. чувства человека
  4. свойства головного мозга

4. Соответствие метода психологии его виду:

1) наблюдение

а) лабораторный

2) опрос

б) сложный

3) эксперимент

в) житейский

 

г) устный

5. Соответствие основного психологического понятия его составляющего:

1) психическое свойство

а) ощущение

2) психический процесс

б) сознание

3) психическое состояние

в) характер

 

г) усталость

6. Термин «эмоция» происходит от латинского слова emovere – …

7. Непосредственное, временное переживание чувств:

  1. удивление
  2. фрустация
  3. презрение
  4. эмоции

8. Соответствие понятия его определению:

1) интерес

а) положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность

2) радость

б) эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства

3) страсть

в) положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений

4) удивление

г) сильное, стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека

9. Соответствие понятия его определению:

1) страдание

а) отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта

2) отвращение

б) отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов не только ожиданиям других, но и собственным представлениям

3) гнев

в) отрицательное эмоциональное состояние в сочетании с гневом может мотивировать агрессию

4) стыд

г) отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной информацией о невозможности удовлетворения потребностей

10. Разновидность эмоционального стресса, который испытывают работники систем здравоохранения и социального обеспечения:

  1. вымещение
  2. отвращение
  3. выгорание
  4. самобичевание

11. Соответствие фазы стресса его содержанию:

1) реакция тревоги

а) организм мобилизует энергию, чтобы справиться с определенным стрессором

2) фаза сопротивления

б) хронический стресс наносит ущерб организму, отбирая больше энергетических ресурсов, чем организм может производить

3) фаза истощения

в) организм работает в усиленном режиме, чтобы противостоять стрессу

12. Определение к понятию «воля»:

  1. яркое проявление, которое включает в себе несколько эмоций
  2. желание добровольно возложить на себя обязанности и выполнять их
  3. разумное планирование своего труда
  4. сознательное регулирование своего поведения, связанное с преодолением препятствий

13. Фазы сложного волевого акта в порядке возрастания:

  1. принятие решения
  2. возникновение побуждения и предварительной постановки цели
  3. исполнение решения
  4. обсуждение и борьба мотивов

14. Один из основных источников активности личности:

  1. интересы
  2. способности
  3. потребности
  4. цели

15. Осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения:

  1. мотив
  2. стремление
  3. мотивация
  4. влечение

16. Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека:

  1. направленность
  2. принципиальность
  3. мотив
  4. мотивация

17. Совокупность свойств личности, в которой выражаются потребности, мотивы, мировоззрение:

  1. характер
  2. направленность
  3. темперамент
  4. способности

18. Конкретный человек, представитель определенного общества:

  1. личность
  2. индивидуальность
  3. специалист
  4. индивид

19. Врожденное свойство личности:

  1. направленность
  2. способности
  3. характер
  4. темперамент

20. Приобретенное свойство личности:

  1. направленность
  2. способности
  3. характер
  4. темперамент

Эталон ответов

1.

Психология

2.

в

3.

а

4.

1-в; 2-г; 3-а

5.

1-в; 2-а; 3-г

6.

волновать

7.

г

8.

1-в; 2-а; 3-г; 4-б

9.

1-г; 2-в; 3-а; 4-б

10.

в

11.

1-а; 2-в; 3-б

12.

г

13.

б, г, а, в

14.

в

15.

а

16.

г

17.

б

18.

а

19.

г

20.

в

Решение этико-психологических задач

Ситуационная задача № 1

У 20-летней девушки была определена беременность на сроке 12 недель; беременность была желанной. При проведении необходимых анализов был также установлен положительный ВИЧ-статус. Женщина почувствовала полную беспомощность и тревогу, она не могла принять решения о сохранении или прерывании беременности, т.к. не обладала достаточной информацией о ВИЧ, методах лечения, влиянии заболевания на течение беременности и здоровье малыша. Она не видела будущего, не знала, что сказать родственникам.

Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?

Анализ ситуации

Важно, чтобы в этот момент медсестра правильно установила с пациенткой взаимодействие, т.к. устанавливаемые взаимоотношения помогут пациентке справиться с чувствами бессилия и отчаяния, а также выполнить все лечебные рекомендации.

В данной ситуации молодой женщине требуется профессиональная помощь и поддержка со стороны медицинской сестры, т.к. сестринский уход способен оказать существенное положительное влияние на состояние пациента. Медсестра должна помочь пациентке справиться с новой информацией и негативными эмоциями.

Таким образом, медицинская сестра ставит перед собой следующие задачи:

  1. Помочь пациентке в получении более полной информации о диагнозе и лечении;
  2. Помочь пациентке справиться с переживаниями и адаптироваться к жизни с ВИЧ и беременности.

Основное содержание помощи – консультирование, поддержка, уход.

Ситуационная задача № 2

Пациент находился на обследовании в пульмонологическом отделении, его направили на бронхоскопию. Он обратился к дежурной медсестре с просьбой объяснить, почему его направили на данный вид исследования. Медсестра в грубой форме ответила: «Не надоедайте! У вас рак». Утром пациента обнаружили мертвым. Вскрытие показало, что он отравился.

Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия медсестры?

Анализ ситуации

Медсестра должна уметь выслушать пациента и восполнить его потребность в информации. Адекватным сестринским вмешательством в данном случае было бы информирование пациента о процедуре бронхоскопии, проводимой с помощью специального инструмента бронхоскопа, похожего на трубку, который направляется в дыхательные пути с целью взятия на анализ и тщательного исследования образца тканей и установления точного диагноза, если пациент чем-то болен.

Вопрос о раскрытии информации особенно остро стоит перед медицинскими сестрами, поскольку в большинстве случаев медсестрам официально запрещено рассказывать пациенту то, что еще не было сказано врачом, т.к. сообщение пациенту диагноза является прерогативой врачебного персонала. Поэтому, каждый раз принимая решение о том, что сказать пациенту, медицинская сестра обязана проанализировать профессиональные и правовые последствия своих слов с точки зрения своих должностных обязанностей и полномочий.

При общении с больным медицинская сестра, помимо соблюдения этических норм, должна обладать высоким чувством профессиональной выдержки и самообладания. Медицинская сестра должна строго соблюдать врачебную тайну.

Ситуационная задача № 3

В кабинете онколога при очередной диспансеризации между больной А. и врачом произошел такой диалог:

- Сколько вам лет?

- Пятьдесят.

- Есть ли у вас опухоли?

- Вроде бы, нет.

- Странно! В вашем возрасте уже что-нибудь может быть.

Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия врача?

Анализ ситуации

При общении с пациентом врач должен соблюдать этические нормы, должен обладать высоким чувством профессиональной выдержки и самообладания. Не следует забывать, что пациенты в большинстве случаев достаточно внушаемы. Цель общения врача и пациента: предоставление пациенту фактической достоверной информации и уменьшение у пациента чувства тревоги и обеспокоенности.

Ситуационная задача № 4

Ребенок (5 лет) боится сесть в стоматологическое кресло, с трудом открывает рот для осмотра и плачет даже при одном виде инструментов. Медсестра прикрикивает на него и говорит: «Если ты немедленно не успокоишься, то тебя будут лечить бормашиной — вот посмотри, как она жужжит. А если это не поможет, то тебя положат в больницу, а маму отправят домой».

Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия медсестры?

Анализ ситуации

Отношение к детям должно быть доброжелательным, недопустимы грубые замечания, нельзя кричать на детей, противопоказаны наказания и отчитывания.

Медсестра должна быть тонким психологом, учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка, уметь выслушать ребенка, поддержать его в трудных ситуациях, стремиться понять его переживания.

Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить ребенку в доступной форме значение и смысл данной процедуры, ее необходимость для успешного лечения и выздоровления, снять психоэмоциональное напряжение ребенка.

Необходимо всегда помнить, что настроение медсестры легко передается детям, с которыми она работает. Душевность, спокойствие, уместная требовательность медсестры оказывают благоприятное воздействие на пациентов. Основа отношения медсестры к больным детям – любовь, терпение, искреннее сочувствие и желание помочь ребенку.

Ситуационная задача № 5

Офтальмологическая клиника. После первичного обследования пациенту предлагают расширить зрачок. У пациента возникают вопросы: зачем это необходимо? почему врач не сделает им инъекцию или не припишет лекарства для глаз? (хотя они могут и не задать их вслух, но их выражение лица демонстрирует замешательство).

Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?

Анализ ситуации

Опытные, посвятившие себя работе, медсестры не только выполняют порученную им работу, но и осведомлены и чувствительны к нуждам пациентов. Некоторые пациенты могут не задавать вопросов, но замешательство явно читается на их лицах. Если пациент высказал вслух действительное беспокойство, медсестра должна выслушать внимательно и вежливо ответить на его вопросы. Важно говорить понимающим тоном.

Медсестра должна уметь выслушать пациента и восполнить его потребность в информации. В этой ситуации медсестра должна в очень вежливой форме объяснить пациенту необходимость этой процедуры, а именно расширения зрачка, чтобы врач смог лучше осмотреть глазное дно. Она так же должна объяснить, что капли могут раздражать глаз.

Ситуационная задача № 6

Поликлиника. Больная В. у участкового терапевта жалуется на боли в сердце. Врывается коллега и хвастается купленными сапожками. Врач активно обсуждает обувь. Пациент притих.

Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия врача?

Анализ ситуации

Внимательное слушание способствует установление психологического контакта, снижает у пациента напряжение, поощряет сотрудничество. Если кто-то тебя внимательно слушает, значит, что тебя ценят, ты достоин внимания. Такие отношения вызывают положительные эмоции. Медработник должен слушать внимательно, глядя на собеседника, его поза свидетельствует об открытости, интересе, поощряет к разговору. Умение слушать требует дисциплины и затрат энергии. В процессе выслушивания медработник получает для себя самую необходимую информацию о больном. Во время беседы больной успокаивается, снимается его внутренняя напряженность.

Ситуационная задача № 7

Офтальмологическая клиника. Пациент направлен на операцию. В предоперационной подготовке пациент сказал: «Что-то беспокоит меня по поводу операции, и я боюсь».

Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?

Анализ ситуации

Пациенты, поступающие в стационар в день запланированной операции, встревожены больше обычного. Они боятся предстоящей операции, как таковой, боятся возможных болевых ощущений, осложнений, ухудшений в общем самочувствии после операции. Медсестра должна утолить страх пациента и помочь почувствовать себя более комфортно в сложившейся ситуации. В ее силах свести к минимуму отрицательные эмоции пациента в связи с этими переживаниями и уменьшить чувства тревоги и обеспокоенности. Очень важно для медперсонала быть чувствительным к потребностям пациента и оказать помощь.

Ситуационная задача № 8

На приеме молодая женщина постеснялась сказать врачу-мужчине о регулярных запорах или об отсутствии стула в течение нескольких дней. В итоге, вместо амбулаторного лечения, она попала на стол к хирургу.

Проанализируй ситуацию.

Анализ ситуации

Пациент стесняется говорить о проблемах, которые ему кажутся «неприличными». Вся беда в том, что пациенты воспринимают врача как конкретных мужчину или женщину, и не понимают, что во время работы врач – существо бесполое. И пациент для медработника – человек, нуждающийся в помощи, независимо от половой принадлежности.

Если пациент не сообщает врачу или ложно информирует о своем самоощущении, он берет на себя ответственность за формирование заблуждения об эффективности врачебных мероприятий. А это ведет к ошибочным действиям врача и негативным последствиям.

Ситуационная задача № 9

Поликлиника. Из кабинета вышла медсестра. Пациент возмущенно: «Я сижу здесь 2 часа и жду пока доктор меня примет, в то время как другие пациенты, которые пришли позже уже были приглашены».

Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?

Анализ ситуации

Каждый день встречаются ситуации, в которых понимающая улыбка, приятные манеры могут помочь. Хорошее общение заключается более в слушании, чем в говорении. Будьте добры по отношению к пациенту и улыбайтесь ему. Вступление в этот диалог может привести к негативному разговору о медперсонале. Ответ медсестры должен быть очень вежливым. Она должна объяснить, почему другой пациент был приглашен раньше. Объяснить детали на родном языке пациента. Говорить четко и понятно, в мягком и спокойном темпе. Медсестра должна оставаться спокойной во время разговора. Важно так же говорить понимающим тоном. Лучший подход - это выслушать жалобы, объяснить причину и извиниться за задержку.

Ситуационная задача № 10

Бригада скорой помощи на вызове. Молодой мужчина с острым инфарктом, и счет идет уже на минуты, Родные уже в панике и начинают отвечать на вопросы, пояснять, где и что у него болит, объяснять, как нужно лечить их родственника, а добрая тетушка сетует на то, что «это он съел что-то на работе» и требует промыть ему желудок.

Проанализируй ситуацию. Что в этой ситуации должны сделать медработники?

Анализ ситуации

Очень часто родственники больного, к которому приехала бригада скорой помощи, ведут себя неадекватно. Медработники должны попросить не мешать, на что, конечно, родные часто обижаются, но тут уже не до эмоций. Если родные очень настойчивы, попросить их выйти из комнаты. Пациент и его здоровье важнее - это азбука для любого врача. Главное не срываться, сохранять выдержку, ведь спокойный и понимающий тон действует безотказно.

Список литературы для самоподготовки по учебной дисциплине «Психология»

  1. Петрова Н. Психология для медицинских специальностей. - М., 2008.
  2. Полянцева О. Психология.- М., 2012.
  3. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей.- Ростов н/Д, 2009.
  4. Соснин В. Социальная психология.- М., 2005.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*