Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа занятия. Преподаватель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного занятия, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на занятиях, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для преподавателя самоанализ занятия, рефлексивная деятельность в целом приобретает большое значение, потому что преподаватель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход занятия, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит стандарты нового поколения. Самоанализ урока позволяет управлять процессом обучения и повышает уровень компетентности преподавателя.
Самоанализ дает возможность:
Поэтому очень важно уделять большое внимание самоанализу, как отдельного занятия, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.
Повышение квалификации преподавателя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег. Анализ и самоанализ должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.
Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности преподавателя и студентов на занятии. Основной же задачей при этом является поиск резервов, которые повышают эффективность процесса обучения.
На основе анализа деятельности своих коллег и самоанализа, можно выделить направления совершенствования качества процесса обучения и поставить задачи по их реализации. Тем самым, преподаватель может повысить уровень своего мастерства в управлении процессом обучения. Такой анализ является необходимым в работе каждого учителя, как начинающего, так и учителя, имеющего опыт работы.
Анализ психолого-педагогической литературы (Дж.Брунер, Ю.А. Конаржевский, С.В. Кульневич и др.) позволяет рассматривать самоанализ в рамках базовых определений рефлексии, анализа и синтеза как методов изучения результатов деятельности путем установления причинно-следственных связей.
Выделим несколько определений анализа.
Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. (С. В. Кульневич)
Н. Ю. Ерофеева в своей статье, посвященной диагностике и анализу учебного процесса, выделяет пять основных видов анализа современного урока: краткий, структурный, аспектный, полный и комплексный.
С. В. Кульневич предлагает три классификации анализа урока:
Так же как и анализ, самоанализ, имеет несколько видов: полный, краткий, комплексный, аспектный.
По мнению С. Г. Манвелова, наиболее распространенными типами анализа урока является: полный, комплексный, краткий и аспектный.
Полный - проводится с целью контроля качества организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
Краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
Комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
Аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
Выделяются следующие уровни самоанализа урока:
Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда преподаватель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
Оценочный уровень - оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
Методический уровень - анализируется занятие с позиций существующих требований к уроку.
Рефлексивный уровень - определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Самоанализ урока как основа контроля эффективности деятельности учителя и учащихся позволяет получать объективную информацию о реализации учебно-воспитательных задач учителем, об эффективности использования им методов обучения и воспитания.
Существует большое разнообразие схем самоанализа уроков. Мы предлагаем, на наш взгляд, наиболее приемлемые для преподавателей нашего колледжа.
Самоанализ деятельности учителя (Ю. В. Завельский)
Программа самоанализа педагогического мастерства (Т. В. Машарова)
Показатели оценки деятельности учителя |
Баллы |
1. Создание общих условий эффективности учебно-воспитательного процесса. |
|
1.1. Обеспечение общих условий эффективности урока: |
|
а) представленные указания в планах урока (цели, задачи, основные этапы); |
1 |
б) учебные пособия, ТСО, способствующие быстрому вовлечению в занятие; |
1 |
в) нет ненужных задержек и отступлений на уроке. |
1 |
1.2. Адаптация обучения к возможностям учеников: |
|
а) обучение соответствует возрастным особенностям учеников; |
1 |
б) учет в необходимых случаях индивидуальных особенностей учащихся; |
1 |
в) для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые задания соответствующих уровней сложности. |
2 |
2. Преподавательская компетенция |
|
1.1. Владение учебным предметом и методами обучения: |
|
а) информация и демонстрация учебных пособий соответствуют теме точны, современны; |
1 |
б) преподаватель без затруднений использует не менее двух форм и методов обучения; |
1 |
в) применяются оригинальные методы и приемы обучения. |
2 |
1.2. Организация учебной деятельности в последовательности: выступление, достижение, закрепление, интерпретация: |
|
а) занятие начинается со стимулирующего введения, привлечения внимания и обеспечения необходимой мотивации; |
2 |
б) новый материал представлен как ответ на поставленные вопросы на предыдущем занятии или во введении; |
1 |
в) итоги урока подводятся как соотношение результатов с ранее пройденным, с другими предметами, с жизнью. |
2 |
3. Техника объяснения |
|
3.1. Устное и письменное объяснение: |
|
а) ключевые моменты урока отражены на доске; |
1 |
б) записи на доске аккуратны и разборчивы; |
1 |
в) звучание, произношение, построение устной речи устной речи учителя правильное и профессиональное (литературная речь, речь специалиста). |
2 |
3.2. Разъяснение при непонимании материала учащимся: |
|
а) выделяются непонятные слова или фразы и заменяются общедоступными описательными выражениями; |
1 |
б) пояснения даются с помощью аналогий и примеров; |
2 |
в) новая учебная информация логически выводится из анализа имеющихся знаний. |
2 |
4. Учебное взаимодействие |
|
4.1. Контроль и коррекция деятельности учащихся: |
|
а) оценка действий ученика определяется личным отношением к нему учителя; |
1 |
б) преподаватель избегает прямых указаний и коррекции действий ученика; |
1 |
в) ученики побуждаются к самооценке и самоконтролю, оценке и коррекции деятельности друг друга. |
2 |
4.2. Использование предложений, инициативы и вопросов учащихся на уроке: |
|
а) вопросы и предложения учащихся применяются с благодарностью; |
1 |
б) тактично отмечаются слабые места, несовершенство в примерах и предложениях учащихся; |
1 |
в) идеи учеников разрабатываются и используются на урока. |
2 |
5. Создание продуктивной атмосферы на уроке |
|
5.1. Стимулирование интересов учащихся: |
|
а) используются интересные и необычные аспекты, парадоксы, юмор; |
1 |
б) предлагаются проблемные и творческие задания; |
2 |
в) на уроке используется жизненный опыт учеников. |
2 |
5.2. Помощь учащимся в выработке положительной самооценки: |
|
а) в речи учителя нет сарказма, насмешек, упреков; |
1 |
б) конкретные ученики поощряются за конкретную работу; |
1 |
в) преподаватель поддерживает и одобряет школьников, сталкивающихся с затруднениями на уроке. |
1 |
6. Поддержание приемлемого поведения в классе |
|
6.1. Поддержание делового включения учащихся в занятие: |
|
а) использование приемов активизации внимания учащихся; |
1 |
б) применение активных методов обучения; |
1 |
в) использование специальных способов активизации работы активных и пассивных учащихся. |
2 |
6.2. Воздействие при нарушении дисциплины: |
|
а) преподаватель не замечает мелкие непреднамеренные нарушения; |
1 |
б) немедленно и взвешенно реагирует на серьезные нарушения; |
1 |
в) по возможности не наказывает нарушителей дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы. |
2 |
После урока проводится обработка результатов диагностики. Оценка производится по 36 позициям: 24 классическим (по 1 баллу) и 12 инновационным (по 2 балла). Максимально возможное число баллов 48. После подсчета количества баллов находится коэффициент мастерства как отношение числа набранных баллов к числу оцениваемых позиций (максимум – 1,3). По вычисленному коэффициенту определяется уровень мастерства педагога: 1,1 – 1,3 – педагог-мастер, 0,8 – 1 – высокий уровень мастерства, 0,5 – 0,8 – массовый уровень, менее 0,5 – непригоден к работе.
Мы можем порекомендовать примеры рефлексии для студентов.
Самоанализ выполнения самостоятельной работы по иностранному языку для студентов.
1. Как уровень ваших знаний по той или иной теме повлиял на выполнение вами заданий?
2. Какого характера трудности испытывали Вы во время выполнения самостоятельной работы?
3. Какого порядка придерживались Вы при выполнении самостоятельной работы? Почему?
4. Что сыграло решающую роль в том, что как Вы выполняли задания?
5. Оцените эффективность Ваших действий по выполнению самостоятельной работы.
6. Определите свое настроение до и после выполнения самостоятельной работы.
Заполняя во время занятий следующую таблицу, у студентов проходит рефлексия с начала и до конца занятия.
What I know (Что я знаю) |
What I have learnt (Что я узнал) |
I want to know (Я хочу узнать) |
It is new for me (Это новое для меня) |
Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.
Зная основные составляющие самоанализа, умея правильно ставить цели анализа, зная его принципы и методы, и, умея использовать их при анализе своей деятельности, преподаватель может повысить уровень своего мастерства и добиться высоких результатов в управлении процессом обучения. Так как для эффективного управления процессом обучения, очень важно для преподавателя и студента уметь анализировать свою деятельность, видеть достоинства, недостатки и находить пути их решения, делать выводы и применять это на практике.
Список литературы:
Интернет-ресурсы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.