Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самоанализ урока как средство эффективности обучения в колледже и повышение компетентности преподавателя

28.04.2015 3475 5716
Деркач Ирина Сергеевна
Деркач Ирина Сергеевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа занятия. Преподаватель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного занятия, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на занятиях, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для преподавателя самоанализ занятия, рефлексивная деятельность в целом приобретает большое значение, потому что преподаватель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход занятия, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит стандарты нового поколения. Самоанализ урока позволяет управлять процессом обучения и повышает уровень компетентности преподавателя.

Самоанализ дает возможность:

  • правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на занятии;
  • развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
  • формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • формировать самосознание студента, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом.

Поэтому очень важно уделять большое внимание самоанализу, как отдельного занятия, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.

Повышение квалификации преподавателя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег. Анализ и самоанализ должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности преподавателя и студентов на занятии. Основной же задачей при этом является поиск резервов, которые повышают эффективность процесса обучения.

На основе анализа деятельности своих коллег и самоанализа, можно выделить направления совершенствования качества процесса обучения и поставить задачи по их реализации. Тем самым, преподаватель может повысить уровень своего мастерства в управлении процессом обучения. Такой анализ является необходимым в работе каждого учителя, как начинающего, так и учителя, имеющего опыт работы.

Анализ психолого-педагогической литературы (Дж.Брунер, Ю.А. Конаржевский, С.В. Кульневич и др.) позволяет рассматривать самоанализ в рамках базовых определений рефлексии, анализа и синтеза как методов изучения результатов деятельности путем установления причинно-следственных связей.

Выделим несколько определений анализа.

Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. (С. В. Кульневич)

Н. Ю. Ерофеева в своей статье, посвященной диагностике и анализу учебного процесса, выделяет пять основных видов анализа современного урока: краткий, структурный, аспектный, полный и комплексный.

С. В. Кульневич предлагает три классификации анализа урока:

  • по общим основаниям (педагогический, психологический, методический, сопоставительный, целевой, выборочный, анализ с точки зрения педагогического общения, физиолого-гигиенический);
  • по времени педагогической деятельности (предваряющий, текущий, ретроспективный, комплексный ретроспективный);
  • на основе усложнения видов анализа (краткий, структурный, поэлементный, системный, аспектный, полный, содержательной направленности, структурно-временной, комбинированный, дидактический, комплексный).

Так же как и анализ, самоанализ, имеет несколько видов: полный, краткий, комплексный, аспектный.

По мнению С. Г. Манвелова, наиболее распространенными типами анализа урока является: полный, комплексный, краткий и аспектный.

Полный - проводится с целью контроля качества организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;

Краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;

Комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.

Аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.

Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Выделяются следующие уровни самоанализа урока:

Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда преподаватель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

Оценочный уровень - оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

Методический уровень - анализируется занятие с позиций существующих требований к уроку.

Рефлексивный уровень - определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Самоанализ урока как основа контроля эффективности деятельности учителя и учащихся позволяет получать объективную информацию о реализации учебно-воспитательных задач учителем, об эффективности использования им методов обучения и воспитания.

Существует большое разнообразие схем самоанализа уроков. Мы предлагаем, на наш взгляд, наиболее приемлемые для преподавателей нашего колледжа.

Самоанализ деятельности учителя (Ю. В. Завельский)

  1. Первое, что должен сделать преподаватель, анализирующий свой занятие, определить его место в теме и в общем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
  2. Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
  3. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
  4. Ответить на вопрос, что нового дал данный занятие для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к математике.
  5. Подумать, насколько оптимально был выстроен занятие. Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитательным целям урока?
  6. Попробовать оценить степень активности на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось?
  7. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?
  8. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?
  9. Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем деятельности учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалось домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?
  10. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.
  11. Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как занятие прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Программа самоанализа педагогического мастерства (Т. В. Машарова)

Показатели оценки деятельности учителя

Баллы

1. Создание общих условий эффективности учебно-воспитательного процесса.

 

1.1. Обеспечение общих условий эффективности урока:

 

а) представленные указания в планах урока (цели, задачи, основные этапы);

1

б) учебные пособия, ТСО, способствующие быстрому вовлечению в занятие;

1

в) нет ненужных задержек и отступлений на уроке.

1

1.2. Адаптация обучения к возможностям учеников:

 

а) обучение соответствует возрастным особенностям учеников;

1

б) учет в необходимых случаях индивидуальных особенностей учащихся;

1

в) для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые задания соответствующих уровней сложности.

2

2. Преподавательская компетенция

 

1.1. Владение учебным предметом и методами обучения:

 

а) информация и демонстрация учебных пособий соответствуют теме точны, современны;

1

б) преподаватель без затруднений использует не менее двух форм и методов обучения;

1

в) применяются оригинальные методы и приемы обучения.

2

1.2. Организация учебной деятельности в последовательности: выступление, достижение, закрепление, интерпретация:

 

а) занятие начинается со стимулирующего введения, привлечения внимания и обеспечения необходимой мотивации;

2

б) новый материал представлен как ответ на поставленные вопросы на предыдущем занятии или во введении;

1

в) итоги урока подводятся как соотношение результатов с ранее пройденным, с другими предметами, с жизнью.

2

3. Техника объяснения

 

3.1. Устное и письменное объяснение:

 

а) ключевые моменты урока отражены на доске;

1

б) записи на доске аккуратны и разборчивы;

1

в) звучание, произношение, построение устной речи устной речи учителя правильное и профессиональное (литературная речь, речь специалиста).

2

3.2. Разъяснение при непонимании материала учащимся:

 

а) выделяются непонятные слова или фразы и заменяются общедоступными описательными выражениями;

1

б) пояснения даются с помощью аналогий и примеров;

2

в) новая учебная информация логически выводится из анализа имеющихся знаний.

2

4. Учебное взаимодействие

 

4.1. Контроль и коррекция деятельности учащихся:

 

а) оценка действий ученика определяется личным отношением к нему учителя;

1

б) преподаватель избегает прямых указаний и коррекции действий ученика;

1

в) ученики побуждаются к самооценке и самоконтролю, оценке и коррекции деятельности друг друга.

2

4.2. Использование предложений, инициативы и вопросов учащихся на уроке:

 

а) вопросы и предложения учащихся применяются с благодарностью;

1

б) тактично отмечаются слабые места, несовершенство в примерах и предложениях учащихся;

1

в) идеи учеников разрабатываются и используются на урока.

2

5. Создание продуктивной атмосферы на уроке

 

5.1. Стимулирование интересов учащихся:

 

а) используются интересные и необычные аспекты, парадоксы, юмор;

1

б) предлагаются проблемные и творческие задания;

2

в) на уроке используется жизненный опыт учеников.

2

5.2. Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:

 

а) в речи учителя нет сарказма, насмешек, упреков;

1

б) конкретные ученики поощряются за конкретную работу;

1

в) преподаватель поддерживает и одобряет школьников, сталкивающихся с затруднениями на уроке.

1

6. Поддержание приемлемого поведения в классе

 

6.1. Поддержание делового включения учащихся в занятие:

 

а) использование приемов активизации внимания учащихся;

1

б) применение активных методов обучения;

1

в) использование специальных способов активизации работы активных и пассивных учащихся.

2

6.2. Воздействие при нарушении дисциплины:

 

а) преподаватель не замечает мелкие непреднамеренные нарушения;

1

б) немедленно и взвешенно реагирует на серьезные нарушения;

1

в) по возможности не наказывает нарушителей дисциплины, а использует их для организации особых форм учебной работы.

2

После урока проводится обработка результатов диагностики. Оценка производится по 36 позициям: 24 классическим (по 1 баллу) и 12 инновационным (по 2 балла). Максимально возможное число баллов 48. После подсчета количества баллов находится коэффициент мастерства как отношение числа набранных баллов к числу оцениваемых позиций (максимум – 1,3). По вычисленному коэффициенту определяется уровень мастерства педагога: 1,1 – 1,3 – педагог-мастер, 0,8 – 1 – высокий уровень мастерства, 0,5 – 0,8 – массовый уровень, менее 0,5 – непригоден к работе.

Мы можем порекомендовать примеры рефлексии для студентов.

Самоанализ выполнения самостоятельной работы по иностранному языку для студентов.

1. Как уровень ваших знаний по той или иной теме повлиял на выполнение вами заданий?

  1. Делал его более эффективным.
  2. Затруднял выполнение.
  3. Не позволил точно выполнить задание.

2. Какого характера трудности испытывали Вы во время выполнения самостоятельной работы?

  1. Недостаток объёма активного и пассивного запаса.
  2. Трудности выполнения грамматических упражнений.
  3. Другие трудности, какие.

3. Какого порядка придерживались Вы при выполнении самостоятельной работы? Почему?

  1. Делал всё подряд.
  2. Делал сначала то, что легко делается.
  3. Трудные задания делал в первую очередь.

4. Что сыграло решающую роль в том, что как Вы выполняли задания?

  1. Желание получить высокую оценку.
  2. Непонимание задачи, поставленной преподавателем.
  3. Желание оценить свои знания по иностранному языку.
  4. Наличие алгоритма выполнения работы.

5. Оцените эффективность Ваших действий по выполнению самостоятельной работы.

  1. Легко справился со всеми заданиями.
  2. С трудом выполнил самостоятельную работу.
  3. Не справился с самостоятельной работой.

6. Определите свое настроение до и после выполнения самостоятельной работы.

  1. Был уверен, что всё будет хорошо.
  2. Всё время думал об оценке, даже когда не хотел этого.
  3. Настроение было пессимистическим.

Заполняя во время занятий следующую таблицу, у студентов проходит рефлексия с начала и до конца занятия.

What I know

(Что я знаю)

What I have learnt

(Что я узнал)

I want to know

(Я хочу узнать)

It is new for me

(Это новое для меня)

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

Зная основные составляющие самоанализа, умея правильно ставить цели анализа, зная его принципы и методы, и, умея использовать их при анализе своей деятельности, преподаватель может повысить уровень своего мастерства и добиться высоких результатов в управлении процессом обучения. Так как для эффективного управления процессом обучения, очень важно для преподавателя и студента уметь анализировать свою деятельность, видеть достоинства, недостатки и находить пути их решения, делать выводы и применять это на практике.

Список литературы:

  1. Алферов Ю., Курдюмова И, Писарева Л. Как оценить урок? Сельская школа, 1999, № 5, с. 43-44.
  2. Ворошилов В. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ //Директор школы. – 2004. - №7. – С.31-33
  3. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах (выпуск 8), Новокузнецк, 2005.
  4. Емельянова С. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя //Директор школы. – 2004. - №4. – С. 23-24
  5. Казарицкая Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки //Директор школы. – 2004. - №6. – С.16-24
  6. Лукьянова М. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе работы //Педагогика. – 2005. - №10. – С.56-61
  7. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для пед. вузов - Издание 4. – М. Просвещение, 2005 г.
  8. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие - Издание 4. – М.: Просвещение, 2006 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://xreferat.ru
  2. http://www.allbest.ru/



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*