Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Индивидуальность преподавателя и студента как стимул и как препятствие к эффективному общению

28.04.2015 190 227
Киреева Татьяна Николаевна
Киреева Татьяна Николаевна, заместитель заведующего филиалом

Амурский медицинский колледж

Формулирование закономерностей эффективного общения участников образовательного процесса – весьма сложная задача, поскольку этот процесс зависит от многих причин и, особенно, от неповторимости индивидуально-психологических особенностей, как педагога, так и студента.

К личности педагога всегда предъявляется ряд серьёзных требований. Ведь это те люди, без деятельности которых общество прекратило бы своё развитие. Поколения людей оказались бы просто неподготовленными для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания. Главные и постоянные требования – это любовь к своим воспитанникам, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, являются общительность, хороший жизненный тонус, хороший вкус. Главные и второстепенные качества педагога в совокупности и составляют его индивидуальность.

Одарённый, творческий человек – это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности студента.

Следует помнить и о возрастных особенностях педагога. Возрастные особенности не рассматриваются как барьер в педагогическом общении. Педагогический менеджмент предполагает рассматривать вопрос не только хронологического, но и психологического возраста. Его значимость велика. Этот аспект самосознания связан с представлением о прожитом времени и если оно было наполнено яркими событиями, достижениями, целями и перспективами, то мозг и сознание в любом возрасте живут этими событиями и строят перспективы.

Народная мудрость гласит: «Состарившийся юноша и молодой душой пенсионер». Если педагог утратил ощущение жизненной перспективы, утомлён жизнью, измучен проблемами в семье и на работе, - это веский «взнос» в профессиональную деформацию, что ведёт к нарушению стиля общения со студентами. Это является препятствием к профессиональной деятельности, поскольку очень часто во взаимных отношениях со студентами возникают конфликтные ситуации.

Педагогический конфликт - момент разрыва отношений, факт противостояния, воздвижение межличностного барьера.

Напротив, если педагог молод в душе, у него есть интерес и вкус к жизни, он легко найдёт общий язык со студентами. Педагогу профессионального образования необходимо помнить, что юность – это переход к зрелости; с биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости ещё не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек не взял на себя никаких социальных обязательств.

Юность – это период принятия ответственных решений, определяющих дальнейшую жизнь: выбор профессии, места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни, создание семьи. Это этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Для них свойствен максимализм суждений и своеобразный эгоцентризм мышления. Они стремятся доказать свою независимость и самобытность, сопровождая это типичными поведенческими реакциями, пренебрежительно относятся к советам старших, критиканствуют по поводу старшего поколения. Это время окончательного оформления коммуникативных умений и навыков. В это время перед студентами надо ставить настоящие деловые задачи, закреплять деловое общение.

Владея психологическими знаниями об этом периоде жизни, учитывая индивидуальные особенности студентов, преподаватель профессиональной образовательной организации находит нужный стиль общения с каждым, успешно выстраивает процесс взаимодействия и общения с воспитанниками, проявляя терпение и мудрость, является примером и образцом для подражания, стимулирует процесс их самосовершенствования.

Какие аспекты эффективного межличностного общения в педагогическом общении можно рассмотреть?

1. Коммуникативные способности.

Успешность в общении определяется прежде всего способностью к эмпатии - тонкому деликатному пребыванию во внутреннем мире другого человека, умению понять, принять, выслушать и правильно оценить внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему. Педагогам следует помнить о той тонкой грани в эмпатическом сочувствии, которую не стоит перешагивать, поскольку это ведёт к возникновению синдрома «эмоционального выгорания». Сверхэмпатия – это небезопасно для собственного здоровья.

2. Конгруэнтность - это безоценочное принятие переживаний и проблем воспитанника, откровенно честное поведение. Преподаватель – это живой человек, дающий знания, а не манекен. С точки зрения здравого смысла ценным является умение говорить, что думаешь, но при этом хорошо бы ещё думать, что говоришь. Для педагога это особенно важно. Не менее важно контролировать свои эмоции и чувства. Нельзя допускать, чтобы чувства властвовали над нами.

3. Самооценка – важная составляющая в общении, как для педагога, так и для студента.

У.Джеймс, американский психолог, вывел формулу, согласно которой самоуважение человека можно представить в виде дроби, числитель которой составляют его реальные достижения, а знаменатель – его амбиции и притязания. Иными словами, самый надёжный способ повышения самооценки (лучше которого за прошедшее столетие никто не предложил) – с одной стороны, не завышать свой претензии, с другой – добиваться реальных, ощутимых успехов. Если, образно говоря, поставить телегу впереди лошади, то есть культивировать высокую самооценку в отсутствие действительных успехов, да ещё на фоне завышенных амбиций, это путь не столько к благополучию, сколько в противоположном направлении – к депрессии и неврозу.

Завышенная самооценка не способствует налаживанию взаимоотношений с людьми. Рано или поздно человек становится изгоем.

Минусы заниженной самооценки очевидны и бесспорны. Верно, сказано: «Если вы сами невысоко себя цените, мир не предложит вам ни гроша больше». Идеалом выступает «золотая середина»- умеренная, адекватная самооценка, соизмеримая с реальными достоинствами и достижениями.

4. Направленность личности, выраженная в терминах экстраверсии – интроверсии является важным фактором, определяющим успешность общения. Эти типические характеристики личности были выделены К.Г.Юнгом в его известной работе «Психологические типы».

- Экстраверт – это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на внешний мир. Он контактен, коммуникабелен, легко адаптируется к новым условиям. Он социально активен, легко переключается на новых людей, другие дела. Необходимо помнить, что в экстраверсии иногда наблюдается синдром гиперкоммуникации. Это то, чего должен опасаться каждый разумный человек. Главное – помнить, что это создаёт барьеры межличностного общения, влечёт за собой серьёзные сбои собственного здоровья и психологической напряжённости окружающих. А для преподавателя – это неумение слушать и слышать студентов, уничтожение всех функций педагогического менеджмента: планового ведения занятия, вместо этого хаос, отсутствие контроля и мотивации. Интроверт – человек замкнутый на своём внутреннем мире, необщительный, социально пассивный. При высоком уровне интеллектуального развития, методической грамотности, у преподавателя очень трудно складывается его профессиональное общение со студентами, так как отсутствует развитое чувство рефлексии и эмпатии. Учитывая эти факторы, следует понимать, что педагогу – интроверту необходимо работать над этой проблемой.

Способность к грамотному общению в процессе обучения и воспитания – это способность особого рода, элемент «высшего пилотажа» в педагогической деятельности. Это одна из сложнейших сторон педагогического труда, так как через неё осуществляется воздействие как личности учителя на личность студента, так и личности студента на личность педагога. И это требует систематической работы над многими аспектами эффективного общения.

Литература:

  1. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания, 1989.
  2. Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. - Ярославль, 1992.
  3. Лабунская В. А. Невербальное поведение. - Ростов, 1986.
  4. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1997.
  5. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения. - М., 1997.
  6. Щёкин Г. В. Практическая психология менеджмента. Как делать карьеру. Как строить организацию - К.,1994.
  7. Соловьев Э. Я. Современный этикет. "Ось-89", 1998.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*