Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование общих компетенций обучающихся с помощью активных методов обучения

28.04.2015 1827 3085
Лузанов Виктор Васильевич
Лузанов Виктор Васильевич, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того,  чтобы человек был образованным в полном смысле слова.

Чернышевский Н.Г

 

Новый образовательный стандарт (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ФГОС СПО) направлен не только на формирование определённых знаний и умений, но и на развитие личности обучающихся – воспитание чувства ответственности, умения и желания учиться на протяжении всей жизни и умения работать в команде. Все эти и другие необходимые для успешной профессиональной деятельности качества входят в содержание общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК), которые представляют требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

В соответствии со словарём-справочником современного российского образования общая компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. В ФГОС нового поколения подчёркивается необходимость использования активных и интерактивных методов обучения, так как для формирования общих компетенций обучающиеся обязательно должны принимать активное участие в процессе обучения.

На сегодняшний день традиционные методы обучения используются достаточно часто при передаче и закреплении самых разнообразных знаний.

При этом основными недостатками традиционного обучения, препятствующими формированию общих компетенций у студентов во время занятий, являются:

1) линейное изложение нового учебного материала, при котором зачастую не просматриваются структурно–логические и функциональные связи между отдельными темами и разделами курса;

2) сложность выделения главного в дисциплине;

3) отсутствие у многих студентов мотивации к приобретению знаний;

4) нет полного достоверного контроля знаний студентов на каждом уроке;

5) неумение студента мыслить логически, работать в коллективе, доказывать, аргументировать, понимать и принимать позицию другого и т.д.

Традиционная система обучения в её нынешнем выражении и общепринятом понимании не может обеспечить в достаточной мере формирование у обучающихся требуемых не только общих, но и профессиональных компетенций, поскольку общие компетенции во многом определяют качество и эффективность сформированности профессиональных компетенций.

Активные методы обучения, в отличие от традиционного пассивного обучения, значительно активизируют мыслительную, познавательную деятельность обучающихся в овладении профессиональными знаниями и умениями, а также способствуют воспитанию многих необходимых для формирования общих и профессиональных компетенций личностных качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, трудолюбия и стремления к взаимопомощи.

В своей преподавательской деятельности я применяю различные активные методы обучения, но основным является один из них - активная методика обучения, основанная на личностно-ориентированном подходе и сотрудничестве с обучающимися с использованием многочисленных педагогических приёмов.

В соответствии с данной методикой основой учебно-воспитательного процесса является урок.  Наряду с многообразием видов уроков, основным видом является комбинированный урок, который включает в себя опрос по предыдущей теме, изложение и закрепление нового материала.

Основой для изложения нового учебного материала является опорный конспект, который представляет собой не краткий конспект материала урока, а логически связанные между собой воедино ключевые слова, схемы, формулы, рисунки, в которых закодирован весь излагаемый материал. Опорный конспект можно сравнить с хорошо составленной «шпаргалкой» - лаконичной, краткой и информативной. Материал, включаемый в опорный конспект, как правило, всегда превосходит по объёму материал, излагаемый на обычном занятии, так как материал даётся крупными блоками. Опорный конспект состоит из 3-5 логических блоков, соответствующих вопросам изучаемой темы. При разработке опорного конспекта приходится иногда отклоняться от программы и комплектовать материал несколько иначе, т.е. более концентрированно.

Опорный конспект должен быть лаконичен – не более 300-400 печатных знаков. Блоки, входящие в опорный конспект, должны быть, с одной стороны, логически связаны между собой, а с другой стороны, каждый блок должен быть самостоятельным, представляя собой некую законченную логически часть учебного материала.

При кодировании материала в опорном конспекте рекомендуется чаще использовать ассоциации, несложные схемы, рисунки - это помогает понять и запомнить материал лучше, поскольку идёт работа с памятью студента, её способностью к ассоциациям, с помощью которой определённый рисунок или знак способен пробудить в памяти связанную с этим рисунком или знаком часть учебного материала.

Хорошо составленный опорный конспект позволяет наглядно представить изучаемый материал, его логику и внутренние взаимосвязи. Этому также эффективно помогает структурно-логическая схема дисциплины, которая позволяет видеть внутренние и междисциплинарные связи, очередную тему в изучаемой дисциплине, самим определять её и ставить цели урока.

Изложение теоретического материала проходит в высоком темпе с использованием мультимедийного оборудования, видеофрагментов, плакатов, схем, моделей и т.д. При этом во время объяснения нового материала студенты ничего не записывают, что является существенным отличием данной методики от методики традиционного обучения. При повторном изложении материала осуществляется его привязка к опорным сигналам, а сам материал излагается теперь уже в более сжатом виде. И только после окончательного осмысления и понимания студентом всего изложенного материала опорный конспект переносится с экрана в тетрадь. Можно совместить этот процесс с прослушиванием красивой, спокойной инструментальной музыки.

Поскольку использование опорных конспектов позволяет значительно сократить время на изучение нового материала, можно уделять больше времени практическим занятиям и самостоятельной работе студентов, которые, в свою очередь, также являются эффективными способами формирования общих компетенций.

Другая немаловажная сторона обучения с использованием данной методики – обеспечение постоянного контроля знаний обучающихся на каждом уроке, что приучает постоянно отчитываться за результаты своего труда и воспитывает чувство ответственности за себя и свою деятельность.

Обычно урок начинается с выяснения непонятных и неясных мест опорного конспекта пройденной темы и ответов на вопросы студентов с целью снизить напряжённость и неуверенность у тех ребят, у которых ещё остались какие-то вопросы. Длится этот этап не более 2-3 минут. Далее проводится письменный опрос, на который отводится 10-12 минут учебного времени. Студенты в тетради расшифровывают или воспроизводят на память опорный конспект или его часть.

Часто во время письменного опроса проводится «тихий опрос», когда преподаватель подходит к студенту и даёт ему карточку с опорными сигналами на какой-то вопрос темы. Студент вполголоса отвечает на вопрос преподавателю и получает сразу же оценку, продолжая после этого отвечать письменно. Тихий опрос одного студента занимает не более 2-3 минут.

Закончив отвечать письменно, студенты сдают тетради преподавателю. Затем на экране высвечивается опорный конспект и начинается устный опрос.

Студенты по опорному конспекту, по собственному желанию или просьбе преподавателя, начинают излагать материал с места, не вставая, что экономит время, один за другим проговаривая весь материал изученной темы.

Чем же занимаются в это время остальные? Все следят по опорному конспекту за ответом товарища и любой из них должен быть готов продолжить ответ опрашиваемого. Все внимательно следят за ответом, стараясь заметить упущения и ошибки.

Очень важным воспитательным приёмом является то, что при исправлении замеченной ошибки другим студентом группы оценка отвечающему не снижается. Если группа не заметила, а ошибку исправил преподаватель, то это снижает оценку за ответ. Поэтому вся группа внимательно следит за отвечающим и ходом его мыслей по опорному конспекту, готовая всегда прийти на помощь товарищу. При этом пропадает необходимость подсказок, поскольку можно всегда поправить товарища после его ответа, оказав ему тем самым настоящую товарищескую помощь. Конечно же, этот настрой способствует эффективному формированию у студентов общих компетенций, связанных с умением работать в коллективе и команде и умением брать на себя ответственность за работу своих товарищей в группе.

При неудовлетворительном ответе студента во время опроса в ведомость учёта знаний ставится оценка «ноль» («0»), которую студент должен заменить положительной оценкой во внеурочное время, расшифровав часть опорного конспекта устно или письменно.

Все оценки, кроме «5», проставляются в ведомости карандашом и могут быть исправлены в любое время по любой теме. «Ноль» - это не оценка «2», а место для положительной оценки, которую можно получить, выучив урок. Таким образом, у студентов исчезает унижающее чувство страха перед двойкой, появляется уверенность в себе и заинтересованность в том, чтобы разобраться, выучить материал и заполнить пустое место в ведомости положительной оценкой без всяких напоминаний и принуждений. Этому способствует также и то, что эта ведомость (экран открытого учета знаний) всегда находится на видном месте в аудитории, и каждый студент в любое время может увидеть предстоящее ему «поле деятельности». Появляется игровой, спортивный интерес, а вместе с ними – успехи в обучении и чувство самоуважения.

На протяжении всего учебного процесса со студентов снимаются какие бы то ни было психологические перегрузки, и студенты хорошо это понимают. Взаимное уважение, доброжелательное отношение преподавателя создают доверительную психологическую атмосферу учебного процесса, которая является одним из решающих факторов успешной учебной деятельности.

При работе по этой методике контроль как бы уходит на второй план, а главным остаётся активный трудовой настрой, который обязательно приведёт к успеху, особенно необходимому для тех ребят, которые по каким-либо причинам потеряли веру в свои возможности, а вместе с ней и радость учебного труда.

В чём ещё заключается преимущество такой формы контроля знаний?

При традиционных методах обучения теоретический устный контроль знаний проводится следующим образом: студента вызывают для ответа, он отвечает, а остальные в это время, в лучшем случае, готовятся к следующему вопросу. Если их опрашивали на прошлом уроке, то можно 2-3 урока не готовиться. «А зачем? Всё равно же не спросят» – так рассуждает студент. За урок оценивается, как правило, не более 5-6 человек. Но при таком подходе, к сожалению, у студентов часто вырабатывается чувство безответственности и приспособленчество, а преподаватель имеет достаточно слабое представление о знании группы в целом.

Опрос по данной методике позволяет оценить знания и умения у всех без исключения студентов и делать это ежедневно. За один урок выставляется 40 - 45 оценок за 25 минут опроса: всем студентам - за письменный опрос, 4 – 5 оценок за «тихий» и 5 - 6 оценок за устный опрос.

Очень эффективным способом формирования компетенций, связанных с умением работать в коллективе и брать на себя ответственность за работу других членов коллектива является, и другая форма контроля знаний – взаимоконтроль, на котором осуществляется проверка знаний по учебному материалу полутора-двух месяцев обучения. Студенты заранее получают лист с вопросами взаимоконтроля, который может включать в себя около 30 вопросов по пройденному учебному материалу.

На уроке студенты разбиваются на группы и готовят друг друга по всем вопросам, указанным в листе взаимоконтроля, при этом каждый студент получает возможность работать индивидуально. Если студенты работали в группе, после взаимной подготовки и опроса они выставляют друг другу оценки и отдают их преподавателю. Затем студенты, желающие защитить свои оценки, приглашаются к преподавателю. Если студент готовился индивидуально, он защищает только свою оценку. Если же студенты готовились в группе, тогда преподаватель выбирает любого студента из этой группы и проводит опрос.

В случае подтверждения преподавателем той оценки, которая была выставлена этому студенту во время взаимоконтроля, все остальные оценки студентов данной группы автоматически считаются также защищёнными и выставляются в ведомость. Если же оценка не подтвердилась, группе даётся время на дополнительную взаимную подготовку и оценку знаний.

Новые формы опроса полностью снимают со студентов возбуждение и беспокойство, раздражительность и вялость, ибо все эти аномалии в абсолютном большинстве своём являются не следствиями психической неполноценности, а вполне естественными защитными реакциями психики на многочисленные неуспехи в учёбе и связанные с ними упрёки.

Одной из проблем, с которой сталкиваются студенты во время учебного процесса, является неумение работать с литературой, неумение составлять смысловой конспект по определённой теме. Поэтому одним из видов занятий, используемых в процессе обучения с помощью данной методики, является самостоятельное составление обучающимися опорного конспекта по книге. Такой вид работы способствует выполнению требований ФГОС СПО в части формирования общей компетенции, связанной с умением обучающихся осуществлять поиск и использование необходимой для выполнения профессиональных задач информации, а также развивают логическое и ассоциативное мышление.

Такие уроки планируются 3-4 раза в семестр. На уроке даётся информация о правилах составления опорного конспекта, подбора ключевых слов. Даются 2-3 вопроса и учебники, после чего студенты самостоятельно изучают материал, выделяют главное, подбирают ключевые слова и находят ассоциации описываемым явлениям.

Затем идёт процесс составления опорного конспекта, очень краткого, но информативно насыщенного, по которому можно было бы легко рассказать материал изученной темы и увидеть в ней главное. Эту работу можно проводить как в микрогруппах по 3-4 человека, так и в индивидуальном порядке. В конце урока на доске можно составить общий опорный конспект, выбрав лучшие опорные сигналы из конспектов студентов.

Эффективность таких занятий очень высока. Проверка остаточных знаний по данному материалу, проведённая через некоторое время, показала высокий уровень понимания и запоминания студентами изученного таким образом материала.

Подводя итог, хочется особо подчеркнуть то, что описанная в данной статье методика активного обучения позволяет значительно повысить качество усвоения студентами учебного материала. А чем лучше поняты и усвоены знания, тем больше стремление и желание обучающегося применить свои знания на практике, тем выше его мотивация дальнейшей активной учебно-познавательной деятельности.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*