Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие внутреннего потенциала личности как будущего медицинского работника

28.04.2015 207 254
Черёмухина Наталья Петровна
Черёмухина Наталья Петровна, преподаватель психологии филиала

Амурский медицинский колледж

Успешность профессионального становления будущего медицинского работника во многом обеспечивается развитой до высокого уровня психологической готовностью, направленностью к профессиональной деятельности, представляющей из себя личностно-ориентированное образование, структурными составляющими которого выступают аксеологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный компоненты.

Деятельностно-творческий компонент формируется и развивается у учащихся при разнообразных способах деятельности и творческих способностях. Ведь развитие будущего профессионала зависит не только от того, что изучается, но и от того, как изучается.

Аксеологический компонент формируется при введении учащихся в мир профессиональных ценностей и оказания помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций. А когнитивный (понимающий) компонент формируется при получении научных знаний, взятых за основу духовного развития личности.

Система морально-этических ориентаций медицинских работников альтруистична. Главное в ней уважительное отношение к людям. Эмпатическая культура сопереживания одного человека другому является важнейшей составляющей профессиональной пригодности медицинского работника. И поэтому уже в период профессионального обучения крайне важно обеспечить развитие эмпатических качеств и свойств личности посредством целенаправленного и систематического педагогического влияния.

Для выявления и развития творческих способностей студентам предлагается участвовать в различных олимпиадах, в том числе и по психологии.

В 2014 – 2015 учебном году студенты приняли участие во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по психологии. В результате проверки и оценки работ участников лауреатом олимпиады в четвёртой номинации стала студентка группы 3 «А» сестринского отделения Сорокина Дарья, а в общем рейтинге заняла седьмое место. Студенты фельдшерского отделения, второго курса – Бублиенко Анна заняла двенадцатое место, а Ермолаев Кирилл занял восемнадцатое место.

Помимо заданий в олимпиаде проводилась рефлексия, так как любое дело считается завершенным только тогда, когда оно проанализировано. Фрагменты рефлексий Ермолаева Кирилла и Бублиенко Анны были опубликованы в сборнике.

Фрагмент рефлексии Бублиенко Анны:

Задание про темперамент человека позволили мне позитивно мыслить, задуматься о будущем, воплотить в жизнь свои идеи и мечты. Мне это очень понравилось, я узнала, что отношусь к людям с темпераментом сангвиник. В качестве символа я представляю - "Символ мудрости - СОВА".

Хочу пожелать дорогим учителям терпения в нелёгком труде, здоровья, составителем эвристических заданий так же придумывать поучительные вопросы. Ну а себе - просто удачи.

Фрагмент рефлексии «Лабиринт» Ермолаева Кирилла:

В начале олимпиады я очень волновался, это и не странно, в физиологии человека «волнение» должно присутствовать. Первое задание меня смутило, но немного погодя я выполнил его, перепроверив написанное, мне стало легче, а уже на втором задания я немного расслабился. С третьим заданием я справился легко, некогда я изучал «писательство» и выполнить для меня, его было не так сложно, благо моя фантазия позволяет это сделать. Четвертое задание мне понравилось больше всего, рассказать и описать понравившейся танец, довольно интересное задание и не менее интересный полученный опыт выполнения.

Во время выполнения первого задания уже где-то уже на 70% работы мне показалось, что, собирая всю информацию по частям, выстраивается единая картина.

После выполнения всех заданий я начал проверять, что я написал, во втором задании я вспомнил старый материал и понял, зачем я это делал.

Вход в лабиринт был довольно пугающим и смутным, стены его были серыми, не было видно зелени, она попросту отсутствовала. были видны лишь голые ветки, а дорога была из земли. Первые закоулки его казались бесконечными и запутанными, земля под ногами временами сменялась непроходной грязью, но спустя время он стал более светлей, на пустых ветках стали расцветать почки, а стены окрасились в более яркий цвет, идя все дальше на ветках стали появляется листья и еще не раскрывшиеся бутоны цветов, а земля сменилась твердым покрытием , который указывал дорогу к выходу. И вот уже у самого выхода яркое солнце осветило выход из лабиринта. Выход из него давал ощущения победы и удовлетворенности, оглянувшись назад и вспомнив прошедший путь, я вытащил из кармана бумажку и зарисовал весь путь лабиринта. После прикрепил его у выхода, дабы помочь тому, кто пойдет через него после меня.

Считаю, что активизация внутреннего потенциала студента во многом зависит от индивидуального подхода к оценке его достижений. Совместная деятельность педагога и учащегося очень важна. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причём важно, что это касается не только академических успехов студентов, но и их интеллектуального развития и нравственного. С точки зрения психологии метод обучения в сотрудничестве отражает личностно-ориентированный подход. В сотрудничестве рождаются новые идеи и решения. Студенты учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы, слушать, уважать собеседника, нести ответственность за свою деятельность.

Будущему медицинскому работнику необходимо помочь проанализировать особенности своей личности, оценить соответствие или несоответствие личностных особенностей профессии и возможность коррекции этих несоответствий. Для этого применяю опережающую самостоятельную работу. Использую метапредметные задания – задания, предусматривающие овладением системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включающих умение структурирования, выделение главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательность действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, побуждением рефлексии.

Применяю методы активного обучения, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых.

Наиболее интересные в плане использования в преподавании социальной психологии в целях управления формированием разных видов мышления (предметно-ситуативного, наглядно-образного, понятийного) методы: элементы программированного обучения, элементы проблемного обучения, интерактивное обучение.

Количество учебных часов, отведённых на изучение социальной психологии, позволяет получить только теоретические знания. Практическое обучение коммуникативным навыкам происходит лишь на практических занятиях, в том числе и на практических занятиях клинических дисциплин. Осуществляется путём общения в динамичных парах, когда каждый учит каждого.

При планировании процесса обучения обращаю внимание на разнообразие видов и соотношение репродуктивной и творческой деятельности студентов, чтобы новые знания и способы деятельности учащиеся открывали, опираясь на имеющиеся знания и опыт.

Ведущей формой обучения является комбинированный урок.

Такой урок создаёт условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии.

С целью проверки остаточных знаний по предмету «Социальная психология» по окончании курса проводится тестовый контроль.

В процессе обучения часто имеем дело со студентами, ещё не проявившими себя или пропустившими занятия по причине болезни. Для выявления и развития творческих способностей студентам предлагается сочинить стих по конкретной теме, составить кроссворд, нарисовать рисунок, написать сообщение, реферат. Эти уроки способствуют раскрытию студентов как личность, чтобы сочинить стихотворение необходимо разбираться не только в литературных жанрах, но и хорошо знать эту тему по социальной психологии.

Введение новых образовательных технологий распространяются на разные формы организации учебной деятельности, в том числе они актуальны и при организации самостоятельной ра­боты студентов. На клинических дисциплинах, когда студенты находятся на практике в стационаре или поликлинике, предлагается использовать метод записи процесса. Запись процесса – это письменная запись диалога между студентом и пациентом. Запись производится по памяти и, таким образом, является интеллектуальной собственностью. Конфиденциальность обеспечивается, если не указывается никаких настоящих имен. Информация, получаемая студентом на основании записей, может использоваться для правильного планирования ухода за пациентом. Записи дают возможность поразмыслить над беседой с пациентом, рассмотреть альтернативные ответы, которые студент мог бы дать, и оценить содержание и ход диалога. Запись процесса является как аналитическим упражнением, так и тренировкой памяти. Это поможет выработать умение слушать самого себя, развить навыки общения. А, следовательно, и развивать эмпатию. Так как высокая профессиональная эмпатийность – это результат специального обучения навыкам самоанализа и способности к слушанию. Как использовать этот метод – рекомендации и объяснения даются на семинаре по теме «Психология общения».

Психологическая готовность будущего медицинского работника к профессиональной деятельности может развиваться на всех этапах профессионального становления. Этот процесс можно регулировать путём формирования мотивации профессионального самосовершенствования, ценностного отношения к медицинской деятельности, коммуникативной компетентности, адекватной самооценки и др.

Используемая литература:

  1. Семушиной Л.Г., Ярошенко Н.Г. «Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях», 2001г.;
  2. М.В.Булановой - Топорковой и др. «Педагогические технологии», 2004г.;
  3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», 1998г. и «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств», 2005г
  4. Центр дистанционного образования «Эйдос», http://eidos.ru



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*