Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитание и развитие личности учащегося в процессе обучения биологии

28.04.2015 324 421
Данилова Антонина Викторовна
Данилова Антонина Викторовна, преподаватель биологии филиала

Амурский медицинский колледж

«Только внутренняя, духовная, животворная

сила труда служит источником человеческого

достоинства, а вместе с тем нравственности и счастья»

К. Д. Ушинский

Процесс воспитания личности предполагает достижение гармоничного развития всех ее структур. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Вспомним заповедь учителя: «Обучая — воспитывай». А это значит, что в процессе обучения необходимо создать условия для развития интеллектуальной и духовной сфер личности. «Парадокс системы нашего образования, — пишет профессор А.Боборыкин, — состоит в том, что мы о знаниях думаем больше, чем о воспитании нравственности. А ведь, чем выше уровень интеллектуального развития, тем опаснее разрыв между умом и чувством». Без духовно-нравственной основы знания могут стать разрушительной силой. В системе биологического образования, формирующего понятие об уникальности жизни, эта истина особо актуальна.

Процесс учения — повседневный труд, и в этом труде воспитывается личность. Л.Н. Толстой рекомендовал такую программу самовоспитания:

  • «Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что.
  • Что исполняешь, исполняй хорошо.
  • Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.
  • Заставь постоянно ум твой действовать со сею возможною силою.
  • Важнее всего в жизни исправление от лени, раздражительности и бесхарактерности».

В учебно-воспитательном процессе основная роль в воспитании и развитии личности учащегося отводится учителю. Как многому хочется научить своих учеников и как мало порой удается! Где взять резерв времени на решение бесконечно сложных задач воспитания личности, когда еле-еле успеваешь справиться с программным материалом. Оказывается, специального времени и не надо. Все дело в организации процесса обучения, когда учащиеся начнут «активно» учиться и преодолевать свою лень, бесхарактерность, не лгать даже в пустяках.

Проводя уроки со всем классом, необходимо воспитывать каждого человека, и делать это нужно терпеливо и тактично. Рассмотрим несколько элементов учебного процесса для иллюстрации их воспитательных функций:

  • выполнение учебных домашних заданий;
  • проведение биологического эксперимента как одного из видов домашнего задания;
  • проведение наблюдений;
  • учебная деятельность учащихся на уроке при использовании учителем приема эмоционального воздействия.

Первые три элемента имеют одну общую черту — их воспитательная и развивающая функции определяются степенью самостоятельности и ответственности учащегося. Иногда одаренный учащийся не выделяется успехами среди одногруппников, так как для самостоятельной работы ему не хватает самодисциплины, воли, чувства долга. Даже если Педагог стремится повышать на уроке степень самостоятельности учеников, выбор действий у них ограничивается структурой урока. Развитие же качеств личности, как утверждает Педагогика, зависит от разнообразия видов деятельности. Наш учебный предмет обладает и этим чудесным свойством: не только на уроке, но и дома разнообразить виды деятельности, дать возможность выбрать то, что хочется. Задания по выбору укрепят умение и желание самостоятельно выполнять учебные задачи.

Можно ли управлять этим процессом «на расстоянии», когда задачи даются как домашние для самостоятельной работы? Поразмышляем над ситуацией в классе вместе работают способный, но лентяй; старательный, но мало успевающий; сильный ученик, но соблюдающий принцип «обо всем понемногу»; способный и трудолюбивый. Можно ли учесть эти индивидуальные особенности в целях воспитания личности, продумывая домашнее задание? Да, показывает опыт, если предложить разнообразную по характеру деятельность, а учащемуся дать право выбрать то или иное задание. При этом каждое задание должно соответствовать уровню развития всех учащихся данной возрастной группы и открывать возможность для роста индивидуальных сил каждого.

От учителя требуется планирование домашнего задания и его места в теме в начале ее изучения. Учащимся важно знать, через сколько дней, а то и недель потребуется отчет о выполнении заданий. Задания, рассчитанные на длительное время, выполняют вместе с образовательными и воспитательные функции. Они развивают такие качества личности, как сила воли, самодисциплина, трудолюбие, систематичность в работе. В содержании образования есть знания и умения обязательные и повышенной трудности. При составлении индивидуальных домашних заданий нужно строить все их варианты на уровне не ниже базового. А пути выполнения могут быть разными — с учетом индивидуальных особенностей детей.

При таком подходе каждый учащийся получает возможность продемонстрировать свои сильные стороны и блеснуть своими познаниями. Похвалите его, даже если для своего сообщения он пока не прочел ни одной теоретической работы. Помня правило «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», дадим возможность не только успевающим, но и отстающим использо­вать свои сильные стороны!

Учащиеся обладают разной самооценкой: адекватной, заниженной и завышенной. Нужна помощь. Что может сделать Педагог? Один из путей — использовать домашнее задание как способ активизации самостоятельной деятельности ученика. Удачно выполнен­ное, пусть не очень сложное, задание поддержит не уверенного в себе, а излишне самоуверенного научить правильно себя оценивать, и сделать это надо предельно тактично.

Поэтому очень важно, чтобы учащиеся поняли: для успеха в любой самостоятельной деятельности необходимы такие качества личности, как смелость в суждениях, готовность принять на себя ответственность за решение, стремление обосновать высказанное предположение, способность признать свои ошибки при поиске. Помните, как у А.П. Чехова: «Они не лгут даже в пустяках». Давайте же воспитывать честность при проведении экспериментов и решении поисковых задач!

Убедите учащегося в том, что ошибки при поиске неизбежны и их не надо бояться. Мы должны высоко оценить честный отчет. Неудача может убить желание что-либо делать, а может воодушевить на новые поиски.

Познакомимся с рекомендациями немецких коллег, обобщающими опыт работы по развитию самостоятельности учащихся при выполнении домашних заданий.

  • С помощью ограниченного числа вопросов, заданий сделайте возможным для учащихся получить представление об основных учебных целях разделов программы.
  • Стимулируйте обещанием, что каждый, кто сможет выполнить эти задания, получит, по меньшей мере, «четыре».
  • Подчеркивайте чаще высокую моральную ценность упорства, настойчивости и убеждайте учащихся, что силой воли можно добиться многого.
  • Нет смысла задавать на дом то, что достигнуто на уроке; проверяйте свою методику домашних заданий по таким критериям: концентрация на сути, повышение прочности знаний, успешное овладение материалом всеми учащимися.
  • Давайте задание, в котором развиваются разные качества личности. В этом ключ к целенаправленному воспитанию.
  • При разнообразии выполняемых работ все они должны быть подчи­нены общим учебно-воспитательным задачам, т.е. носить направленный характер.

В каждом конкретном случае варианты поставленных задач могут различаться, но они всегда должны нести воспитательные функции. Но одно дело - дать задание, а другое - добиться его выполнения. Педагог все равно « доведет дело до конца».

Каждый из нас по-своему воспринимает и ощущает окружающий мир, у каждого свои интересы, сила эмоциональных переживаний, в большей или меньшей степени развита воля, адекватная или неадекватная самооценка. В учебной деятельности это еще и индивидуальные различия познавательных процессов: особенности памяти, мышления, внимания. Для достижения необходимой цели – воспитание духовно- нравственной основы в человеке – важно сочетание слова учителя с чувственным восприятием учащимися изучаемого предмета. Стремление нести добро, использовать знания для достижения гуманных, а не низких целей не возникает само собой. Над этим надо работать.

Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Уинстон Черчиль писал: « Лично я всегда готов учиться, хотя не всегда люблю, когда меня учат». Педагоги-новаторы считают основой личности - ее мотивационно - ценностную сферу. «Мотив - побуждение человека к деятельности. Ценности это то, к чему человек устремлен - говорит нам наука. Значит, можно воспитывать, обучая, и учить, воспитывая, создавая тем самым ту модель выпускника, к которой мы стремимся.

Используемая литература:

  1. Бардовская И.В. Диалектика педагогического исследования 2001
  2. Гершунский Б. С. Философия образования М1998
  3. Толстой Л. Н. Дневники М.1965
  4. Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении.
  5. Хорст Древелов; Дитер Хес; Гельмут Век. Домашнее задание.
  6. Сухова Т.С.; Кучменко В.С. Система знаний для контроля обязательного уровня подготовки учащихся. 2002 г.
  7. Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении – М: Столетие 1997г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*