Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология дифференцированного обучения как фактор повышения познавательной активности студентов на уроках математики

28.04.2015 1762 2768
Ершова Ольга Николаевна
Ершова Ольга Николаевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

На современном этапе развития общества необходимым условием для формирования инновационной экономики нашей страны является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, который вступил в силу с 01.09.2013 г. (ст. 68) сформулированы цели и задачи среднего профессионального образованию: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования». Кроме того, в ст. 82 данного Закона конкретно сформулированы особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования. Согласно указанной статье, реализация профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования должна обеспечивать непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширения квалификации медицинского работника.

В условиях социально-экономических изменений нашего общества, активного внедрения новых технологий, жесткой конкуренции на рынке труда, требуются специалисты, обладающие самостоятельностью, инициативностью, мобильностью. В связи с этим, основная цель среднего медицинского образования сегодня – это формирование личности будущего специалиста: компетентного, ответственного милосердного, способного анализировать ситуацию, уметь оказывать профессиональную помощь, стремящегося к самообразованию, саморазвитию, самореализации в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Считаю, что математическое образование играет важную роль в достижении этой цели. Компетентностный подход при изучении математики должен носить продуктивный характер, а формирование профессиональных компетенций должно базироваться на понимании роли математики в будущей профессиональной деятельности. Математическое образование развивает логику, помогает научить мыслить творчески, обосновывать и доказывать свою точку зрения. Для достижения целей образования актуальным является в первую очередь повышение его качества на всех уровнях образовательного процесса.

Кроме того, по моему мнению, успешная реализация целей и задач образовательного процесса зависит не только от содержания образования, методов, приемов и форм обучения, применяемых педагогом, но и от умелой организации им всего образовательного процесса, чему способствует применение современных педагогических технологий. Современные инновационные технологии в образовании предполагают такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности. Содержание образования, методы, приемы, формы нужно подобрать таким образом, чтобы оптимизировать и обновить образовательный процесс. Я согласна с Б.Т.Лихачевым, который назвал педагогическую технологию «Организационно-методическим инструментарием педагогического процесса».

Одной из основных технологий, которую я использую на уроках математики – это технология дифференцированного обучения. Я работаю над проблемой формирования у студентов активной познавательной деятельности на уроках математики, применяя технологию дифференцированного обучения. Технология не является новой, но, тем не менее, она является эффективной современной педагогической технологией, так как для формирования инновационной экономики страны, возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. Развитие системы образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения на всех этапах образовательного процесса, что в первую очередь обеспечивается дифференцированным подходом в образовании.

В настоящее время, когда педагогический процесс имеет все более выраженную гуманистическую направленность, возрастает социальная значимость дифференцированного подхода в образовании. Дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач образовательного процесса, а в частности создание условий для развития личности обучающихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает наиболее полный учет индивидуальных особенностей через вариативность в организации учебного процесса.

Технология дифференцированного обучения базируется в первую очередь на личностно-ориентированном и индивидуальном подходе в образовании. Что же такое дифференциация, дифференцированное обучение и какую цель преследует данная педагогическая технология? Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

В педагогической литературе разными авторами даются различные понятия дифференциации обучения. Вот некоторые из них:

  • Дифференциация обученияэто форма организации учебной деятельности обучающихся, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. (Педагогический энциклопедический словарь).
  • Дифференциация обучения – это: 1) создание разнообразных условий для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. (Селевко Г.К.).
  • Дифференциация обучения – это учет индивидуальных особенностей обучающихся в той форме, когда обучающиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Обычно обучение в этом случае происходит по нескольким различным учебным планам и программам. (Митин С.Н).
  • Дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности обучения создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности обучающихся (их интересы, творческие способности, обученность, обучаемость, работоспособность и другие) в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения. (Андреев В.И.).

Таким образом, можно сделать вывод, что все авторы понятия «дифференциация обучения» связывают его с понятием «индивидуализации» (учет каких-либо качеств обучающихся).

В педагогической литературе приводится также понятие дифференцированного обучения:

Дифференцированное обучение это:

  • форма организации учебного процесса, при котором педагог работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
  • часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся.

В ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы называют «технологиями дифференцированного обучения».

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

В основе данной технологии лежит теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что обучающийся умеет делать самостоятельно, к тому, что он сможет делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития педагог должен выяснить уже имеющиеся у обучающихся способности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания.

Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого обучающегося (группы обучающихся) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т.д.).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Существуют несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения:

  • внутрипредметная - автор Гузик Н.П.
  • уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В.
  • культурно-воспитывающая по интересам детей – автор Закатова И.В.

Но все данные технологии преследуют одну задачу, это дальнейшее развитие индивидуальности обучающегося, его потенциальных возможностей, познавательных интересов и личностных качеств.

В использовании технологии дифференцированного обучения важно сочетание следующих этапов:

  • Изучение индивидуальных особенностей всех обучающихся, которых чаще всего по уровню обучаемости и познавательных возможностей условно можно разделить на три группы: группа с высоким уровнем развития познавательных интересов, группа со средним уровнем развития познавательных интересов и группа с низким уровнем развития познавательных интересов. Для изучения способностей обучающихся применяются методы наблюдения, анализ выполненных работ, анкетирование и т.д.
  • Отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы, который бы соответствовал уровню каждой из групп.
  • Учет индивидуальных особенностей обучающихся на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов обучения.
  • Разработка и использование в учебном процессе разно-уровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для проведения контроля знаний и самостоятельной работы.
  • Этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым обучающимся и соотнесение его с соответствующей группой познавательной активности.

В дидактике существует много способов и оснований дифференциации обучающихся. Предлагается более 20 критериев деления обучающихся на группы. В своей работе на уроках математики я чаще всего использую такие дифференциации, как: по уровню достижений (способные, хорошо успевающие студенты, слабоуспевающие), по особенностям психического развития (памяти, мышления, уровню внимания, познавательной деятельности), по уровню умственного развития, по уровню самостоятельности в процессе познания, по темпам работы и другие. Дифференциация обучения направлена в первую очередь на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого обучающегося.

Изучение математики в медицинском колледже как одного из обязательных общеобразовательных предметов имеет некоторые отличия от изучения математики в школе в 10-11 классах. Время на изучение предмета по программе за 10 - 11 класс по сравнению со школьной программой сокращено и составляет 156 аудиторных часов. Кроме того, в связи с демографическим кризисом, который является одним из существенных факторов, воздействующих на систему образования, в последние годы в медицинский колледж поступают выпускники школ, имеющие довольно низкий уровень знаний, умений и навыков по математике за курс основной школы. В процессе опроса первокурсников за последние три учебных года (2011-2012 гг., 2012-2013 гг., 2013-2014 гг.) хорошие и отличные оценки по математике за курс основной школы имеют в среднем от 12% до 20% поступивших в зависимости от группы обучающихся. Соответственно оценку «удовлетворительно» имеют 80% - 88% поступивших. По данной причине большая часть поступивших студентов имеет низкий познавательный интерес к предмету. Поэтому на передний план для меня как для преподавателя данного предмета выдвигается проблема по поиску эффективных путей обучения математике. В процессе работы столкнулась также с тем, что выпускники девятых классов имеют очень слабые вычислительные навыки, что отрицательно сказывается на успешности овладения студентами новых знаний. В связи с данным фактом, приходится дополнительно уделять внимание формированию вычислительных навыков студентов практически на каждом занятии по математике на первом курсе, а также ликвидировать другие пробелы в знаниях в рамках того учебного времени, которое установлено на изучение математики по программе колледжа. Спецификой всех профессиональных учебных заведений любого уровня является также тот факт, что обучающиеся поступают в учебное заведение из разных регионов, они обучались в разных школах, у разных учителей, по различным программам по предмету и учебникам разных авторов. По моему мнению - это также является причиной разного уровня знаний студентов, которые попадают в одну группу обучения в колледже. Эти моменты негативно отражаются на процессе обучения. Некоторые студенты стесняются выходить к доске, отвечать устно. Кроме того, математика является объективно одним из сложных общеобразовательных предметов, требующим интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми студентами на одинаковом уровне. В связи с этим, применение технологии дифференцированного обучения в преподавании математики считаю приоритетным.

На начальном этапе преподавания математики на первом курсе в первую очередь пытаюсь сформировать у студентов положительное отношение к предмету, развить познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, так как учебная деятельность в этом случае идет намного успешнее. С этой целью, прежде всего, изучаю уровень подготовленности студентов, выявляю пробелы в знаниях за курс основной школы. Как правило, на первом занятии провожу входящий контроль, где студенты пишут контрольную работу, включающую задания за курс основной школы, а также тестовые задания. Анализ выполненных контрольных работ, тестовых заданий помогает мне выявить пробелы в знаниях студентов и сформировать план повторения материала на занятиях.

В последующем занятия по математике планирую и провожу таким образом, чтобы каждый студент был включен в процесс обучения на каждом занятии. Предлагаю студентам задания разного уровня сложности. Студенты заранее до выполнения задания знают, сколько и каких заданий нужно решить, чтобы получить «3», «4» или «5». Обучающиеся выполняют индивидуальные задания по карточкам, решают самостоятельно задания из учебника с опережением. Очень часто на закрепление нового материала провожу многовариантные самостоятельные работы (6-8 вариантов), в которых присутствуют задания разного уровня сложности. С помощью индивидуализации заданий, стараюсь добиться такого результата, чтобы каждый студент по всем изучаемым темам мог решить самостоятельно задание того уровня сложности, которое соответствует его индивидуальным возможностям. Таким образом, мне удается на занятии включить в процесс обучения каждого студента. Слабоуспевающим студентам оказываю помощь, если задание не получается, и снова даю новое задание. Такие студенты выполняют новые задания до тех пор, пока не справятся с заданием без ошибок. Также на занятии для помощи слабоуспевающим студентам привлекаю других студентов группы, которые уже хорошо разобрались в теме и выступают в роли консультантов. Студенты с высокой мотивацией по предмету выполняют более сложные задания, решают задачи с опережением, участвуют в объяснении нового материала. Таким образом, каждый студент получает удовлетворение от успешно выполненного задания. Также использую групповые методы работы, предварительно разделив группу студентов на три подгруппы (бригады) в зависимости от уровня познавательной активности:

  • бригада с высоким уровнем развития познавательных интересов;
  • бригада со средним уровнем развития познавательных интересов;
  • бригада с низким уровнем развития познавательных интересов.

В каждой бригаде назначается бригадир, который отвечает за выполнение заданий студентами своей бригады, консультирует других студентов, помогает мне при проверке заданий.

Формирование объема заданий и уровня сложности для каждой бригады осуществляется в зависимости от способностей студентов. Работая в бригадах, каждый студент чувствует личную ответственность за выполнение задания бригадой. Деление студентов на бригады условно, так как бригады подвижны. В процессе обучения студенты из бригады со средним уровнем развития познавательных интересов могут перейти в бригаду сильных студентов и наоборот.

Важной составной частью учебного процесса является самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Так как большинство студентов проживают в общежитии, то общее домашнее задание для всех практически не имеет смысла, поэтому для усвоения учебной программы также часто использую индивидуальные домашние задания, за которое студент получает оценку.

Таким образом, дифференцированный подход стараюсь применять на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, при самостоятельной и контрольной работе, при проверке домашнего задания. В ходе своей работы постоянно отслеживаю динамику качества знаний по предмету во всех студенческих группах. В результате, использование технологии дифференцированного обучения позволило мне существенно повысить качество знаний студентов по математике.

Динамика качества знаний по предмету за последние три года следующая:

  • в 2011-2012 учебном году качество знаний составило в среднем 43,8%;
  • в 2012-2013 учебном году - 51,8%;
  • в 2013-2014 учебном году - 53,9%.

Успеваемость по дисциплине во всех группах составляет 100%.

Кроме того, использование в работе технологии дифференцированного обучения способствует повышению уровня мотивации студентов к изучению предмета, который в свою очередь способствует формированию общих и профессиональных компетенций будущего медицинского работника. Высокий уровень мотивации обучения необходим в первую очередь для достижения успеха в учебе. Иногда менее способный студент, но имеющий высокий уровень мотивации, может достичь более высоких результатов в учебе, так как стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у студента, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже не смотря на его способности.

С целью изучения мониторинга студенческой мотивации на протяжении трех лет провожу анкетирование студентов на начальном этапе изучения математики (на первом курсе) и на завершающем этапе (первый семестр второго курса). Мониторинг студенческой мотивации провожу по анкете индекса удовлетворенности предметом. Студентам предлагается по пятибалльной шкале оценить предмет «Математика». Анкета содержит 10 высказываний.

Динамика студенческой мотивации за три года (индекс удовлетворенности предметом по пятибалльной шкале) следующая:

  • индекс удовлетворенности предметом студентов набора 2011-2012 учебного года составил на первом курсе 3,5; на втором курсе – 3,7.
  • индекс удовлетворенности предметом студентов набора 2012-2013 учебного года составил на первом курсе 3,6; на втором курсе – 3,8.
  • индекс удовлетворенности предметом студентов набора 2013-2014 учебного года составил на первом курсе 3,6; на втором курсе – 3,75.

Таким образом, динамика студенческой мотивации является положительной.

Применение в образовательном процессе на уроках математики технологии дифференцированного обучения позволило мне добиться 100% успеваемости, повысить познавательную активность обучающихся, качество знаний. Данная технология позволяет научить студентов работать самостоятельно и принимать самостоятельные ответственные решения, развивает творческий подход к делу, что в конечном итоге способствует подготовке профессионально-компетентного специалиста.

Литература

  1. Арсланьян В.П. «Групповая форма работы».// Математика – 2006. - №16.
  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998.
  3. Б.М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.
  4. Жужгова К.А. «Дифференциация в процессе обучения математике», 2005.
  5. Личностно-ориентированные технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.
  6. Митин С.Н. Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения: Методические рекомендации.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
  7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: Том 1.М.: Народное образование, 2005.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  9. Солодовников С.В., Юнина Е.А. Психология человека: Учебно-методическое пособие. – Пермь, Изд-во ПРИПИТ, 2003.
  10. Юнина Е.А. Новые педагогические технологии: Учебно-методическое пособие.- Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2008.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*