Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование культуры публичного общения как одной из основных общих компетенций

27.04.2015 571 764
Левченко Татьяна Николаевна
Левченко Татьяна Николаевна, преподаватель, методист

Оскольский политехнический колледж Старооскольский Технологический Институт им. А.А. Угарова

Как беден наш язык! –

Хочу и не могу. –

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною…

А. Фет

Научить студентов связно излагать мысли – одна из задач, которая стоит перед преподавателем русского языка и литературы. Ни у кого не вызывает сомнений, что умение говорить связно, легко, понятно, красиво – одна из основных общих компетенций будущего специалиста. Но как добиться этого? Как научить произносить хотя бы короткую речь?

Из чего складывается содержание публичного выступления? В основе классической схемы подготовки ораторского выступления лежат пять этапов:

  1. Инвенция (подбор необходимого материала для содержания публичного высказывания).
  2. Диспозиция (составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности).
  3. Элокуция («словесное выражение», литературная обработка речи, насыщение содержания).
  4. Запоминание (заучивание текста речи).
  5. Произнесение («разыгрывание») [2, с. 142].

Как видим, четыре из пяти этапов в деятельности оратора отведены на подготовку речи, и лишь один – на реализацию. И именно этот последний этап является самым трудным. Не секрет, что многие студенты, выступая перед аудиторией, подвергаются приступу паники. Встает проблема формирования самообладания у будущих специалистов, а оно приобретается только путем постоянной практики.

Попробовать себя в качестве оратора студенты могут на семинарских занятиях, так как семинар предусматривает активный эмоциональный диалог между преподавателем и студентами. Тишина на семинаре — коммуникативная катастрофа. В самой структуре семинара сочетаются две речевые ситуации: беседа на заданную тему и спонтанность, импровизация, без которых устная речь невозможна. Семинар — это своего рода интеллектуальная игра, в которой важно соблюдать правила речевого этикета.

Преподавателю важно создать атмосферу творческого общения. Семинар не должен превратиться в “солирование” одного или двух студентов, тогда как остальные вынуждены скучать (такая практика ослабляет внимание большей части группы). Речь студентов не должна содержать частых повторов, больших пауз, слов-паразитов, междометий, не быть безапелляционной, высокомерной, допускающей только такую точку зрения. Необходимое условие для успешного занятия — это умение грамотно, кратко и доходчиво изложить своё мнение, а затем выслушать собеседника и при необходимости аргументированно ему ответить (второе, как показывает практика, сделать значительно сложнее).

Речь преподавателя во время занятия должна являть собой образец для студентов, т.е. быть в меру консервативной (как бы вне времени), без вульгаризмов, жаргонных и просторечных слов, ясной и логичной. Необходимо учитывать общеизвестные правила восприятия устной речи, в частности:

  1. Речь можно понимать лишь при её скорости не более 2,5 слов в секунду;
  2. Фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестаёт осознаваться;
  3. Слишком значительный объём информации препятствует её переработке;
  4. Человек высказывает лишь 80% из того, что хочет сообщить, слушающие его воспринимают только 70% из этого, понимают — 60%, в памяти же у них остаётся от 10 до 25%.

Как бы ни сложился семинар, необходимо поблагодарить участников за интересные и содержательные выступления, отметить тех, чьи мнения вызвали наиболее оживлённую дискуссию, подчеркнуть положительный результат занятия.

Проведение семинаров несёт ещё одну важную коммуникативную функцию — вырабатывает личностное отношение у преподавателя к студентам и наоборот. Ведь после школьного обучения ребята чувствуют себя на семинарах скованно, у них нет навыков ведения научных дискуссий. Необходимо помочь им почувствовать себя комфортно в условиях диалога с однокурсниками и преподавателем.

Начиная работу над культурой публичного общения, необходимо научить выстраивать мысли в логической последовательности. Это долгий и трудоемкий процесс, здесь важна система упражнений, возможность эффективно реализовывать межпредметные связи гуманитарных дисциплин, например: русский язык - русский язык и культура речи – литература - обществознание.

Так, например, на занятиях литературы этому способствует написание творческих работ, составление хронологических таблиц по творчеству писателей (поэтов), иногда параллельно с цитатным планом, подготовка индивидуальных сообщений. Целесообразно при анализе некоторых текстов изучаемых произведений обращать внимание на коммуникативное взаимодействие персонажей (действующих лиц), чтобы выявить условия эффективности речевого контакта, значение мимики и жестов.

На занятиях русского языка и русского языка и культуры речи важное место должно отводиться работе с текстами. Для студентов предлагаются тексты на общественно-политические, морально-этические темы. Одно из главных требований к дидактическому материалу – он (кроме того, что дается для правки, редактирования) должен быть образцовым со стороны речевого оформления, обладать художественными достоинствами, поэтому многие из текстов представляют собой отрывки из произведений писателей и поэтов. Учитывая недостаточно высокое владение студентами речевыми, орфографическими и пунктуационными навыками, при подборе упражнений предлагается большое количество текстов для орфографической, пунктуационной, стилистической правки. Эти упражнения позволяют тренировать навыки распознавания орфограмм и пунктограмм, речевых ошибок и недочетов, развивать самостоятельность и логичность мышления.

Необходимо широко использовать и более легкий вариант правки – студентам предлагается выбрать из нескольких возможных лексических единиц самые подходящие или единственно возможные для данного контекста. Эти задания направлены на развитие умений использовать средства языка, что способствует формированию таких качеств речи, как выразительность, точность, ясность, логичность.

Например, при работе с текстом даются такие комплексные задания: 1) вставить пропущенные буквы; 2) раскрыть скобки; 3) расставить знаки препинания; 4) найти в тексте речевые недочеты, исправить их; 5) подобрать синонимы к словам; 6) раскрыть лексическое значение подчеркнутых в тексте слов; 7) определить стилевую принадлежность текста, доказать правильность своих выводов. Такая работа с текстом способствует повышению общей культуры студентов, развитию их коммуникативных способностей, способностей речевого самосовершенствования, психологической готовности к общению в разных ситуациях.

На занятиях обществознания студентам предлагаются следующие виды работы: подготовка индивидуальных сообщений, написание творческих работ (эссе), письменные и устные ответы на вопросы и др. Акцентируется внимание студентов на то, что текст – это высказывание, при выстраивании которого используются не отдельные слова и предложения, а их комплекс, где объединяющим стержнем является тема. Обществознание как дисциплина дает возможность на основе изучаемого материала научить юных граждан толерантности, умению осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с представителями других культур, приверженцами других точек зрения, позиций, вступая в диалогическое общение, разрешая конфликтные ситуации.

Только после такой подготовительной работы, и как ее итог, проводится научная конференция по русскому языку и дается задание: подготовить публичное выступление. Главное внимание студентов следует обратить на своеобразие вступительной части (публичная речь – это речь, используемая в общении с широкой аудиторией, поэтому она должна начинаться с обращения к собравшимся, можно начать с цитаты), убедительность и логичность аргументации, глубину и правильность мысли, на использование интересных случаев из современной действительности, искренность и простоту изложения.

Не последнюю роль играет актерское мастерство: чем ярче и нестандартней, тем лучше. Чем смелей, чем образней, тем успешней. И нужно помнить о контакте взгляда и голоса, о разговорности речи, ее простоте. Успехов!

Список использованных источников

  1. Андреев, А.А. Некоторые вопросы и методики проведения электронных семинаров. [Электронный ресурс] http://www.mifp.ru/pedagogika/Ibk/IBI/Seminar.htm
  2. Михальская, А.К. Основы риторики. 10 – 11 классы: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. [Текст] / А.К.Михальская.- М.: Дрофа, 2001.- 496 с.
  3. Скиргайло, Т.О. Сочинение «Речь, произнесенная на открытии памятника писателю». [Текст] // Русский язык в школе. - 2003г. – №2.- С.10 -16



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*