Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТьюторская деятельность – это деятельность по сопровождению студента, направленная на создание для него условий, обеспечивающих возможность личностного и профессионального развития, осуществляемая тьютором. Тьютор помогает разобраться в успехах и неудачах, понять и сформулировать личную мотивацию при обучении. Тьютор выступает в роли наставника, сопровождает студентов на протяжении всего периода учебы.
Основное направление тьюторской деятельности в колледже - это сопровождение формирования общих и профессиональных компетенций обучающегося в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы по выбранной специальности и построения личной образовательной траектории (маршрута) обучающихся.
Тьюторское сопровождение является составной частью управления качеством подготовки специалистов среднего звена.
В связи с этим тьютор в сфере образования должен выполнять следующие функции:
В наиболее общем виде функции, должностные обязанности тьютора представлены:
В работе тьютора используются разнообразные формы и методы. Однако их содержание определяется тем, что большинство средств тьюторской помощи носит нежесткий, диагностико-рекомендательный характер, т. е. может использоваться учащимся по желанию. В связи с этим и формы тьюторской деятельности — это формы ненасильственного влияния на подопечного. Они призваны обеспечить интересность самого процесса для учащегося, эмоциональную вовлеченность тьюторанта в процесс оказания им помощи, субъектность. При этом тьюторская помощь должна носить адресный индивидуальный характер.
Формы работы, применяемые в тьюторском сопровождении:
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:
В силу разнообразия образовательных потребностей студентов в одних учреждениях активно развивается направление тьюторского сопровождения дистанционного обучения, в других – сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья, в третьих – сопровождение внеучебной деятельности студентов и создания площадок для удовлетворения образовательных потребностей студентов и т. д.. Каждое из направлений имеет свои особенности, но объединяет их общее понимание идеи и целей тьюторства, позиции тьютора, обеспечивающего сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов. Такой тьютор не ставит цели за студентов, не везет их «у себя на шее», он раскрывает альтернативные пути движения в образовательном пространстве, создает условия для развития компетенции через практическую деятельность, он моделирует учебные ситуации, активно применяет в своей деятельности проблемное обучение, помогает самообразованию и поддерживает мотивацию обучающихся.
Тьютор в колледже (техникуме) осуществляет сопровождение, как отдельного студента, так и учебной группы, специальности или профессии в целом. В этой связи, наименование его должности дополняют поясняющие слова: тьютор курса, тьютор группы, тьютор отделения. Однако, зона его ответственности не выходит за рамки сопровождения индивидуальных образовательных траекторий студентов, а эффективная деятельность строится на основе утвержденных образовательным учреждением тьюторских программ.
Не нужно пребывать в иллюзии, что введение должности тьютора в одночасье решило проблему индивидуализации образовательного процесса во всех ССУЗах, которые его осуществили. К сожалению, построение и реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов еще долгое время может оставаться проблемной точкой в практике образовательных учреждений. Главных причин несколько:
Начать решение данных проблем возможно только с себя – с педагогов. Педагоги-тьюторы, способные к исследовательской деятельности, владеющие тьюторскими технологиями и умеющие создать развивающую образовательную среду смогут осуществить переход от индивидуального подхода к индивидуализированному процессу обучения.
Итак, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, предоставляющих возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий студентам, понимание того, что в стенах колледжа (техникума) дать образование на всю жизнь невозможно и гораздо важнее научить студента учиться самостоятельно, «вооружить» инструментами познания и самопознания «широко открыло» тьюторству двери в учреждения СПО. Введение должности тьютора опирается на традиции педагогики развития, новые квалификационные характеристики должностей работников образования. Для того, чтобы тьютор стал тем звеном в образовательном процессе, с помощью которого студент сможет расширить свои права и возможности для наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных запросов нужна еще большая работа по научно - методическому и нормативному, обеспечению его деятельности.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.