Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тьюторское сопровождение образовательной деятельности студентов в колледже

27.04.2015 627 1087
Грязнова Ирина Сергеевна
Грязнова Ирина Сергеевна, преподаватель

Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Тьюторская деятельность – это деятельность по сопровождению студента, направленная на создание для него условий, обеспечивающих возможность личностного и профессионального развития, осуществляемая тьютором. Тьютор помогает разобраться в успехах и неудачах, понять и сформулировать личную мотивацию при обучении. Тьютор выступает в роли наставника, сопровождает студентов на протяжении всего периода учебы.

Основное направление тьюторской деятельности в колледже - это сопровождение формирования общих и профессиональных компетенций обучающегося в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы по выбранной специальности и построения личной образовательной траектории (маршрута) обучающихся.

Тьюторское сопровождение является составной частью управления качеством подготовки специалистов среднего звена.

В связи с этим тьютор в сфере образования должен  выполнять следующие функции:

  • cопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы;
  • обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта с учетом его потребностей;
  • проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса;
  • оказывать содействие тьюторанту в формировании (в том числе, планировании)  и реализации индивидуальной образовательной программы;
  • организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы;
  • осуществлять выбор форм тьюторского сопровождения с учетом возрастных и личностных особенностей тьюторанта, личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора;
  • организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы;
  • обеспечивать рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов образовательной среды, их расширение для реализации индивидуальной образовательной программы;
  • сотрудничать с субъектами образования  и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы тьюторанта;
  • разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы;
  • разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства тьюторской деятельности;
  • вести рабочую тьюторскую документацию.

    В наиболее общем виде функции, должностные обязанности тьютора представлены:

  •  в едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕКТС) работников образования,  с которым можно ознакомится  например, на сайте министерства труда;
  • на сайте www.thetutor.ru  например в разделах, касающихся экспертизы тьюторских практик, технологий и т.д. там же можно ознакомится с критериями оценки деятельности тьютора.

    В работе тьютора используются разнообразные формы и методы. Однако их содержание определяется тем, что большинство средств тьюторской помощи носит нежесткий, диагностико-рекомендательный характер, т. е. может использоваться учащимся по желанию. В связи с этим и формы тьюторской деятельности — это формы нена­сильственного влияния на подопечного. Они призваны обеспечить интересность самого процесса для учащегося, эмоциональную вовле­ченность тьюторанта в процесс оказания им помощи, субъектность. При этом тьюторская помощь должна носить адресный индивидуаль­ный характер.

Формы работы, применяемые в тьюторском сопровождении:

  • индивидуальное сопровождение;
  • групповое сопровождение.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

  • вопросно-ответной технологии;
  • проектной технологии;
  • технологии работы с портфолио;
  • технологии консультирования;
  • тренинговых технологий;
  • технологии рефлексивных сессий;
  • технологии активного слушания;
  • технологии модерации.

В силу разнообразия образовательных потребностей студентов в одних учреждениях активно развивается направление тьюторского сопровождения дистанционного обучения, в других – сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья, в третьих – сопровождение внеучебной деятельности студентов и создания площадок для удовлетворения образовательных потребностей студентов и т. д.. Каждое из направлений имеет свои особенности, но объединяет их общее понимание идеи и целей тьюторства, позиции тьютора, обеспечивающего сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов. Такой тьютор не ставит цели за студентов, не везет их «у себя на шее», он раскрывает альтернативные пути движения в образовательном пространстве, создает условия для развития компетенции через практическую деятельность, он моделирует учебные ситуации, активно применяет в своей деятельности проблемное обучение, помогает самообразованию и поддерживает мотивацию обучающихся.

Тьютор в колледже (техникуме) осуществляет сопровождение, как отдельного студента, так и учебной группы, специальности или профессии в целом. В этой связи, наименование его должности дополняют поясняющие слова: тьютор курса, тьютор группы, тьютор отделения. Однако, зона его ответственности не выходит за рамки сопровождения индивидуальных образовательных траекторий студентов, а эффективная деятельность строится на основе утвержденных образовательным учреждением тьюторских программ.

Не нужно пребывать в иллюзии, что введение должности тьютора в одночасье решило проблему индивидуализации образовательного процесса во всех ССУЗах, которые его осуществили. К сожалению, построение и реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов еще долгое время может оставаться проблемной точкой в практике образовательных учреждений. Главных причин несколько:

  • неготовность вчерашних школьников и студентов взять на себя ответственность за образование, за предъявление своих образовательных потребностей, за совершение выбора;
  • неготовность педагогов занять тьюторскую позицию и отдать ответственность за процесс и результаты образования студенту;
  • отсутствие достаточных ресурсов для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий при освоении ОПОП;
  • слабость кооперативных связей внутри системы образования и образовательных учреждений с социальными партнерами, не позволяющая эффективно использовать имеющиеся ресурсы и создавать новые на основе их сочетаний.

Начать решение данных проблем возможно только с себя – с педагогов. Педагоги-тьюторы, способные к исследовательской деятельности, владеющие тьюторскими технологиями и умеющие создать развивающую образовательную среду смогут осуществить переход от индивидуального подхода к индивидуализированному процессу обучения.

Итак, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, предоставляющих возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий студентам, понимание того, что в стенах колледжа (техникума) дать образование на всю жизнь невозможно и гораздо важнее научить студента учиться самостоятельно, «вооружить» инструментами познания и самопознания «широко открыло» тьюторству двери в учреждения СПО. Введение должности тьютора опирается на традиции педагогики развития, новые квалификационные характеристики должностей работников образования. Для того, чтобы тьютор стал тем звеном в образовательном процессе, с помощью которого студент сможет расширить свои права и возможности для наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных запросов нужна еще большая работа по научно - методическому и нормативному, обеспечению его деятельности.

Литература

  1. Мамардашвили М. К. Этика мышления. М.: 2001.- 216 с.
  2. Ильинский И. М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. – М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2004. – 352 с.
  3. Цирульников А. М. История образования в портретах и документах. М.: Владос, 2001. – 272 с.
  4. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
  5. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М.: Экономика, 1991. – 415с
  6. Ковалева Т. М. Тьютор-школе. //Директор школы. – 2011. – №8.– С. 87-90
  7. Башкатов И. П., Сергеева Т. А. Механизмы внедрения инноваций в практику профессионального образования столицы // Приложение «Научные исследования в образовании» к журналу «Профессиональное образование. Столица».‑ 2011.‑ №9.‑ С.13-18
  8. Старостина Е. А., Щеглова Е. М. Индивидуализация подготовки обучающихся колледжа к участию в профессиональных творческих колледжах./Материалы IVМеждународной научно-практической и 16 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 9-10 ноября 2011 г. – М.: МПГУ; АПК и ППРО, 2011. – 248 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*