Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебная успешность, как результат системы контроля знаний студента

24.04.2015 272 2 372
Чернуха Виталий Иванович
Чернуха Виталий Иванович, преподаватель отделения ЭИТ

Оскольский политехнический колледж

В условиях рыночной экономики на первый план выходит задача формирования у студентов профессиональных компетенций, профессиональной мобильности, творческого подхода к любому делу, способности принимать ответственные решения. Приоритетным направлением образовательной деятельности становится формирование грамотного специалиста, владеющего профессиональными компетенциями. Это определённая реакция на современные производственные потребности работодателей. ФГОС напоминает нам, что студенты образовательного учреждения СПО должны:

  • иметь представление о том, какие общие и профессиональные компетенции они должны развивать у себя в процессе обучения;
  • обладать достаточно высоким уровнем самоопределения, профессиональной мотивации;
  • уметь осуществлять самооценку и самоанализ, развивать в себе профессионально важные качества личности;
  • овладевать содержанием и технологиями формирования профессиональной культуры.

Современное общество нуждается в образованных, мобильных, самостоятельных молодых профессионалах, которые не только обладают знаниями, но и умеют применять их в своей практической деятельности.

Чтобы стать высококомпетентным специалистом нужно становиться профессионалом, будучи студентом. Такая возможность у наших студентов есть всегда. Помимо совмещения учебы с работой есть и другие способы подойти к моменту полноценной трудовой деятельности подготовленным. Необходима продуманная работа по формированию у студентов общих и профессиональных компетенций в период производственной практики.

Большая роль в этом, принадлежит мастеру производственного обучения. Фигура мастера всегда была ключевой в системе начального и среднего профессионального образования. Именно эта категория педагогических работников, реализующих новые стандарты в своей работе, закладывает основы профессии, формирует профессиональное и социальное мировоззрение обучающихся. От них во многом зависит уровень профессиональных компетенций выпускников, постоянный поиск новых форм и приемов, нетрадиционных подходов к обучению. В период учебной практики необходим переход от формирования общих нравственных качеств личности к конкретным профессиональным качествам. Где студенты сегодня могут увидеть людей, с которых можно было бы брать пример? Конечно же, из числа педагогов колледжа и руководителей производственного обучения.

Понятно, что одними традиционными методами и формами обучения сложно сформировать и развить качества настоящего профессионала, поэтому мастера производственного обучения отдают предпочтение нетрадиционным урокам. Очень важно, чтобы уроки производственного обучения проходили интересно и результативно. Для этого необходимо разрабатывать различные дидактические материалы, применять различные формы и методы, находить оптимальные и использовать их. Известно, что студент может выполнить творческое задание только в том случае, если он имеет прочный запас знаний, умений и навыков. Поэтому на уроках производственного обучения необходимо не просто дать студентам основы знаний и умений, но и научить их использовать пройденный материал как руководство к изучению нового. В результате такой работы студенты учатся самостоятельно мыслить, раскрывают свой творческий потенциал.

Творческие задания и совместная деятельность в группах способствуют развитию коммуникативных способностей, толерантности, росту личной ответственности, социализации. Без этих качеств сегодня невозможно реализовать себя современному человеку как профессионалу и как личности. Выполнение нестандартных, проблемных задач также мотивирует студентов в процессе обучения, что повышает качество знаний, уровень обученности, ускоряет формирование профессиональных компетенций.

Компетентность – совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Компетенция – это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога.

Сегодня меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Решению данных задач способствует применение целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса.

Рейтинг – с английского rating – это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг – метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей (Б.Г. Ананьев).

Рейтинг студентов – метод упорядочивания студентов по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом (В.С.Аванесов).

Рейтинговая система – совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. (М. П. Батура, Л. В. Ломако)

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.

Наверняка всем известна поговорка: «От сессии до сессии живут студенты весело…», потом за 2-3 дня «выучивают все» (с разным успехом), сдают и благополучно забывают. Не все, конечно, так учатся, но то, что такая практика существует, никто отрицать не будет. И еще: все прекрасно знают, что традиционный сессионный экзамен – это во многом лотерея: можно время от времени готовиться в течение семестра, на экзамене вытянуть «хороший» билет и получить «отлично». А можно, наоборот, – весь семестр трудиться, готовиться, ходить на лекции, читать учебники, а на экзамене не повезет. А еще если у преподавателя в день экзамена настроение плохое, то неизбежны жалобы на необъективность, предвзятость и т.п. А все потому, что привычная традиционная система почти совсем не учитывает то, что называется текущей учебной работой студента.

В балльно-рейтинговой системе эти недостатки компенсируются. За определенные виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за экзамен или зачет, затем все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот балл переводится в традиционную систему оценок.

Суть рейтинговой системы в следующем:

  • для того чтобы объективно оценить результаты работы студента, в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий (контрольных точек), каждое из которых оценивается определенным числом баллов (как правило, контрольными точками являются тестирование и самостоятельное выполнение задания, за успешное выполнение которых студенту выставляются не оценки, как прежде, а начисляются баллы);
  • итоговый рейтинг по дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных студентом за прохождение контрольных точек, включая финальные (зачет/экзамен, комплексная работа);
  • промежуточный и итоговый контроль (зачет/экзамен, комплексная работа) является частью общей оценки, а баллы по нему – частью итогового рейтинга, который накапливается при изучении дисциплины.

Важное условие балльно-рейтинговой системы – своевременное выполнение установленных видов работ. Если контрольная точка по дисциплине пропущена по неуважительной причине или с первого раза не сдана, то при ее пересдаче, даже если студент отвечал хорошо, часть баллов снимается.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины накапливаются баллы, формируется рейтинг, который в итоге показывает успеваемость студента.

Необходимость балльно-рейтинговой системы

Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны.

Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, как говорят преподаватели, «три пишем, два в уме». А в балльно-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит. Например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен (мало ли что) – средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).

В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета.

Ну и, наконец, качество подготовки к учебным занятиям обязательно повысится при введении балльно-рейтинговой системы, что немаловажно для занятия в будущем достойного места на рынке труда.

Текущий контроль осуществляется в течение семестра для дисциплин, имеющих практические занятия, лабораторные работы в соответствии с учебной программой. Он позволяет оценить успехи в учебе на протяжении семестра. Его формы могут быть различными: устный опрос, решение ситуационных задач, выполнение реферата по заданной теме и др.

Рубежный контроль проводится обычно 2 раза в течение семестра в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины. Каждое из рубежных контрольных мероприятий является «микроэкзаменом» по материалу одного или нескольких разделов и проводится с целью определения степени усвоения материала соответствующих разделов дисциплины. Наиболее популярными формами рубежного контроля являются контрольные работы, тестирование.

Промежуточный и итоговый контроль – это экзамен и/или зачет, установленный учебным планом. Они принимаются, как правило, в традиционной форме.

В начале семестра преподаватель, ведущий занятия по дисциплине, к изучению которой приступают студенты, должен разъяснить ее рейтинговую структуру.

После того, как студентами выполнено задание текущего контроля или пройдено рубежное тестирование, преподаватель оценивает работу и эту оценку вносит в рейтинговую ведомость.

В конце семестра текущий и рубежный рейтинг суммируется.

Расчет учебной успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности студентов, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию студента в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников.

Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам мастер производственного обучения попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.




Назад к списку

Комментарии
Уважаемый Виталий Иванович! Как Ваши коллеги относятся к внедрению рейтинговой системы оценки знаний и умений студентов?
Сидоренко Марина Александровна
зам. директора по НМР,
ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"
Рейтинговая система оценки знаний и умений студентов уже несколько лет реализуется в нашем колледже преподавателями разных дисциплин. Положительных результатов много, но и трудности есть, о чем говорится в частности в моей публикации на этом сайте.
Федотова Ирина Николаевна
преподаватель,
Оскольский политехнический колледж СТИ НИТУ "МИСиС"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*