Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Деловая игра как метод контроля знаний по дисциплине «Основы зоотехнии»

24.04.2015 568 807
Попов Максим Алексеевич
Попов Максим Алексеевич, преподаватель специальных дисциплин

Вельский сельскохозяйственный техникум им. Г.И.Шибанова

Дисциплина «Основы зоотехнии» - одна из наиболее важных дисциплин, изучаемых по специальности «Механизация сельского хозяйства», так как выпускники этого отделения призваны решать стратегические задачи обеспечения продовольственной безопасности страны. В связи с этим подготовка механиков должна быть разносторонней и основательной, требуется ее постоянное совершенствование с учетом запросов современного сельскохозяйственного производства.

В задачу дисциплины «Основы зоотехнии» входит освоение теоретического материала и практических навыков по химическому составу и питательности кормовых средств, всему ассортименту грубых, сочных, зеленых и концентрированных кормов и различных добавок, а также по кормлению крупного рогатого скота, овец, лошадей, свиней, птицы.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста

Одной из форм контроля знаний является деловая игра. Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они будут решать в ежедневной профессиональной деятельности

Деловые игры требуют серьезной подготовки от преподавателя. Прежде всего, преподаватель должен четко определить учебную цель, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы, затем выбрать подходящую производственную ситуацию.

Кроме этого, такие мероприятия предопределяют большую заинтересованность отдельных студентов к изучаемому предмету и приобретаемой специальности.

Процесс разработки деловой игры включает следующие этапы:

  1. Определение целей деловой игры.

Совместно с преподавателем определяются цели деловой игры. Цели могут быть самые разные: контроль знаний, отработка приобретенных навыков, моделирование ситуации, адаптация к новым условиям, сплочение команды и пр.

  1. Подготовительный этап.

Сбор информации, необходимой для проведения игры.

  1. Разработка деловой игры.

Определяются сценарий игры, прописываются роли, разрабатываются системы оценки, подсчета набранных очков, составляется тайминг игры.

  1. Проведение деловой игры.

Продолжительность деловой игры, как правило, занимает 2 урока.

  1. Подведение итогов игры.

По окончании деловой игры обязательно подводятся итоги игры, а также обсуждение игры с преподавателем (результаты, особенности проведения, включенность и поведение участников, выявленные проблемы и т.д.).

При подготовке и проведении деловой игры студенты в группе больше общаются, каждый из них работает на коллектив, что благоприятствует их сплочению. Микроклимат творчества и соперничества воспитывает у них много положительного: коммуникабельность, ответственность, гордость за отделение и получаемую профессию.

Деловая игра позволяет смоделировать различные мероприятия, которые могут быть (и бывают!) на практике: слёт животноводов, доярок, зоотехников хозяйств, звеньевых по приготовлению кормов, перед стойловым и пастбищным периодами. В ходе их студенты делятся своими знаниями как передовики производства, а преподаватель выступает в роли отстающего специалиста, задавая уточняющие «интересующие» его вопросы.

Еще одна тема деловой игры - «Актуальность пословиц и поговорок по кормлению коров». Нам известно, что первые сельскохозяйственные календари появились в каменном веке, и с тех пор народные приметы, поговорки и пословицы актуальны, точно также как и то, что «у коровы молоко на языке». При подготовке к деловой игре студентам предлагается 28 пословиц и поговорок, касающихся организации правильного кормления коров с учетом:

  • сезона года;
  • уровня продуктивности;
  • возраста и живой массы;
  • физиологического состояния.

Например «Зелена травка – молоку прибавка», «Корова с поля – пастуху воля», «Корова с кошку доит по ложке», «И старая корова, да до соли лакома», «Удой закладывается в сухостой», «Гладь скотину и рукой, и мукой» и т.д.)

Такой подход заставляет студентов по-новому взглянуть на практическое применение осваиваемой теории.

В целом, на основании опыта проведения конкурсов, олимпиад и деловых игр видно, что такая работа полезна, улучшает профессиональную подготовку будущих специалистов с учетом специфики агропромышленного комплекса региона, потому что на занятиях наряду со знаниями требуется проявление находчивости, быстроты и оригинальности мышления, умение систематизировать материал.

При подготовке к деловой игре группа студентов разбивается на несколько команд, обычно их должно быть не менее двух, численностью не менее семи человек. Каждая команда придумывает себе название и девиз, выбирает капитана. Так же выбирается ведущий и жюри в составе не менее трех человек.

В ходе деловой игры команды дают свои представление о сложившемся современном животноводстве, приводят примеры из своего практического опыта, здесь в качестве наглядных пособий и примеров могут быть использованы командами фотографии, мультимедиа, вырезки из газетных статей. Победителем становится та команда, которая больше приведет примеров передовых опытов хозяйств нашего региона.

Также студентам предлагаются различные ситуационные задачи, например:

Бригадир свиноводческой фермы, придя на работу, узнал, что в связи неисправностью котельного оборудования, приготовление кормов задерживается на 5-7 часов.

Ваше решение на месте бригадира?

Или:

Определите питательность рациона следующего состава (кг): сено клеверо-тимофеечное 5; солома овсяная 2; силос кукурузный (75% влажности) 25; свёкла кормовая 6; комбикорм 4 (в 1кг комбикорма содержится 0,9 к. ед., 150г переваримого протеина, 3г кальция, 5г фосфора). Укажите, для животного какого вида предназначен данный рацион.

Для эмоциональной разрядки во время деловой игры студентам предлагается составить небольшие слова из представленного большого слова, например, животноводство, или импровизацию - изобразить какое либо животное (корову).

На заключительном этапе жюри предстоит выявить победителя.

Большой интерес у студентов вызывает деловая игра «Собеседование при приеме на работу». По правилам игры все обучающиеся на данный момент безработные.

Они приходят на предприятие, хозяйство, чтобы получить работу. Представитель предприятия сообщает, что на сегодняшний день есть вакансии на следующие рабочие места: зоотехник, главный зоотехник, животновод и т.д.

Студентам придется пройти собеседование на данные должности.

Вопросы, ответы на которые желает услышать работодатель, раздаются всем претендентам.

Ответы излагаются в течении 7-10 мин. На одно рабочее место могут претендовать 2-3 человека.

Оценка знаний производится представителями работодателя (жюри).

Распределение ролей в деловой игре осуществляется самими обучающимися под руководством преподавателя.

Деловая игра «Собеседование при приеме на работу» проводится самостоятельно, преподаватель руководит и направляет игру. Важным моментом урока является желание учащихся показать свои знания и умения применять их на практике. Для этого члены жюри (представители работодателя) и преподаватель предварительно подготавливают вопросы, производственные ситуации.

После того, как будут выслушаны все претенденты на предложенные рабочие места, представитель работодателя подводит итоги, предлагая рабочие места самым отличившимся студентам.

Деловая игра способствует становлению личности студентов, воспитывает чувства патриотизма за свою будущую профессию. Она позволяет развивать у студентов коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать студентов необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность, вести грамотный диалог (диспут) преподаватель — студент. Благодаря смене форм деятельности деловая игра способствует снятию нервной нагрузки студента и расположить его к диалогу и действию.

Литература

  1. Гинзбург Я.С., Коряк Н. М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Новосибирск: Наука, 1987.— С. 61–77.
  2. Михалёв С.С. Технология производства кормов. – М.: Колос, 1998.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1988.
  4. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.
  5. Частная зоотехния. – Под ред. Л.Ю. Киселева. – М.: Колос, 1998
  6. Журналы: «Зоотехния», «Молочное скотоводство», «Скотоводство» и другие.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*