Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль дополнительного образования как средства формирования конкурентоспособности выпускника учреждений среднего профессионального образования

24.04.2015 329 417
Юхно Виталий Александрович
Юхно Виталий Александрович, преподаватель спецдисциплин

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Аннотация. По мере демократизации общества развитие творческих способностей личности, все в большей степени, становится потребностью, связанной с постоянной необходимостью общей и специальной образованности.

Переход к рынку, новые требования к трудоустройству предполагают наличие у специалистов среднего звена способностей решать экономические и научно-технические задачи, внедрять и осваивать новую технику, современные технологии. Это требует от человека целенаправленных усилий для преодоления сложившихся стереотипов, подходов в повышении профессиональной компетентности, а также в отношении собственного интеллекта, своих профессиональных и личностных качеств.

Объективные социальные потребности общества обусловливают необходимость формирования конкурентоспособной молодежи как важнейшей жизненной необходимости, так как каждая профессиональная деятельность требует от специалиста не только его предметной компетентности, мастерства, умений, информационной зрелости, но и качественной психологической подготовки.

В условиях обновления содержания образования подрастающего поколения одной из главных задач становиться воспитание и обучение творческой личности, готовой к принятию самостоятельных решений и несению ответственности за эти решения, а также умеющей воплощать свои идеи в действительность, используя уже имеющиеся и приобретая новые знания.

Современное состояние подготовки специалистов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования диктует необходимость поиска новых путей повышения качества теоретического обучения, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное – оптимальных средств и методов подготовки выпускников к профессиональной деятельности.

Научно-технический прогресс обуславливает качественные изменения техники и технологии процессов, что, в свою очередь, меняет характер труда рабочего. Труд рабочего становится все более творческим по своему содержанию, а по требуемым знаниям он приближается к труду инженерно-технических работников. Поэтому в процессе подготовки необходимо вооружить будущих рабочих техническими знаниями и умениями, способствовать формированию у них повышенного интереса к современной технике, технологии, к осваиваемой профессии, расширять технический кругозор, развивать интеллектуальные возможности, а так же творческие способности, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности.

Подготовка квалифицированных рабочих производственников сегодня идет на фоне падения престижа научно – технического труда и рационализаторско – изобретательского творчества, низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Поэтому необходимо постоянно, с использованием различных методов, и дидактических средств, развивать мышление обучающихся до уровня, позволяющего активно участвовать в исследовательской творческой деятельности.

Интенсивные изменения в социокультурной и экономической жизни современного российского общества определяют необходимость качественного преобразования всей системы профессионального образования. К числу основных тенденций относится направленность профессионального образования не столько на прочное усвоение студентами знаний, умений и навыков, сколько на становление творческого потенциала личности специалиста: формирование его профессионального интереса, познавательных способностей, а самое главное - креативного мышления. В этой связи особую актуальность и приобретает проблема развития дополнительного образования, проблема развития творческих способностей обучающихся.

Творческие способности – это индивидуально – психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков творческой деятельности.

Целью развития таких способностей обучающихся является создание предпосылок для творческой самореализации личности будущего специалиста.

В нашем колледже занятия в технических и предметных кружках способствуют углублению и расширению знаний обучающихся, привитию им навыков творческой работы.

Предметные кружки создаются при учебных кабинетах и аудиториях для студентов, проявивших интерес к совершенствованию своих знаний по данному предмету.

Кружки технического творчества объединяют студентов, проявивших способности к творческой работе по созданию моделей, макетов, техническому конструированию. Эти объединения являются ступенькой к рационализации, изобретательству и совершенствованию методов организации труда.

Работа предметных и технических кружков должна органически сливаться с другими формами учебной работы и способствовать повышению уровня знаний студентов.

В сфере дополнительного образования обучающихся, нашей творческой группой была разработана образовательная программа «Разработка автомобильного технологического и диагностического ремонтного оборудования».

Программа рассчитана для студентов, обучающихся по техническим специальностям. Срок реализации программы – 3 года.

Она направлена на расширение и углубление объёма знаний по профессиям, получаемым в образовательном учреждении. В основу программы положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, исследовательской, самостоятельной конструкторской деятельности, что делает программу актуальной.

Отличной особенностью программы, отражающей ее новизну, является то, что она:

  • содержит темы по изучению основ рационализации и изобретательства, теории и алгоритма решения изобретательских задач;
  • направлена на повышение интенсивности мыслительной деятельности обучающихся, создания условий для самообразования и технического творчества;
  • предусматривает создание творческих объединений, занимающихся разработкой наглядных пособий, тренажёрных стендов, необходимых для улучшения качества обучения на занятиях.

Целью образовательной программы является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных рабочих, адаптированных к современным социально – экономическим условиям, способных к самостоятельному техническому творчеству.

Первый этап образовательной программы (1-й год обучения) является подготовительным. Отрабатываются приёмы и навыки теоретической и практической деятельности по ремонту автомобилей и изготовлению необходимого диагностического ремонтного оборудования. Подбирается тема проекта, который будет разрабатываться в течение следующих этапов обучения.

Второй этап (2-й год обучения) является базовым. Изучаются основы технического черчения, необходимые для построения чертежей создаваемого технологического или диагностического ремонтного оборудования, разрабатываются чертежи, закрепляются в результате обучения полученные знания, умения и навыки. Этого объёма достаточно для того, чтобы студенты могли спроектировать и изготовить несложное технологическое оборудование или учебные наглядные пособия.

Третий этап (3-й год обучения) является основным в достижении цели, поставленной в программе. Происходит более глубокое изучение методов технического творчества (рационализации и изобретательства) и осваиваются более сложные приемы практической деятельности. К моменту реализации образовательной программы обучающиеся изготавливают достаточно сложное автомобильное технологическое или диагностическое ремонтное оборудование.

Подведение итогов реализации образовательной программы: проводится в форме организаций выставок, презентации изобретений и проектов на студенческих научно – практических конференциях.

Будущему работнику, претендующему на конкурентоспособность, требуется такая общая и профессиональная подготовка, которая даст ему возможность быть востребованным на рынке труда в любой момент. С нашей точки зрения, подготовка современного специалиста должна ориентироваться на формирование компетентности в сфере профессиональной, социальной и личностной. Только так можно обеспечить современному выпускнику профессионального образовательного учреждения конкурентоспособность на рынке труда.

В процессе обучения и воспитания каждый студент в сравнительно небольшой промежуток своей жизни должен получить представление о выбранном пути, необходимые базовые знания, умения и навыки, найти свое место в жизни, профессии, обществе и только тогда можно говорить о том, что выбранная им дорога оказалась правильной.

Подводя итог нашей работы можно сделать следующий вывод – новому работодателю требуется работник высокой квалификации и широкого профиля, который готов обеспечить выполнение стандартов всех видов работ, предлагаемых фирмой клиенту, готовому платить за них деньги, а квалификация работника должна гарантировать клиенту выполнение предъявленных требований. При переходе к рыночным отношениям изменились условия деятельности предприятия, а следовательно, и требования к работнику, как специалисту, на рынке труда. Новые требования определяют не только профессиональные особенности специалиста (профессиональная компетентность, отношение к профессии, трудовая мотивация и дисциплина), но и общую образованность специалиста (интеллектуальное развитие, готовность к саморазвитию, умение логически мыслить, анализировать, планировать), а также психологические особенности (умение работать с другими людьми, уверенность в себе).

Список литературы

  1. Залевская А.Г., Саенко Л.А. Педагогика среднего профессионального образования.- Ставрополь, 2004. - 212 с.
  2. Сборник тезисов докладов участников 21 Всероссийской открытой конференции обучающихся «Юностью Наука. Культура». - М.: Минобрнауки РФ, Рособразование, РАН, РАО, НС «Интеграция», 2006. - 752 с.
  3. Меня оценят в 21 веке: Сб. тезисов докладов участников 3 Всероссийского молодежного фестиваля. - М, 2006. - 277 с.
  4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М., 200
  5. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 2006.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*