Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Еще раз о роли учебной практики в образовательном процессе

24.04.2015 283 348
Горшков Виктор Викторович
Горшков Виктор Викторович, преподаватель высшей категории

Оскольский политехнический колледж

Задача производственного обучения – подготовить учащихся к непосредственному осуществлению определённых трудовых процессов, иначе говоря, научить применять знания на практике, сформировать профессиональные навыки и умения.

Сознательно и прочно усвоить знания – значит не только ясно представлять себе предметы, явления и процессы, легко и правильно воспроизводить изученное, но и умело применять знания при решении различных задач. Теоретическому обучению принадлежит ведущая роль в формировании ряда важнейших профессиональных навыков и умений, связанных с умственной деятельностью в труде специалиста (например, чтение производственных чертежей, планирование технологических процессов, выполнение различных технических расчётов и т.п.).

С другой стороны, планируя в процессе производственного обучения свой труд, воздействуя на предметы и орудия труда, осуществляя технологические процессы, выявляя и устраняя различного рода неполадки и отклонения, контролируя продукты труда, учащиеся получают много новых знаний и обогащают имеющиеся у них представления и понятия. Знания, полученные в процессе производственного обучения, систематизируются при теоретическом обучении, а навыки и умения, приобретённые в процессе теоретического обучения, закрепляются и включаются в трудовую деятельность в производственном обучении.

Как указывалось ранее, задачей производственного обучения является формирование профессиональных навыков и умений. Профессиональное умение можно определить, как готовность выполнять трудовое действие (или совокупность трудовых действий), сознательно подбирая и правильно применяя целесообразные в данных условиях способы его осуществления и добиваясь благодаря этому высоких качественных и количественных результатов труда. Из рассмотренных особенностей профессионального умения следует, что профессиональное умение – это готовность не только к физическому, но и к умственному действию, способность выполнять определённого рода производственные задачи, находить наиболее рациональные способы их решения, планировать и практически осуществлять необходимые действия.

Практическое обучение ориентировано на облегчение дальнейшего теоретического обучения и более осознанное изучение соответствующих профильных дисциплин, на формирование в конечном итоге компетентного специалиста, способного практически реализовывать свои знания, самостоятельно добывать информацию, видеть проблемы и принимать решения, работать в команде, отвечать за качество своей работы, иметь волю к успеху.

В настоящее время профессиональное обучение теряет узкую направленность, начинает ориентироваться на более широкие знания и умения и требует прочной общеобразовательной основы, позволяющей обучающимся адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда, продолжая образование и обучение в течение всей трудовой деятельности. Система профессионального обучения должна быть достаточно гибкой для того, чтобы реагировать на те изменения в сфере труда, которые касаются технологий и организации труда. В современной ситуации уже невозможно освоить какую-либо профессию или специальность один раз и навсегда, поскольку жизненный цикл профессий и специальностей резко сокращается: одни устаревают и выбывают с рынка труда, другие появляются в результате развития технологий.

Учебно-производственные мастерские Оскольского политехнического колледжа СТИ НИТУ МИСиС состоят из механической, слесарной и сварочной мастерских. Здесь проходят учебную практику студенты 2-го курса, проводятся лабораторные, практические занятия, а также организованы курсы дополнительного образования. Механическая мастерская оснащена различными типами металлорежущих станков (токарно-винторезные, вертикально-сверлильный, горизонтально-фрезерные, вертикально-фрезерный, поперечно-строгальный и т.д.). Слесарная мастерская оборудована верстаками, установлены новые слесарные тиски, имеется муфельная печь и настольно-сверлильные станки. Сварочная мастерская оснащена сварочными кабинами, сварочными аппаратами и другим необходимым оборудованием. Во всех мастерских разработано и установлено оптимальное освещение. Приобретены и установлены тренажеры сварщика, стропальщика и крановщика.

В мастерских оборудованы уголки безопасности, разработаны инструкции по охране труда по всем видам работ. Инструкции собраны в папки. Ведутся журналы инструктажа.

На базе мастерских ежегодно проводятся внутриколледжные конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии» и «Лучший токарь», также проводятся региональные этапы Всероссийской олимпиады профессионального мастерства среди учреждений СПО по специальности «Технология машиностроения», а после ремонта (огромное спасибо “Металлоинвесту”) у нас проводился Всероссийский конкурс профмастерства среди слесарей, сварщиков, электриков и крановщиков.

На учебной практике студенты приобретают умения и навыки выполнения простейших практических работ.

Задачами учебной практики для получения первичных профессиональных навыков являются:

  • подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин;
  • формирование у студентов умений и навыков в выполнении основных слесарных операций;
  • формирование у студентов умений и навыков по изготовлению простых деталей на металлорежущем оборудовании.

Материальная база учебных мастерских нашего колледжа позволяет привить основные навыки и умения по технологии слесарных, сборочных работ и механической обработке материалов. Здесь, мы давно используем активные методы обучения, максимально ориентируясь на самостоятельную работу студентов и безопасное выполнение практических заданий. Это, в первую очередь, индивидуальный подход, деловые игры, бригадная форма проведения занятий.

Проблемное обучение предполагает выполнение заданий, в том числе решение производственных ситуаций, индивидуально или группами студентов и позволяет им самостоятельно избирать технологию и методы решения проблемы, научиться работать в коллективе, развивать аналитическое мышление, отстаивать свою точку зрения.

Личностно-ориентированная технология реализуется с использованием различных видов самостоятельной работы. Студентам предлагается выполнять индивидуальные практические задания различных уровней сложности, что позволяет создать для каждого обучающегося ситуацию успеха, использовать его творческий потенциал, развивать способность к оценке собственной деятельности. В качестве внеаудиторной самостоятельной работы студентам предлагается широкий выбор тем для подготовки рефератов и презентаций. Также студенты разрабатывают технологические процессы обработки металла резанием, темы предлагаются в соответствии с уровнем знаний учащегося, с тем, чтобы повысить этот уровень. Это позволяет развивать у студентов навыки устной речи и самостоятельной работы с различными источниками информации, способствует их самореализации.

Информационные технологии активно используются в процессе учебно-методической работы, преподавания теоретической и практической частей материала дисциплин.

Дополнительные возможности обучения появляются благодаря возможностям информационных и коммуникационных технологий, прежде всего Интернета, роль которых в обучении непрерывно возрастает. В лаборатории технологии машиностроения учебных мастерских установлено мультимедийное оборудование, проведен Интернет, что позволило применять новые методы обучения. Разработаны тесты, позволяющие проводить вводный контроль знаний, контрольные срезы, проверку качества усвоения знаний по изучаемой дисциплине. В процессе проведения занятий активно используются электронные презентации, подготовленные, в том числе и студентами, демонстрация всевозможных плакатов, таблиц, оборудования и оснастки, кинематических схем станков, инструментов, которых нет в учебной литературе. По всем дисциплинам и для всех специальностей сформированы электронные учебно-методические комплексы, включающие нормативную и учебно-программную, учебно-методическую, контрольную документацию, инновационные материалы.

Для всех видов работ разработан электронный сборник инструкций по технике безопасности. Подобрана богатейшая электронная библиотека технической литературы.

На базе наших мастерских студенты могут получить дополнительное образование. Организованы курсы сварщиков, стропальщиков, станочников широкого профиля.

Таким образом, применение современных педагогических технологий способствует формированию профессиональных компетенций у будущих специалистов, которым предстоит работать в условиях высокоавтоматизированного производства, потребности в личностном и профессиональном развитии в течение всей жизни, а главное - повышению качества знаний по всем преподаваемым дисциплинам.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*