Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Нормы ударения и их нарушение в речи учащихся АКСЖКХ и жителей города Благовещенска

23.04.2015 581 836
Улько Анна Витальевна
Улько Анна Витальевна, преподаватель

Москвина Анна Сергеевна
Москвина Анна Сергеевна, обучающийся

Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

В работе рассматривается актуальная проблема - нарушение норм  ударения    в речи учащихся и жителей нашего города,  поскольку в настоящее время для любого человека владение нормами литературного произношения, умение правильно и грамотно оформить звучащую речь является насущной необходимостью. Определив уровень ошибок в речи вовремя, можно предотвратить их дальнейшее появление, определить грамотность своей речи и искоренить ошибки. Приступая к работе, мы выдвинули следующую гипотезу: если учащиеся и жители нашего города допускают акцентологические ошибки в речи, то  нужно найти пути для повышения их культуры речи.

Наметили  перед собой следующие цели:

  • Исследование состояния норм ударения в речи студентов Амурского колледжа строительства и жилищно-коммунального хозяйства и жителей города
  • Определение отношения к поставленной проблеме

 Достижение целей шло через решение следующих задач:

  • Изучить особенности ударения в русском языке
  • Выяснить причины нарушения норм ударения
  • Изучить теоретические работы по данной теме
  • Провести исследование состояния норм ударения в речи студентов и жителей города
  • Наметить пути решения проблемы нарушения акцентологических норм

Исследование было проведено на базе АКСЖКХ среди студентов 1 и 2 курсов, а также среди жителей города Благовещенска. Опрос в социальных сетях  Интернета по теме исследования позволил расширить круг респондентов.

Применялись в работе следующие методы исследования:

  • изучение литературы по вопросу исследования
  • получение и сбор информации: опрос, анкетирование
  • методы статистики обработки ответов
  • анализ полученных данных

Практическое значение исследования состоит в том, что результаты проделанной работы позволяют наметить пути  повышения культуры речи студентов. Поэтому результаты исследования можно использовать на парах русского языка.

Язык – неотъемлемая часть нашей культуры.  С.И. Ожегов, известный русский лингвист, составитель "Словаря русского языка", общий тираж которого свыше 7 миллионов экземпляров, писал: «Что такое культура речи?.. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка».

Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного языка: лексические, орфоэпические, акцентологические, морфологические.

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

  • соответствие структуре языка;
  • массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;
  • общественное одобрение и признание.

Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом - они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

  • произведения писателей-классиков;
  • произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
  • публикации средств массовой информации;
  • общепринятое современное употребление;
  • данные лингвистических исследований.
  • Характерными чертами языковых норм являются:
  • относительная устойчивость;
  • распространенность;
  • общеупотребительность;
  • общеобязательность;
  • соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную. Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Нормированность речи - это ее соответствие литературно-языковому идеалу. Указанное свойство нормы было отмечено профессором А.М. Пешковским, который писал: "Существование языкового идеала у говорящих, - вот главная отличительная черта литературного наречия с самого первого момента его возникновения, черта, в значительной мере создающая самое это наречие и поддерживающая его во все время его существования" (Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. С. 54). Профессор С.И. Ожегов подчеркивал социальную сторону понятия нормы, складывающейся из отбора языковых элементов наличных, образуемых вновь и извлекаемых из пассивного запаса. С.И. Ожегов обращал внимание на то, что нормы поддерживаются общественно-речевой практикой (художественной литературой, сценической речью, радиовещанием).

В  своём исследовании мы остановимся на акцентологической норме, ибо устная речь характеризует человека, определяет уровень его образованности и воспитанности.

Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определенной постановке ударения.

Каковы же причины нарушения нормы? Изучая литературу по данному вопросу,  мы выявили следующие причины:

  1. Незнание ударения иноязычного слова (мИзерный от фр. мизЕр – мизЕрный).
  2. Из-за плохого знания орфографии (бронЯу танка, брОня – право на что-либо).
  3. Незнание морфологической принадлежности слова (рАзвитый – развИтый).
  4. Отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация двух точек над буквой привело к появлению множества ошибок. НоворОжденный, а не новорождЕнный, жёлчный).

Русский язык – живой организм, вечно растущий, меняющийся, обновляющийся. В связи с этим весьма закономерен тот факт, что старые языковые формы либо постепенно отмирают, либо органично сосуществуют с новыми. Этим и объясняется наличие вариативности русского ударения.

Исследование проходило в два этапа.

Первый этап – проведение опроса среди студентов и жителей города

Задача:

  • Определить уровень акцентологических норм среди учащихся и жителей города

Из  предложенного нам задания по постановке ударений мы выбрали 20 слов, в которых нужно было расставить ударения. Так был составлен опросный лист.

Опрос жителей города Благовещенска происходил непосредственно на улицах микрорайона «Центральный». Каждому, кто принимал участие в опросе,  раздавали листовки. Было решено продолжить работу над этой темой, когда начнутся учебные занятия, расширив круг опрашиваемых учащихся.

Второй этап исследования - Обобщение и систематизация результатов исследования.

На втором этапе исследования был расширен не только круг респондентов, но и цели и задачи работы.

Цель:

  • Исследование состояния норм ударения в речи
  • Определение отношения к поставленной проблеме

Задачи:

  • Изучить особенности ударения в русском языке
  • Выяснить причины нарушения норм ударения
  • Изучить научную  литературу по данной теме
  • Определить отношение участников анкетирования к проблеме нарушения норм ударения
  • Наметить пути решения проблемы нарушения акцентологических норм

Нашими респондентами стали студенты 1 и 2 курсов.  Всего же для исследования состояния норм ударения  было опрошено 47 человек.  Приняли участие в анкетировании 24 студента 1 и 2 курсов. Также было проведено анкетирование в социальных сетях Интернета.

Для проверки состояния норм ударения был составлен опросный лист из 20 слов.

Исследование состояния норм ударения в речи студентов ГПОАУ «Амурский колледж строительства и жилищно –  коммунального хозяйства», а также среди жителей города Благовещенска дало следующие результаты: 1-2 курс - опрошено 24 студента (235 правильных и 226 неправильных), городское население (средний возраст  35-40 лет) -  23 человека (225 правильно и  235 неправильно). Всего было опрошено  47 человек.

Результаты опроса показывают, что лучше всех знают акцентологические нормы студенты нашего колледжа. И это неудивительно – им сдавать экзамен по русскому языку, они к нему осознанно готовятся.

Чтобы узнать отношение респондентов к соблюдению норм ударения в своей речи, была  составлена анкета из 10 вопросов. Приняли участие в анкетировании 24 студента колледжа.

С помощью первых пяти вопросов мы выявляли отношение подростков к проблеме правильности постановки ударения в своей  речи. Ответы учащихся показали:

  1. 20 учащийся из 24 думает, что в настоящее время подростки часто допускают ошибки в постановке ударения в устной речи;
  2. 19 учащихся задумываются, как правильно поставить ударение в том или ином слове, а 5 учащихся даже не думают об этом;
  3. 22 учащихся замечают ошибки в постановке ударения в речи окружающих, а 2 учащихся даже не думают об этом;
  4. 19 учащихся соблюдают правила постановки ударения в устной речи, 2 стараются соблюдать, а 2 ученика не соблюдают;
  5. Все учащиеся хотели бы научиться говорить без ошибок.
  6. На вопрос, где вы соблюдаете правила постановки ударения, 6 учащихся ответило, что соблюдают в колледже, дома – 1 учащийся, везде -20 учащихся;
  7. У 3 опрошенных образцом для постановки ударения являются друзья, для 7 – родители, 20 человек считают образцом педагогов, 1 человек ответил – теле- и радиоведущие, для 3 это справочники и словари
  8. 23 учеников считают, что общая культура речи начинается с каждого из нас, 3 считают, что с педагога, 1 учащийся считает, что с государства;
  9. Все учащиеся считают, что  им пригодится в жизни умение говорить правильно, без ошибок.
  10. Смотрели бы программу «Говори правильно»  по  местному TV 17 учащихся , а 7 учеников не смотрели бы вообще;

Результаты анкетирования показывают, что ошибки в ударении у окружающих  почти все учащиеся замечают. В своих акцентологических ошибках признаются больше половины учащихся. Думают о правильном выборе ударения при произношении слов также больше половины учащихся. Радует тот факт, что все учащиеся признают необходимость соблюдения норм русского языка в дальнейшей жизни.

В социальных сетях  Интернета был задан следующий  вопрос: Если бы вы узнали, что произносите слова не в соответствии с нормами русского языка, 

исправили бы вы своё произношение? Или вам безразлично, что вы используете просторечное произношение? Приняли участие 14 человек.

Мнения отвечающих были одинаковы: все ребята исправили бы свое произношение.

Ответы на вопрос анкеты «С чего начинается общая культура речи»  дают несколько путей решения проблемы.

Начни с самого себя -  самый популярный ответ. Это значит, что человек сам должен самосовершенствоваться, сам должен захотеть говорить правильно, с учётом всех норм русского языка.

Но учащиеся находятся только в начале своего пути, им нужна помощь со стороны колледжа, педагогов. Это второй путь решения проблемы.  И здесь, конечно, помогут уголки «Говори правильно» в классных кабинетах.

Создание и размещение  листовок на улицах города – это ещё один путь решения проблемы. Но здесь нужна помощь и со стороны администрации города. Хотелось бы, чтобы на улицах нашего города появились рекламные баннеры с нормами русского языка.

Ещё один путь – создание  программы «Говори правильно» на местном телевидении. Ответы респондентов на вопрос анкеты: Если бы на  местном телевидении была передача «Говори правильно!», смотрели бы вы её? – показали, что большинство учащихся эта идея заинтересовала.

Также для повышения культуры речи учащихся можно в  газетах создать рубрику «Проверь себя», где помещать заметки о нормах русского языка, проводить конкурсы «Грамотеи» или «Знатоки русского языка».

Теоретический анализ работ по проблеме норм ударения в речи и проведенное нами исследование по состоянию  нарушения акцентологических норм в устной речи учащихся и жителей города Благовещенска дают основание на следующие выводы:

Норма ударения - это образец единообразного, общепризнанного употребления ударения. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают русский литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Однако, в настоящее время большинство людей, особенно подростков, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, ориентируясь на собственную интуицию. Но поскольку в подростковом возрасте личностные качества продолжают формироваться, значит, шанс предотвратить снижение уровня культуры языка есть.

Таким образом, проведённая нами исследовательская работа по теме «Нормы ударения и их нарушение  в речи учащихся  и жителей города»  показала:

  • состояние норм ударения у учащихся и жителей города Благовещенска находится на удовлетворительном уровне
  • проблема правильного выбора ударения в словах в большинстве случаев волнует учащихся
  • многие учащиеся признают важность соблюдения акцентологических норм для будущего
  • культура речи начинается прежде всего  с  работы над собой
  • эффективный путь повышения культуры речи – помощь со стороны педагогов
  • сохранение литературных норм русского языка - проблема государства и общества

Закончить работу  хочется словами Президента России Владимира Владимировича Путина: "Забота о русском языке … - это важнейший социальный и политический вопрос… Отсутствие собственной культурной ориентации… неизбежно ведет к потере нацией своего лица".

Литература

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с

Интернет-источники:

  1. http://lik-bez.com/publ/slovar/o/osobennosti_russkogo_udarenija/45-1-0-440
  2. http://www.classes.ru/grammar/127.Rosental-pravopisanie/74.htm
  3. http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl5.html
  4. http://festival.1september.ru/articles/560596/
  5. http://www.ahmerov.com/book_485_chapter_13_NORMATIVNYJJ_ASPEKT_KULTURY_RECHI.html
  6. http://xreferat.ru/31/2897-1-normy-russkogo-yazyka-i-ih-izmenenie-v-sovremennom-obshestve.html
  7. http://www.faito.ru/archnews/1177612086,1189490097

 

Приложение 1

Приложение 2




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*