Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практикоориентированное обучение

23.04.2015 1146 1923
Матвеева Светлана Ивановна
Матвеева Светлана Ивановна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Говоря о практикоориентированном обучении, необходимо, прежде всего, отдать должное основоположнику отечественной терапевтической школы – Матвею Яковлевичу Мудрову, наверное, во времена Мудрова и  не было такого термина «практикоориентированное обучение», но именно он впервые предложил проводить практические занятия студентов-медиков в лечебных учреждениях. И присутствующие здесь преподаватели, имеющие врачебные дипломы вряд ли представляют, что учиться клиническим дисциплинам можно было без работы с больными.

По определению практикоориентированное обучение – это:

  • постоянная нацеленность на конкретный результат;
  • это обучение, основанное на освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной профессиональной деятельности.

Направление практикоориентированного обучения- это формирование профессионально значимых качеств среднего медработника

В выступлении главного внештатного специалиста МЗРФ по управлению сестринской деятельностью С.И. Двойникова,  подчеркивается как важный аспект подготовки кадров среднего звена:  «Нужно максимально приблизить условия и содержание обучения к действительности, перенимая все лучшее, что действует в практическом здравоохранении, а практику проводить в лечебно-профилактических учреждениях, реализующих передовые технологии организации сестринской деятельности и сестринского ухода»

В ходе учебно-профессиональнойдеятельности в отделениях ЛПУ студенты:

- не только овладевают реальным опытом выполнения сестринских манипуляций,

- но и учатся общению в коллективе, получают навыки сестринской педагогики;

-  обучаются приемам саморегуляции и технике стрессоустойчивости

- вырабатывается толерантность к пациентам с асоциальными заболеваниями;

 - реализуется на практике создание безопасной среды во взаимодействии с пациентами

В пользу обучения студентов на рабочих местах следует отметить еще один фактор – это отставание учебно-материальной базы учебного заведения от качества оборудования современного лечебно-диагностического учреждения. Поэтому в отделениях ЛПУ студенты имеют возможность не только познакомиться с новым оборудованием и увидеть, как оно работает, но и самостоятельно освоить работу с ним (конечно не сразу самостоятельно) – это и работа с электрокардиографом и с «Ультралайтом», кардиомонитором, инфузоматоми т.д.

 Практикой востребованы такие результаты обучения как  практическая готовность к деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни.

А преподавателю необходимо знать ответы на важные вопросы:

  1. Что будет уметь делать студент после окончания обучения?
  2. Что должен освоить студент, чтобы быть профессионально компетентным?
  3. Как узнать, что студент в дальнейшем будет качественно выполнять свои функции в профессиональной деятельности?

В нашей выпускающей ЦМК практикоориентированное обучение реализуется в различных формах и методах.Как уже упоминалось, все преподаватели выпускающей ЦМК работают в основном с выпускными группами, т.е. на последнем году обучения, когда очень важно максимально адаптировать будущих специалистов к реальным условиям практического здравоохранения.

Этому способствует наличие учебных комнат на базах ЛПУ.

Только на базе городской клинической больницы занимаются:

В.М. Глущенко  - в 3 корпусе

Т.В. Васильева – во 2 корпусе

И.В. Рабинович и Матвеева С.И. – в 1 корпусе

На базе АОИБ проводит занятия Даниленко О.М.

На базе детской городской больницы – Симонова Г.А.

На базе АОПНД – Косицына Е.Н.

Все преподаватели реализуют практикоориентированное обучение в следующих формах:

  • при проведении практических занятий - решение проблемно-диагностических задач, при этом предлагая студентам различные, порой неожиданные и нестандартные ситуации (например – пациент находится не только дома или в ЛПУ, но и на улице, в транспорте, на работе и т.д.)  или при транспортировке возникли транспортные проблемы и т.д. то естьотклоняясь от стандартной ситуации, изложенной в учебнике;
  • используем широкие возможности демонстрации интересных случаев, курации больных, наблюдение за динамикой симптомов заболевания, участие в проведении диагностических и лечебных процедур;
  • при проведении практических занятий выделяется время на самостоятельную работу в отделениях больницы, где они выполняют и уход за больными и транспортировку и выполнение инъекций, кстати, идут на работу в отделение с охотой. Что очень важно в будущей профессии, не только, как говорится, работают руками, но и учатся устанавливать контакт с больными (в учебниках это называется «установить доверительные отношения с пациентом»).Динамика  такой работы заметна: первые шаги в отделении довольно робкие, студенты стесняются и всего боятся, а потом уже с чувством гордости сообщают: «… в моем отделении, наш пациент». При этом необходимо отметить положительные сдвиги по соблюдению формы одежды.
  • Проведение учебно-производственной практики в отделениях закрепляется умением работать с больными, на этом этапе уже с уверенностью можно сказать, будет ли из этого студента медицинский работник, и это не только оценка преподавателя (научил или нет) но и характеристика непосредственных руководителей (старших сестер).
  • Студенты принимают участие в подготовке и проведении совместных конференций как внутриотделенческих, так и общебольничных, причем как неоднократно отмечалось руководством больниц, на хорошем уровне с использованием компьютерных технологий.
  • У В.М. Глущенко имеет опыт проведения конференций по итогам учебно-производственной практики и стажировки.
  • Конечно же, профиль преподаваемой дисциплины и ЛПУ предполагают и некоторые особенности:

-так, при  проведение занятий  в условиях психоневрологического диспансера Е.Н. прежде всего,  делает акцент на особенностях устройства этого типа ЛПУ, видах ограничительного режима, применение надзорных методов наблюдения, фиксации больных;

- на специфических особенностях устройства инфекционного стационара, особенностях соблюдения режима инфекционной безопасности и контроля, конечно же, в первую очередь акцентирует внимание преподаватель инфекционных болезней О.М. Даниленко;

  • в детской больнице свои отличительные особенности, к сожалению, имеется целое отделение, так называемых,«отказных» детей. В этом отделении студенты оказывают неоценимую помощь в уходе, дают им так недостающее тепло рук. Где, как не в этой ситуации проверяются душевнее качества будущего медика, способность сострадать, переживать.
  • Многое дает работа на базах ЛПУ и нашим преподавателям:

это и получение информации о новых приказах, стандартах, новых препаратах и методах диагностики (общеизвестно, что информация в учебниках устаревает, зачастую уже к моменту выпуска учебника)

Кроме того, преподаватели тесно сотрудничают с профильными кафедрами АГМА, расположенными на этих базах (опять же наличие новой информации, методическая помощь, рецензирование методического материала)

Ну и к немаловажному преимуществу следует отнести совместную работу с главными и старшими сестрами больниц и при планировании мероприятий по повышению квалификации медсестер, консультативной помощи среднему персоналу по подготовке аттестационных документов на квалификационную категорию.  Ежегодно преподаватели,  работающие на базах ЛПУ принимают участие в подготовке профессиональных конкурсов медсестер, являются членами жюри.

Медицинскую специальность невозможно освоить раз и навсегда.

Преподаватели выпускающей ЦМК  проводят занятии и на ФПК.  Именно при проведении занятий на факультете повышения квалификации направления практикоориентированного обучения используются наиболее полно и с обратной связью.

В заключении приведу мнение студентов; «…в больнице занятия проходят интересней, время летит незаметно, лучше запоминается информация …» и мы с ними полностью согласны.

Список литературы:

  1. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб.пособие для вузов / В.П. Бедерханова, П.Б. Бондарев - Краснодар, 2000.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М.: Педагогика - Пресс, 1996.
  3. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2000.
  4. . Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1995.
  5. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня / Г.Г. Воробьев. - М.: Просвещение, 1991. .
  6. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А.Н. Джуринский. - М.: Просвещение
  7. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. - М.: Дом Педагогики, 1996.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.
  9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - М.: Новая школа,1996. - 432 с.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*