Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Активизация активности студентов среднего профессионального образования в учебно-познавательной деятельности

23.04.2015 1031 1576
Лушникова Ольга Юрьевна
Лушникова Ольга Юрьевна, к.п.н., методист,преподаватель

Южно-Уральский многопрофильный колледж

Активность студентов в учебном процессе связывают в первую очередь с мотивацией учебной деятельности. Положительная мотивация может компенсировать недостаточно высокие способности или недостаточный запас знаний, умений и навыков. От активности студента как субъекта учебной деятельности зависит результативность учения.

Без положительной мотивации невозможно достижение значительных результатов в развитии личности студента (А.Н. Леонтьев, Л.Н. Божович, В.Оконь и др.). Мотивы деятельности оказывают существенное влияние, как на сам процесс деятельности, так и на ее результат.

Формирование познавательной мотивации через совместную деятельность преподавателя и студента определяет их отношение к учебно-познавательной деятельности и рассматривается нами  как одно из организационно-педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа.

Сформулированное условие обеспечивает достижение следующей цели - формирование мотивов деятельности, потребностей и интересов, позволяющее  стимулировать активность студента и добиться эффективности его деятельности в процессе профессиональной подготовки в колледже.

В процессе обучения существует несколько групп мотивов. Во всех случаях деление происходит в зависимости от того, что лежит в основе мотивации – побуждение или потребность в познании. Так классификация В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова ориентирует преимущественно на стимуляцию побуждающих мотивов и на мотивацию достижения.

Классификация А.К. Марковой и Л.И. Божовича предполагает мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения – это познавательные мотивы и мотивы, связанные с взаимоотношениями учащихся с окружающей средой – социальные мотивы [5, с.12].

Поскольку выделенное нами условие - формирование познавательной мотивации, включает потребности, интересы, то целесообразно придерживаться следующей классификации мотивов: 1) мотивы, основанные на потребностях человека; 2) мотивы, основанные на интересе; 3) мотивы, основанные на чувстве долга, ответственности [1, с.143-145].

Следует отметить, что особую важность имеют психолого-педагогические работы Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина,  И.Я. Лернера, А.Н. Леонтьева, А.М.Матюшкина, А. Маслоу, Д.Н. Узнадзе и др., так как они составляют теоретическую основу исследования  формирования познавательной потребности.

В психолого-педагогической литературе выделяют познавательные потребности как нужду человека в новых знаниях о мире. К познавательным потребностям относятся собственно познавательная потребность, потребность в самообразовании, потребность творческого подхода к своей познавательной деятельности. Познавательная потребность определяется целым рядом специфических для учебной деятельности факторов: 1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; 2) организацией образовательного процесса; 3) субъективными особенностями обучающегося (возраст, интеллектуальное развитие, способности, самооценка и т.д.); 4) субъективными особенностями преподавателя и прежде всего системой его отношений к студенту, к делу; 5) спецификой учебного предмета [9, с.79].

Не меньшее влияние на учебно-познавательную деятельность оказывают и познавательные интересы учащихся. В работах В.С. Ильина, Ю.В. Шарова, Г.И.Щукиной и др. рассматривается интерес, его связь с активным учением.

Среди многообразия мотивов учения, основанных на интересе, можно назвать следующие:

  • непосредственный интерес к содержанию учебного предмета;
  • интерес к характеру той мыслительной деятельности, которой требует предмет;
  • интерес, основанный на удаче, успехе в изучении предмета, склонностях к его изучению;
  • опосредованный интерес, вызываемый связью предмета с будущей деятельностью;
  • интерес, основанный на положительном влиянии личности преподавателя, его качеств.

Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов не может быть успешной, если не сформирован познавательный интерес. Интерес, так же как и потребность, формируется в деятельности. Поэтому интерес в учебно-познавательной деятельности может быть сформирован только путем организации ее на высоком уровне [1, с.145].

Создавая необходимые условия для формирования потребностей, интересов и мотивов деятельности, мы получаем возможность стимулировать активность студента и добиваться эффективности его деятельности в процессе обучения в колледже.

Существенную роль в развитии и формировании познавательных действий, мотивов учения и личности студентов, когда активизируется их собственная продуктивная творческая деятельность, как считают П.И. Третьяков, И.Б.Сенновский - играет взаимодействие. Ситуация продуктивного учебного взаимодействия расширяет спектр мотивов и обеспечивает наиболее высокий уровень самосознания ученика и самомотивации им учебной деятельности [10, с.28].

О совместной учебной деятельности в формировании учебно-познавательных мотивов подчеркивает в своей работе Т.А. Матис, делая основной упор на специфику отношений, складывающихся между учащимися при реализации той или иной формы совместной учебной деятельности и имеющих принципиальное значение для становления их мотивации [6].

Мы согласны с мнением Л.В. Жаровой, которая  выделяет следующие признаки совместной деятельности:

  1. осознание общей цели, которая мобилизует преподавателя и студента; стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность в этом; положительная мотивация деятельности;
  2. высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты деятельности;
  3. активно-положительный, гуманистичный стиль взаимоотношений учащихся и взрослых при решении учебных задач; взаимное доверие и т.д.;
  4. стимулирование интересов учащихся, их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. исключение принуждения, пассивного восприятия учащимися готовой информации;
  5. взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда [2, с.18-19].

Активизацию учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки возможно рассматривать с позиции формирования познавательной мотивации через организацию совместной  деятельности преподавателя и студента.

Таким образом, суть первого организационно-педагогического условия заключается в определении таких обстоятельств учебно-познавательной деятельности, в которых обеспечивается положительная мотивация совместной деятельности преподавателя и студента.

Активизация учебно-познавательной деятельности во многом зависит от того, насколько быстро студент вооружится методами познавательной деятельности и адаптируется к условиям образовательного процесса в  колледже. Путь формирования познавательных мотивов состоит в овладении студентами способами своей деятельности по добыванию новых знаний, что и определило в качестве второго организационно-педагогического условия - овладение способами деятельности путем использования учебно-дидактических модулей. Данное условие обеспечивает овладение способами деятельности и  позволяет эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность студентов колледжа, так как успешность активизации учебно-познавательной деятельности находится в прямой зависимости от способов овладения деятельностью студентами.

Необходимы активные формы и методы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, стимулирующие творческую активность.

В процессе обучения преподаватель и студент выступают как активные субъекты. Их активность проявляется через их действия. Действия преподавателя и студента в этом случае рассматриваются как основа их способов работы потому, что, во-первых, без активных действий субъекта не может быть и речи об изложении или усвоения знаний, формировании умений и навыков и применении их на практике. Усвоение знаний или познавательная деятельность всегда есть результат целенаправленных действий. Во-вторых, действия (умственные речевые и моторные) составляют конкретные способы достижения поставленной цели: изложения и усвоения знаний, формирования умений, открытия новых знаний и т.д.

Учебные действия – это то, что умеют активно делать студенты с учебным материалом. Сюда относят действия анализа, сравнения, изменения, моделирования и т.д. Отдельные этапы выполнения действий иногда называют операциями. Совокупность же действий образует прием работы (или способ, метод). Учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий при овладении научными понятиями [5, с.6]. Отсюда следует, что определять методы учебной деятельности можно только на основе учета тех действий, при помощи которых достигаются цели процесса обучения.

Процесс овладения методами учебно-познавательной деятельности преимущественно идет в направлении от алгоритмических методов ее выполнения к неалгоритмическим (вариативным, творческим) методам.

Для достижения цели активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа необходимо использовать методы обучения всех уровней, которые выступают как методы учебно-познавательной и педагогической деятельности.

В настоящее время среднее профессиональное образование, базирующееся на использовании современных технологий, требует нового подхода к содержательному и технологическому аспектам профессиональной подготовки студентов, что предопределяет поиск активных методов и способов деятельности студентов на основе модульных технологий.

Под модульной технологией С.Я. Батышев понимает реализацию процесса обучения путем разделения его на систему «функциональных узлов» - профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемыми более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения [8, с.368]. Следовательно, под модулем (блоком) можно понимать определенную операцию учебного материала, программу действий по достижению поставленной дидактической цели, комплекс заданий, направленных на решение этой задачи, а также методическое руководство по достижению поставленной цели.

Максимально активизировать учебный процесс, используя различные методы, возможно через учебно-дидактические модули. Учебный модуль – это определенная единица обучения, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью в рамках учебного курса, поскольку имеет: 1) свое содержание в виде логически завершенного блока в рамках учебного курса; 2) собственные цели обучения данному содержанию; 3) технологическое и методическое «оснащение», обеспечивающее дидактический процесс в соответствии с  целями обучения; 4) организационные формы обучения, необходимые для дидактического процесса [7, с.143].

Учебный модуль обеспечен также системой контроля за результатом обучения и его оценивания.

Критерием построения модуля является структурирование учебно-познавательной деятельности студентов согласно логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. При блочно-модульном обучении студенты учатся с большей долей активности и самостоятельности.

В общем виде модуль включает в себя следующее: постановку цели; учебную информацию в виде текстового материала, таблиц и т.д.;  практических заданий для отработки умений и навыков; задания для самостоятельной работы студентов.

Ввиду того, что процесс обучения представляет собой взаимодействие обучающего и обучаемого, преподавателя и студента, ни один из методов неосуществим вне осознанной, целенаправленной деятельности как преподавателя, так и студента. Способы деятельности преподавателя и студента надо неизменно соотносить с достижениями цели. Формой воплощения целей обучения является содержание образования [4, с.31]. Содержание образования воплощает и фиксирует цели обучения, и, только зная цели, можно строить методы.

Таким образом, сущность второго организационно-педагогического условия заключается в определении таких обстоятельств учебно-познавательной деятельности, в которых обеспечивается овладение способами деятельности через учебно-дидактические модули.

Однако овладения знаниями, умениями и навыками, и методами приобретения знаний в колледже недостаточно. Студент должен быть готовым  с полной отдачей применять полученные знания на практике, самостоятельно, творчески и продуктивно подходить к решению поставленных задач. Это определило выбор третьего условия - включение студентов в творческую деятельность через их самостоятельную работу.

Данное условие предполагает увеличение доли самостоятельной работы для активизации учебно-познавательной деятельности и включение студентов в творческую деятельность путем проблемно-познавательных заданий, подготовки докладов и сочинений по предметам, выполнение заданий, требующих глубокого изучения дополнительной литературы, проведение наблюдений, сравнений и сопоставление различных фактов, то есть все то, что способно пробудить воображение, фантазию, мечту.

Чтобы перейти от жесткой, единообразной деятельности по алгоритмам, обобщенным планам к свободной, многообразной творческой деятельности, необходимо накопление определенного объема знаний, умений, навыков, что представляет необходимое условие для творчества, для самостоятельного продвижения студентов в процессе познания.

В учебной деятельности элементы творчества проявляются в особенностях ее протекания, а именно: умение видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.

Мы придерживаемся развернутого определения творческой деятельности через систему следующих признаков, согласно которым творческая деятельность:

  • направлена на решение задач, для которых характерно отсутствие в предметной области как способа решения задачи, так и предметно-специфических знаний, необходимых для его разработки (творческие задачи);
  • связана с созданием субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способа решения задачи;
  • характеризуется для субъекта неопределенной возможностью разработки новых знаний и на основе их способа решения задачи [3].

В решении творческих задач необходимо выявить взаимосвязи между известными и неизвестными явлениями. Установление таких взаимосвязей позволит определить неизвестное явление – способ решения задачи – на основе известных явлений, представленных в ее условии и требовании.

Для развития творческого потенциала имеет особое значение самостоятельная работа, дифференцируемая с учетом познавательной ориентации каждого студента. Самостоятельная работа студентов направляется преподавателем, носит поисково-исследовательский характер, требует творческих усилий. В результате деятельность выходит за рамки выполнения обычных учебных заданий, начинает носить творческий характер.  Повышается активность, развивается логическое мышление, что создает базу для дальнейшего освоения предмета.

Согласно типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования самостоятельная работа является одним из видов занятий студентов.

Развитие творчества через самостоятельные виды деятельности явилось предметов исследований Б.Г. Ананьева, В.А. Беликова, П.И. Пидкасистого, С.Л. Рубинштейна, В.Г. Рындак, А.В. Усовой и др.

Самостоятельную работу правомерно рассматривать как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов и выполнения определенной деятельности в соответствии с поставленной целью. 

Чтобы включить студентов в творческую деятельность через самостоятельную работу, необходима ее целенаправленная организация.

Эффективная организация самостоятельной работы может быть осуществлена лишь на определенной дидактической основе, учитывая разнообразные виды самостоятельной работы, формы и педагогические условия ее успешной организации, умение планировать систему самостоятельных работ в перспективе [11, с.5].

Наиболее полно формы организации представлены в работах В.К. Дьяченко, Л.В. Жаровой, И.Э. Унт, М.Н. Скаткина и др.

Сформулированное нами третье организационно-педагогическое условие, таким образом, предполагает сочетание в обучении индивидуальной, групповой и фронтальной формы организации самостоятельной работы, что обеспечит активизацию учебно-познавательной деятельности студентов колледжа.

При включении студентов в творческую деятельность, самостоятельная работа имеет следующие особенности: 1) целенаправленный характер; 2) планомерное и систематическое включение самостоятельных работ  в учебный процесс; 3) задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а применение знаний в новой ситуации; 4) задания должны вызывать интерес учащихся; 5) при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль принадлежит преподавателю.

Сущность третьего организационно-педагогического условия как обстоятельства активизации учебно-познавательной деятельности студентов заключается в самостоятельно-творческой деятельности студентов колледжа.

Таким образом, можно отметить, что наибольшее влияние на стимулирование активности студентов среднего профессионального образования в учебно-познавательной деятельности оказывают внутренние и внешние обстоятельства, такие как сформированность познавательной мотивации, овладение способами деятельности и включенность студентов в самостоятельно-творческую деятельность.

Список литературы

  1. Беликов В. А., Кривощапова Н. Г., Савинков Л. В. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности : методическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений / В. А. Беликов, Н. Г. Кривощапова, Л. В. Савинков. - М. : Владос, 2006. – 394 с.
  2. Жарова Л. В. Учить самостоятельности : кн. для учителя / Л. В. Жарова – М. : Просвещение, 1993. – 205с.
  3. Калошина И. П. Психология творческой деятельности : учеб. пособ. для вузов / И. П. Калошина. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 559с.
  4. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М. : Педагогика, 1981. – 186с.
  5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. – 96с.
  6. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения : кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение, 1990. – 192с.
  7. Маркова А. В., Трофимова З. П. Модульная организация учебного курса как основа разработки учебно-методического комплекса / А. В. Маркова, З. П. Трофимова // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - №4. - с.141-155
  8. Профессиональная педагогика : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям  /  под общ. ред. С. Я. Батышева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Ассоциация «Профессиональное  образование», 1999. - 904 с.
  9. Разумова Л. Н. Активизация самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки : дис... кандид. пед. наук / Л. Н. Разумова. - Магнитогорск, 2006. - 186 с.
  10. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе : практико-ориентированная монография / под ред. П. И. Третьякова. – М. : Новая школа, 1997. – 352с.
  11. Усова А. В., Завьялов В. В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики : метод. пособие / А. В. Усова, В. В. Завьялов. – М. : Высш. шк., 1984. – 96с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*