Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль лабораторно – практических работ при подготовке компетентного выпускника сферы швейного производства

02.12.2011 475 3057
Богданова Н.И., преподаватель специальных дисциплин

Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма

  «Обучение необходимо вести способом действия»

 

Бадмаев Б.Ц.

 

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. [1]


Система профессионально технического образования прочно утвердилась, как основная форма планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров и стала высоким фактором формирования политических, моральных качеств рабочих. Современные профессиональные училища призваны подготавливать квалифицированных рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного технического процесса, владеющих смежными профессиями, способных трудиться в бригадах и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства. [2]


Современный потребительский рынок услуг развивается как в качественном, так и в количественном плане. Работодатели требуют более высокой квалификации от работников. Увеличивается спрос на труд информационного типа и на работников сферы обслуживания. Снижается спрос на неквалифицированную рабочую силу. Увеличивается спрос на работников ряда традиционных профессий, но способных выполнять работу на качественно ином уровне.

В соответствии с общими тенденциями, происходящими в российском обществе, меняется характер и качество труда в швейном производстве. На потребительском рынке растет спрос на современные, модные швейные изделия. В связи с этим усложняется технология швейного производства.

Отсюда – возрастание требований к уровню компетенции выпускников профессиональных учебных заведений.


Чтобы эти требования были удовлетворены, нужны соответствующие педагогические технологии, которые позволили бы учащимся за период обучения овладеть компетенциями, но и приобрести опыт профессиональной деятельности.


Ведущая роль в совершенствовании системы профессионального образования принадлежит преподавателям специальных дисциплин. Характерные черты большинства из них – компетентность, профессионализм, ответственность за порученное дело.


Необходимо грамотно ставить перед учащимися цель качественно и в полном объеме усвоить предмет «Технология одежды», так как он является базовым (основным) при обучении портных. Важно творчески подходить к разработке рабочих программ с учетом всех компетенций.


Для развития творчески активной личности при проведении уроков хорошо использовать лабораторно – практические занятия. Они сочетают в себе теорию и практику, вызывают живой интерес и способствуют творческой активности учащихся.


На уроках технологии изучаются методы и приемы изготовления изделий различных ассортиментных групп, способы и приемы ремонта и обновления, требования к качеству технологической обработки деталей одежды, узлов и готового изделия, правила безопасности труда при выполнении технологических операций пошива одежды.


Эти знания являются основой профессии, ключом, открывающим путь к сложным профессиональным умениям. Прежде, чем учащиеся приступают к производственным работам, они отрабатывают первоначальные компетенции на лабораторно – практических занятиях. Эти занятия включают в себя умственные и физические усилия, направленные на выполнение работ.


При разработке перечня лабораторно – практических работ необходимо согласовать с мастером производственного обучения, посещать производственную практику в мастерских и ателье. В рабочей программе распределяются домашние задания адекватно ключевым темам содержания предмета и лабораторно – практическим занятиям.


Перед выполнением каждой работы необходимо проводить вводный инструктаж о целях и задачах, этапах выполнения, о безопасности труда. Если работа достаточно сложная, то после вводного инструктажа проводится частный, индивидуальный по этапам выполнения задания. По ходу выполнения работ учащимися преподаватель внимательно наблюдает за их действиями, при необходимости предупреждает ошибки, проводит дополнительные объяснения и показы. Хороший эффект дают бинарные уроки совместно с мастерами производственного обучения. Часто лабораторно – практические работы проводятся в швейных мастерских, когда нужна швейная машина каждому учащемуся.


Для проведения лабораторно – практических занятий преподаватель разрабатывает методические рекомендации по ходу выполнения работы. Так же в них формулируется тема, цель работы, кратко излагаются ключевые теоретические сведения, указывается перечень оборудования, инструментов и материалов, описывается ход работы, даются указания по оформлению и защите отчета.


Большой педагогически эффект достигается при проведении лабораторных работ исследовательского характера, когда задача ставится в проблемном плане, выдвигается гипотеза и учащиеся ищут ей подтверждение или опровержение. Исследовательские лабораторно – практические работы предшествуют тем выводам, которые даются в учебниках или на уроках. Учащиеся как бы подводятся к новым знаниям. Например, такое задание: «Необходимо из множества способов обработки узлов выбрать один, соответствующий изделию, свойствам ткани, рисунку и т.д.». Или «Соединить полочку со спинкой, соблюдая технические условия для изделий из ткани стрейчевой структуры». Учащиеся составляют таблицу последовательности соединения деталей, изображают схемы технологических операций, т.е. обоснованно решают предложенную проблему. Затем они защищают каждый свой вариант, показывая образец изделия.

Такие уроки учат мыслить, самостоятельно работать, анализировать свои действия, находить верное решение.


Лабораторно – практические занятия служат развитию творческих способностей учащихся.


Например, выполняя подбор моделей и тканей к фигуре заказчика с заданными параметрами размерных признаков, учащиеся должны проанализировать и применить знания, полученные на смежных предметах и производственной практики.


Такие уроки дают возможность учащимся свободно ориентироваться при выборе моделей, тканей и общению с заказчиками. На других уроках учащиеся выполняют объемные модели, работают с тканью, бумагой, учатся изготавливать украшающие изделия элементы, например декоративные рюши, буфы. При подготовке к уроку они самостоятельно выбирают, подходящий  для отделки материал, рассчитывают расход ткани, делают зарисовку.


На уроках теоретического обучения учащиеся с большим интересом выполняют практические работы по изготовлению вставок ручным и машинным способами методом штуковки, вплетением.


На уроке по теме «Обновление одежды» предлагается морально устаревшую модель обновить с учетом современных тенденций моды. Способность к творчеству, вкус, понимание современной моды – все это можно увидеть и оценить после выполнения данного задания. Оценивают работу мастер производственного обучения, преподаватель и группа.


Важно, что изготовленные на этих уроках образцы не оседают мертвым грузом на полках кабинета, они находят практическое применение на уроках теоретического и производственного обучения. Так, образцы изготовления буф используются при работе с заказчиком, при приеме заказов.


Использование лабораторно – практических работ создают условия для достижения поставленных целей, и развитию компетенций у учащихся.


При планировании и подготовке лабораторно практических работ активизируются творческие способности преподавателя, он вынужден искать ответы на насущные вопросы будущих портных, быть в курсе направлений новых модных тенденций и течений, интересоваться новинками в области технологии обработки швейных изделий. Это способствует его профессиональному росту, совершенствованию педагогического мастерства.

 

Литература:

  1. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии./ М.: НИИ школьных технологий. 2005. 224 с.
  2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков/ Педагогика.- 2003. - № 10.
  3. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методоло-теоретический аспект)/ Проблемы качества образования: материалы ХIV Всероссийского совещания. – М. 2003. – Кн.2.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*