Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проявление психологических комплексов в студенческой среде.

22.04.2015 550 800
Демьяненко Раиса Борисовна
Демьяненко Раиса Борисовна, преподаватель психологии

Славняк Виктория
Славняк Виктория, студентка 209 Ф группы

Амурский медицинский колледж

Проблема  комплексов актуальна, ведь комплексы блокируют нашу жизнь и не дают нам реализоваться в полной мере. Наши комплексы мы приобретаем в детстве или в юности и они, если не пытаться избавиться от них, способны перерасти в психический сдвиг. Формированию комплексов способствуют поведение, воспитание и оценки родителей, сверстников, преподавателей и других значимых людей, желания которых переделать нас, не всегда оборачиваются в лучшую сторону.

Студенческая пора – уникальное время   для изучения различных личностных особенностей человека, в том числе и комплексов.

Наше исследование заключается  в изучении природы различных комплексов, которые могут возникнуть у студентов во время учебы в колледже.

Объект исследования: студенты Амурского о медицинского колледжа; 74 человека; пол – женский,  мужской;   возраст – 17-20 лет.

Предмет исследования:  комплексы, встречающиеся у студентов и  самооценка студентов.

Цель: изучение психологических комплексов студентов.

История появления термина «комплекс». Существование комплексов открыл еще в начале 20 века известный психолог, любимый ученик Фрейда – К.Юнг в экспериментах с использованием теста словесных ассоциаций. .

Согласно К.Юнгу, комплекс - это система черт, образов и переживаний, выстраиваемых вокруг определённого, центрального переживания и существующих бессознательно и автономно, подобно самостоятельной личности, независимой от сознания и других комплексов.

Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных усилий вспомнить уже не может. Комплексы были всегда. Даже наши первобытные предки были убеждены, что душ у них несколько, и каждая из них как бы отвечает за свой участок жизни.

Психологический комплекс - это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями.

Комплексы развиваются и сохраняются на подсознательном уровне, как следы внутренних психологических конфликтов. Их осознание обычно порождает весьма неприятные переживания, и вследствие этого так называемая цензура блокирует проникновение информации о них в самосознание человека.

Комплексы образуются у человека в раннем детстве, в тот период жизни, когда его мозг ещё был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую в него информацию.  Но  комплекс может  поселится в нашей душе и позже, и в 20 и в 30 лет. Но в этом случае необходимо, чтобы на уже существующую «болевую точку» вновь и вновь кто-то или что-то «капало», укрепляя в нас подсознательную неуверенность. Считается, что чем раньше появился в нашей психике комплекс, тем труднее от него избавиться.

В структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой. Они сочетаются с защитными реакциями, которые в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль. К примеру, комплекс неполноценности в личности человека нередко сочетается с такими защитными механизмами, как рационализация и сублимация (замена).

Самые распространенные комплексы.

Комплекс неполноценности. Альфред Адлер (1870-1937 гг.) - первый ученик Фрейда в 1911 году  опубликовал  работу «Исследование неполноценности и ее физического отражения» и основал школу индивидуальной психологии. Адлер очень интересовался воспитанием «трудных» детей. . Адлер  взял за основу  появления комплекса чувство неполноценности.

Комплекс неполноценности - обостренное, преувеличенное переживание собственной слабости и несовершенства.  Понятие широко используется в обыденной речи в не вполне адекватном значении. При этом, как правило, имеется в виду, что человек невысоко себя ценит и страдает от неуверенности в себе. Данное явление, которое, в самом деле, встречается довольно часто, правильнее было бы определить в терминах заниженной самооценки. Однако, в представлении Адлера, содержание комплекса неполноценности нетождественно заниженной самооценке или, по крайней мере, не исчерпывается ею.

В обыденном представлении человек, страдающий комплексом неполноценности, предстает робким, застенчивым созданием, склонным к унынию и самобичеванию. По мнению Адлера, на основе комплекса неполноценности развивается невроз. Сталкиваясь с трудноразрешимыми проблемами, невротик и не пытается их решить, уклоняется от конструктивной деятельности. Он находит или создает свое собственное поле деятельности в воображаемом мире. Благодаря разнообразным уловкам, невротик добивается «успехов» в этом воображаемом мире, что позволяет ему почувствовать себя выдающейся личностью. Он отдается во власть мании величия, принуждает окружающих считаться со своими прихотями, сосредоточившись лишь на своих - по большей части извращенных - представлениях и игнорируя чужие.

Но человек обычно избегает страданий и стремится к душевному покою. Что делает боязливый, если он чувствует страх? Он становится агрессивным. Человек, страдающий от комплекса неполноценности, будет искать ту область, где он сможет показать свое превосходство. Это и есть механизм компенсации. Чувство превосходства и силы смягчает тревоги, вызванные неполноценностью и бессилием. Компенсация ни в коей мере не исключает чувства неполноценности; она просто накрывает его плащом иллюзий. Многие люди реализуют большие планы из-за того, что у них есть комплекс неполноценности.

Все тираны, все властолюбцы, все агрессоры имеют этот комплекс. Потребность в превосходстве всегда свойственна людям с нездоровой психикой.

Комплекс неполноценности один из наиболее существенных факторов, препятствующих личностному развитию.  А умеренное чувство неполноценности может стать источником конструктивных усилий и достижений человека.

Комплекс превосходства. Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступает комплекс превосходства - человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, что бы тем самым компенсировать свою ущербность.

Верх в нём берут надменность, высокомерие и самодовольство. Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы - материальные и статусные. Закомплексованность может выражаться и в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь». Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить собственную самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни  парадоксально, упиваться неудачами, поражениями и даже болезнями. Более того, он может безотчётно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть как то привлечь к себе внимание и вызвать сострадание со  стороны близких.

Комплекс превосходства — это желание добиться собственной «крутости». Да так, чтобы все вокруг пали ниц и кричали тебе: «О, какой ты великий и могучий!». В комплексе превосходства очень важно казаться великим. Комплекс превосходства - не вполне обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей и что даёт ему право пользоваться среди них особыми привилегиями. Особенностью этого вида комплекса является то, что он вырабатывается в сознании человека в качестве защитного механизма - в первую очередь вследствие комплекса неполноценности и враждебности. Чувство превосходства формирует эгоцентричность, и способствует постоянному отдалению человека от общественной жизни, таким образом, усугубляя возникающее со временем депрессивное состояние.

Комплексы «двоечника» и «отличника». В школе главным мерилом человеческих достоинств являются, как известно, оценки. В некоторых учебных заведениях этот критерий приобретает категорический характер: если ты отличник - то хороший, а получаешь тройки и двойки - значит, плохой. Ярлыки, повешенные в школе, преследуют человека всю жизнь, делая ее невыносимой. Причем, «отличник» порой расплачивается за свои школьные успехи более высокой ценой, чем «двоечник». «Двоечник» понимает, что ему бесполезно стараться, все равно выше этого уровня ему не подняться, и продолжает жить по инерции без особого напряжения.

«Отличник» же привык всегда быть на высоком уровне, изо всех сил держать эту планку. С самого детства его лишили права хоть в чем-то быть хуже других, но общественная оценка далека от оценок учителей, и когда такой «отличник» вырастет, он непременно столкнется с ситуацией где не он, а другой становится лучшим. Для «отличника» это будет тяжелым стрессом. Стремясь не за знаниями, а за тем, чтобы стать лучшим, он будет надрывать последние силы, но все равно ему будет трудно удержаться на этом уровне, ведь большая жизнь - это не класс.

«Двоечники» и «отличники» - заложники школьных оценок, которые всю жизнь будут зависеть от чужого мнения. А вот «троечники» свободны от этой зависимости, поэтому они как раз лишены всяких комплексов. Они сами определяют свои интересы, на них ничто не давит. Именно «троечники» очень часто добиваются больших результатов в жизни.

Комплекс "белой вороны" Этот комплекс появляется у подростков в 12-16 лет. В этом возрасте им свойственна зависимость от коллектива. Они обязательно должны быть «как все», чтобы не выделяться из общей массы одеждой, играми и т.д. Если у большинства ребят в классе или группе есть крутые мобильники, то другие дети будут очень страдать из-за того, что у их телефона не та марка.

Подростки очень трепетно относятся к своей личности. Им кажется, что их недооценивают, к ним придираются, поэтому каждое замечание или несправедливая, с их точки зрения оценка,  вызывает у них бурю протеста. Подростки подозревают, что мир несовершенен и все время хотят убедиться в этом, видя несправедливость во всем, а окружающим людям приписывают несуществующее внимание к своей персоне.

Зависимость от мнения сверстников - очень опасная особенность подросткового возраста. Ведь далеко не все дети обладают хорошими человеческими качествами. Поэтому все зависит от того коллектива, в котором оказался подросток.

Комплекс вины. Комплекс вины выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, за свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так.

Комплекс вины неизбежно связан с формированием чувства ответственности перед окружающими. По существу это не что иное, как эмоциональное обострение совести. Комплекс вины напоминает, что у нас есть совесть, но делает это лишь после того, как мы  не воспользовались ее советами. Словом, мы осознаем, что допустили ошибку. Даже в малой степени это ощущение неприятно, а когда чувство вины приобретает обостренную форму, оно оказывается столь же тягостным, как и наказание. В силу глубоко эмоционального характера, а также из-за причин, порождающих этот комплекс, он проявляется самым неожиданным образом. И возникает не только после того, как мы совершим какой-нибудь плохой поступок, но даже в том случае, когда наши намерения не осуществляются.

Попытка избежать чувства вины порождает такие формы поведения, которые внешне вроде бы и не имеют никакого отношения к нашей боязни совершить что-то дурное. Другой способ избавиться от чувства вины можно распознать в некоторых особенностях поведения и детей и взрослых. Если человек то и дело проверяет, выключен ли газ, часто моет руки,  без конца наводит порядок в квартире, часто что-то трогает или теребит — все это признаки (если они непрестанно повторяются) рабской зависимости от привычек, невольно возникших у него в условиях дискомфорта и внутреннего напряжения. Бесспорно, значительная доля этого напряжения порождена именно комплексом вины, даже если мы и не связываем поведение человека с этим понятием.

Комплекс враждебности. Комплекс враждебности проявляется в повышенной агрессивности человека. Индивид может иметь силу и быть уверенным, что обладание ею даёт ему право властвовать над другими людьми, либо в убеждённости в том, что все люди враги друг другу, следовательно, агрессивность – это вынужденное ответное действие одного человека на коварство другого. Комплекс враждебности имеет два пути развития: первый – открытая агрессия по отношения не только к окружающим людям, но и к близким и родственникам; второй – скрытая ненависть и злоба к окружающему миру, которая со временем перерастает в более сложные психические заболевания (большинство маньяков страдают в детстве именно этим видом психологических комплексов).

Наиболее полным и точным нам представляется  такое определение: враждебность - антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент включает ряд взаимосвязанных эмоций, включая гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т. п. Когнитивный компонент включает негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие). Наконец, поведенческий компонент включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые,- агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т. д. 

Результаты исследования студентов.

Чтобы определить наличие и  исследовать распространенность комплексов среди студентов нашего колледжа, мы составили план исследования, который заключался  в поэтапном проведении опроса среди студентов, анализа результатов и выводов.

В  опросе приняли участие 74 студента Амурского медицинского колледжа, (2-4 курс). Из них 52 - девушки и 22– юноши в возрасте от 17 до 20 лет.

Для определения комплекса неполноценности  мы использовали тест «Комплекс неполноценности». Полученные данные свидетельствуют, что сильная закомплексованность имеется у 18% студентов, средняя закомплексованность - у  35%, малую закомплексованность показали  27% студента, а не имеют комплексов – 20% студентов. 

По данной методике выявлено, что 59 студентов (79%) имеют комплекс неполноценности.

Для ответа на вопрос о распространенности комплексов среди наших студентов   была составлена анкета для студентов. В анкету вошли  признаки некоторых комплексов. Студентам предлагалось выбрать частоту проявления каждой черты: никогда, редко, часто, всегда.

 Результаты показаны в таблице:

Комплекс «отличника»

Комплекс «двоечника»

Комплекс неполноценности

Отсутствие комплексов

32 (43%)

21 (28%)

5 (7%)

16 (22%)

 

Таким образом, у 78% студентов  выявлена проблема - наличие психологических комплексов («отличника», «двоечника», неполноценности).

Уровень самооценки мы проверяли по тесту "Экспресс-диагностика уровня самооценки» Результаты представлены в таблице.

Уровень самооценки.

Завышенный уровень

Средний, нормативный уровень

Заниженный уровень

32 (43%)

30 (40%)

12  (16%) 

 

В результате анализа материалов исследования можно сделать вывод о том, что:

а) выдвинутые нами гипотезы, подтвердились. У студентов были выявлены комплексы неполноценности,   наличие комплекса «отличника» и «двоечника»,

б) наличие комплексов подтвердилось также изучением уровня самооценки. Чем выше    уровень самооценки, тем меньше студенты комплексуют. Выяснить достоверность ответов не удалось, потому что ответы на тесты были анонимными.

в) наше исследование  связано со  спецификой учебы в медицинском колледже, которое  накладывает некоторый отпечаток на личности студентов. Большинство студентов учится на «4» и 5», каждый знает особенности работы в медицине, поэтому наличие некоторых комплексов, на наш взгляд, можно оправдать. В то же время следует учитывать результаты нашего исследования, потому что наличие комплексов может помешать в дальнейшей работе студентов.

Рекомендации для борьбы с комплексами.

 Студентам  были предложены следующие советы по избавлению от комплексов:

  1. Желательно вырабатывать новые, полноценные психические качества, которые служат хорошей компенсацией соответствующего комплекса. Важно только, чтобы эти качества были достаточно хорошим противовесом тем качествам, которых вам недостаёт.
  2. Человеку с комплексом отличника нужно пересмотреть своё понимание мира и найти в себе мужество быть несовершенным.
  3. Хвалите себя! Одно из главных условий борьбы с комплексами — это формирование нового позитивного отношения к себе.
  4. Опираться на реально достижимые результаты, проявлять гибкость в отношениях с людьми.

Список литературы.

  1. Адлер А. « Понять природу человека», гуманитарное агентство «Академический проект», Санкт-Петербург, 2000.
  2. Адлер А.. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства М.: Наука, 1989.
  3. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога. 2-е изд., Питер, С.-Петербург, 2006.
  4. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь, Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003.
  5. Клиническая психология. Словарь. Под ред. Творогова Н. Д., ПЕР СЭ, Москва, 2007.
  6. Немов Р.С. « Психологическое консультирование», Издательство «ВЛАДОС», 2008.
  7. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия, Эксмо, Москва, 2005.
  8. Юнг К.Г. «Проблемы души нашего времени», Издательство: СПБ: Питер, 2002.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*