Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогическая концепция «Практико-ориентированное обучение студента – газотехника как основа формирования профессионала»

22.04.2015 725 1067
Орлова Алена Гаврильевна
Орлова Алена Гаврильевна, преподаватель технических дисциплин

Чурапчинский колледж

Будучи человеком технической специальности, проработав, на предприятии  я начала преподавать в колледже, приобщая студентов к профессии газотехника. И поняла что, преподавание, работа с молодыми людьми меня очень завлекает, и я  сейчас не мыслю свою деятельность без преподавания.

Сейчас,  к профессиональной компетенции выпускника СПО предъявляются высокие требования по решению производственных задач, в основе которых интеграция знаний и умений в единое целое. Знания стали не целью, а средством формирования компетентности молодого специалиста. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность, конкурентоспособность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Поэтому как преподаватель технических дисциплин  миссией своей педагогической деятельности считаю формирование практических умений и навыков, профессиональных компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей по получаемой специальности.

Целью моей концепции является создание эффективной практико-ориентированной среды, которая способствует развитию  конкурентоспособного профессионала, при этом   сохраняя высоко нравственные, личностные качества.

Актуальность концепции определяется тем, что с внедрением стандартов ФГОС третьего поколения  осуществляется  изменение в среднем профессиональном образовании. Целью СПО является формирование  высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования с – другой.  Реализуемая мною практика направлена на решение следующих педагогических задач:

  • Организация образовательного процесса на основе деятельно-компетентностного подхода;
  • Внедрение практико-ориентированного обучения;
  • Создание условий для повышения мотивации студента к самореализации, самовоспитанию, развитию личностных качеств.
  • Повышение творческой инициативы, профессиональной компетентности преподавателя как основного разработчика и пользователя инновационных технологий.

Исходя из этого,  возникает вопрос: как выбрать методику достижения поставленных задач. Основываясь, на Федеральный Закон «Об образовании», мы выбрали практико-ориентированное обучение. В системе образования существует несколько подходов к практико-ориентированному образованию. Одни практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практикой студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознания собственной роли в социальной работе. Другие авторы считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Некоторые авторы становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Мы  придерживаемся мнения, что для построения практико-ориентированного образования необходим  деятельностно-компетентностный подход. Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода.  Авторами технологии, направленного на применение деятельностного подхода в обучении  являются А.А. Вербицкий, Н.Г. Печенюк, Л.Г. Семушина. Педагогические и методические основы концепции базировались на концепции деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения. Системность знаний за счет использования современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому основными формами и методами, которые я использую, являются:

  • метод проблемно-ориентированного обучения;
  • метод проектов;
  • технология педагогического сотрудничества;
  • технологии коллективного взаимообучения;
  • технология проблемного обучения;
  • информационные технологии.
  • интеграцию учебных предметов как "способ приближения" учебной (аудиторной) ситуации к реальной, фактической, способ задания целостного представления о будущей профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах;

Стараюсь организовать различные формы занятий такие как: лекция, беседа, практические работы, решение производственных ситуаций, деловые игры. Проведение таких занятий способствуют  активности студента, развивает не только профессиональные компетенции, но и личностные качества студента.

Практико-ориентированное обучение в данный момент в нашем колледже достигается путем прохождения практики студентов на предприятии. Студенты газотехники с первого курса проходят двух-четырех недельные практики на базе ОАО «Сахатранснефтегаз». Проходя практику, они приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения,  знакомятся со структурой предприятия.

В процессе обучения, стараюсь формировать необходимые навыки и умения. Для этого в полной мере разработаны программы преподаваемого модуля.   Качественному проведению модуля способствует  оснащенная   лаборатория систем газоснабжения автоматики и телемеханики. Лаборатория оснащена интерактивной доской,  компьютером, что способствует использованию современных электронных образовательных ресурсов. Своими силами стараемся оборудовать лабораторию не только теоретическими материалами, но и оборудованием для практического применения.  Я разработала методические указания по выполнению  курсовых и дипломных проектов  по специальности  «Монтаж и эксплуатация систем газоснабжения», методические разработки уроков, дидактические материалы.  Являюсь руководителем дипломных проектов студентов. В 2008г. под моим руководством успешно защитили дипломные проекты 5 студентов,  и в этом году являюсь руководителем  2 студентов нашего колледжа и для 1 студента Северо-Восточного Федерального  Университета им. М.К. Аммосова Инженерно-технического Факультета по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция».

Подготовки конкурентоспособного профессионала требует, наряду с проведением учебных занятий, необходимость заниматься со студентами научной и исследовательской работой.  Студенты не только пишут курсовые работы, но и  участвуют в различных научно-практических конференциях, чтениях, всевозможных конкурсах. В 2007г. Алексеев Тима и Тимофеев Егор  с докладом «Оптимальный вариант газификации села Чурапча (на примере южного берега)», стали лауреатами I республиканской НПК «Шаг в будущую профессию»,  в 2008г. они же успешно участвовали  в Ларионовских чтениях.  Степанов Иван с докладом «Реконструкция системы отопления учебного корпуса «Ньидьили» на газовое топливо»  успешно участвовал  в  конференции « Шаг в будущую профессию».  В 2009г.  Иванова Уля, Сивцев Алексей с докладом  «Сравнительный анализ применения полиэтиленовых газопроводов  при газификации западного микрорайона с. Чурапча», заняли второе место на республиканской НПК «Шаг в будущую профессию», и на «Ларионовских чтениях».  Темы исследовательских  и курсовых работ старюсь выбрать  исходя из  практического применения в своей будущей профессии.  Исследовательская работа способствует формированию у студентов навыков работы с литературой,  публичного выступления,  умения логично излагать материал, развивает аналитическое мышление, умение делать расчеты и сравнительный анализ.

В современных условиях инновационного развития российской экономики страны и региона становится очевидным необходимость подготовки рабочих и специалистов с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом, хорошо развитыми нравственными качествами личности, широким спектром профессиональных компетенций. Исходя из этого, вся моя воспитательная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на сохранение духовно-нравственных  качеств. Сегодня ценятся такие качества как толерантность, гуманность, доброта, коммуникабельность, умение взаимодействовать  с людьми, работать в коллективе. В воспитательной работе ориентируюсь на концепции нравственного воспитания М.И.Демкова, педагогические концепции Л.С.Выготского.  С 2007 по 2009 была куратором группы ТС-07.  С первых дней работала над сплочением коллектива: разработала программу по воспитательной работе «Кураторское сопровождение профессионального становления студентов». Это комплексная деятельность, направленная на создание специальных условий для успешного профессионального самоопределения, формирование профессионального сознания и трудоустройства обучающихся. Оказание помощи в планировании профессиональной карьеры студентов с учетом особенностей местного рынка труда. Из 17 студентов моей группы по специальности на данный момент, работают 7 студентов, 4 студента поступили в ВУЗ,  2 студента открыли свое дело, являются индивидуальными предпринимателями, 4 студента работают в различных сферах народного хозяйства.

Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет облик преподавателя: его внешность, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому учителю нужно постоянно работать над собой, совершенствоваться. Для саморазвития посещаю курсы повышения квалификации, семинары. Лекции различного уровня. Так, прошла курсы повышения квалификации: «Основы педагогического мастерства» (2007), «Создание электронных пособий» (2011), «Основы разработки и экспертизы основных профессиональных образовательных программ (2013г.).  Неоднократно стажировалась в СВФУ им. М.К.Аммосова.  Принимаю активное участие в жизнедеятельности колледжа.

Используя весь набор образовательных и воспитательных технологий в рамках  Чурапчинского колледжа в числе его педагогических работников, способствую  сближению будущего специалиста с производством, прилагаю все  усилия к тому, чтобы наш выпускник был профессионалом, конкурентоспособным, востребованным на рынке труда. Это и является главным содержанием моей педагогической концепции.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*