Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Риски и ресурсы потенциальных приёмных родителей и детей, оставшихся без попечения родителей

22.04.2015 548 798
Бессараб Ирина Евгеньевна
Бессараб Ирина Евгеньевна, студентка

Смирнова Юлия Юрьевна
Смирнова Юлия Юрьевна, преподаватель

Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

На сегодняшний день в России ведется пропаганда здорового и гуманного образа жизни. Много говорится о милосердии, сострадании и помощи нуждающимся и в первую очередь о помощи детям-сиротам. Государство выделяет средства на поддержку этих детей. Все больше людей хотят усыновить ребенка, вследствие различных агитационных мероприятий. Но так ли хорошо мы знаем сирот?

Большинство людей просто не готовы взять себе в семью сироту и не, потому что они сами не хотят, а потому что их ожидания не соответствуют реальности. Более того, в ходе исследования выяснилось, что больше половины потенциальных приемных родителей, руководствуются деструктивными мотивациями. Конечно, любой потенциальный приемный родитель попадает в руки специалисту, проходит школу приемных родителей. Но все равно важно чтобы родитель получал, полезную информацию и правильную мотивацию не только от специалиста.

Родитель, должен быть готов к тому, что ребенок будет спрашивать, почему или, зачем его взяли. Должен понимать, что у ребенка тоже есть свои страхи, желания. И не правильно будет ожидать от ребенка благодарности за то, что его забрали из детского дома в семью. Ребенку в первую очередь нужна любовь и безусловное принятие со стороны родителей, и неважно приемных или кровных.

Риски это что-то, что несет опасность, а ресурсы это то, что может помочь. К рискам, как и к ресурсам, родителей относятся мотивации. Есть ряд наиболее распространённых мотиваций, относящихся к факторам риска, на которые в первую очередь стоит обратить внимание. Одиночество, ребенок как атрибут социальной успешности, невозможность иметь собственных детей, принятие ребенка в семью с целью налаживания супружеских отношений, компенсация утраты собственного ребенка, синдром «пустого гнезда».

Также к рискам благополучного взаимодействия приемных детей и их родителей относится наличие у ребенка психотравмы, о которой приемный родитель недостаточно информирован, либо не способен оценить ее тяжесть и последствия. Основная психотравма ребенка, оставшегося без попечения родителей – потеря значимого взрослого (матери). Каждый ребенок, оказавшийся в учреждении, пережил эту травму.

Вследствие этой травмы у детей развиваются соматические заболевания: аллергия, астма, гастрит, язва, пороки сердца, диабет, синдром внезапной детской смерти (СВДС), синдром Альфа и др. Родителям важно понимать, что у детей гораздо меньше ресурсов, чем у взрослых.

Исследование проводилось, среди группы людей, которые не исключают возможность, приема сироты в семью. Это студенты таких учебных заведений как: ГПОАУ АКСЖКХ, ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный аграрный университет», ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет». Респондентов попросили написать все существующие на их взгляд риски и ресурсы, детей сирот и приемных родителей (см. таблицу 1).

Таблица 1

Дети

Ресурсы

чел

%

Опасения

чел

%

Найти общий язык

105

52,5%

Не любят

134

67,0%

Любить родителей

53

26,5%

Жестокое обращение

73

36,5%

Могу быть хорошим

137

68,5%

Не обеспечат

3

1,5%

В семье чествуешь себя безопасней

133

66,5%

Останусь один (вернут назад)

92

46,0%

Обращусь к специалисту

35

17,5%

Не воспитают хорошим

13

6,5%

Добьюсь всего сам

4

2,0%

Потеряю доверие

32

16,0%

Стану подражать родному

27

13,5%

Не найду общ язык

105

52,5%

Родители

Ресурсы

чел

%

Опасения

чел

%

Найду общий язык с детьми

80

40,0%

Ребенок не полюбит

92

46,0%

Буду любить ребенка как своего

76

38,0%

Не понять ребенка

39

19,5%

Возможность лечить ребенка

53

26,5%

Не смочь полюбить

44

22,0%

Ребенок будет благодарен

44

22,0%

Не воспитаю хорошим

44

22,0%

Хорошее финансовое положение

133

66,5%

Ребенок будет себя плохо вести

20

10,0%

Не откроется что ребенок не родной

36

18,0%

Ребенок узнает что он не родной

21

10,5%

Воспитаю

72

36,0%

Плохие гены

7

3,5%

Не найти общ язык

67

33,5%

Не смогу уделить внимания

15

7,5%

Не возможность обеспечить

133

66,5%

 

Проанализировав ответы можно сделать вывод о том, что несколько респондентов не смогли определить ресурсы и риски потенциальных родителей. Тоже задание было предложено людям, которые работают с детьми-сиротами: юристы, директора приютов, социальные работники и др. (см. таблицу 2).

Таблица 2

Дети

Родители

Риски

Ресурсы

Риски

Ресурсы

Не любят

Найти общий язык

Хватит ли знаний

Опыт общения с детьми

Жестокое обращение

Общение с друзьями

Ребенок не полюбит

Буду любить ребенка как своего

Не обеспечат

Любить родителей

Не понять ребенка

Попросить за помощи у специалиста

Вернут назад

Могу быть хорошим

Не смочь полюбить

Общение с другими родителями

Потеряю старых друзей

Обратится за помощью

Финансовое положение

Владение информацией

Не смогу быть хорошим

Взаимная помощь детей.

Не справится

Помощь со стороны государства

Не найду общий язык

В семье чувство безопасности

Не найти общий язык

Хорошее финансовое положение

Как быть когда вырасту

В семье помогут, поддержат

Не хватает времени

Активная жизненная позиция

Буду обузой

 

Мнение общества

Возможность найти общий язык

В результате выяснилось, что и эти респонденты немного подменяют понятия ресурса и риска потенциальных родителей. В исследовании нами предложена модель информирования населения о возможных рисках и ресурсах потенциальных родителей. На наш взгляд, во избежание вторичного сиротства, важно понимать и правильно оценивать все риски, связанные с приемом ребенка в семью, а также понимать и уметь оценить собственные ресурсы для преодоления трудных ситуаций, связанных с приемным родительством.

Список литературы

  1. «Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка» Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская.– М.:Смысл, 2003. – 152 с.
  2. «Родительские ожидания» Е.В. Долгополова.– Киев, 2013. – 230 с.
  3. «Жизнь ребенка в приемной семье»Л.Н. Ефанова. – М.: Наука, 2013. – 230 с.
  4. «Трудности в воспитании приемных детей» Л.Н. Ефанова. – М.: 2012. – 190 с.
  5. «Пути решения проблемы сиротства в России»В.К. Зарецкий.–М.: Академический проект, 2002. - 230 с.
  6. «Дети в приемной семье» Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина. – М.: Наука, 2013. – 112 с.
  7. «Мотивация и личность» А. Маслоу. – СПб, 2013. – 352 с.
  8. «Как усыновить ребенка» А.Г. Рудов, Г.С. Красницкая. – М, 2011. – 256 с.
  9. «Когда любви недостаточно» Н. Томас. – М.: Наука, 2012. –174 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*