Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Комплексный подход для оптимальной организации образовательного процесса

02.12.2011 352 1569
Бабыкина М.А., педагог-психолог, преподаватель психологических дисциплин

Салеева Г.Д., педагог-психолог

Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма

В нашем образовательном учреждении психологическая служба существует с 2003 г. За этот период работы сформирована определенная система психологического сопровождения образовательного процесса.


Каковы наши результаты?


С первых дней работы службы психологического сопровождения диагностическая работа проходит  в форме мониторинга, который обеспечивает участников образовательного процесса, руководителей структурных подразделений  учебного заведения качественной и своевременной информацией, необходимой для организации учебно- воспитательной работы,  принятия решений по внесению коррективов в  параметры педагогической деятельности, дает возможность обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.


Данные мониторинга используются для совершенствования содержания образования в целом, воспитания в частности, а также для оценки эффективности применяемых педагогических технологий, определения проблем педагогического взаимодействия. Исследуемая область охватывает разные направления – от  индивидуальных особенностей личности до  взаимоотношений в коллективе.   

Одно из основных направлений работы службы-  психологической службой проводится психологическое сопровождение Программы развития колледжа. 

 

Получены следующие результаты: 

ПРОБЛЕМА

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Достижение современного качества образования

Модернизация содержания образования

1.Внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих оптимизацию учебно-производственной и учебно-воспитательной работы в соответствии со способностями и возможностями учащихся.

2.Ориентация на разноуровневое и дифференцированное обучение.

1. Обучение педагогического коллектива  использованию приемов развития ключевых компетенций общения и сотрудничества на занятиях  теоретического и производственного обучения.

2. Информация о дифференцированном подходе к учащимся на основе  наблюдений и результатов диагностических исследований

Становление воспитательной системы колледжа

1. Внедрение мониторинга учебно-воспитатель ной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Научно-методическое обеспечение воспитательной деятельности

3.Оптимизация работы методической комиссии «Воспитатель»

1.Диагностика уровня воспитанности на всех этапах образовательного процесса.

2.Выявление факторов, которые возможно развивать

3.Обеспечение целенаправленной воспитательной деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателей общежития.

4.Организация консультационно-просветительского взаимодействия с родителями.

1.Организация педагогического практикума для классных руководителей, мастеров п/о, воспитателей общежития.

2.Повышение квалификации классных руководителей, воспитателей общежития, мастеров п/о.

1.Диагностика и анализ результатов мониторинга уровня воспитанности

2. Диагностика   и анализ результатов диагностического обследования

3.Оказание помощи в эффективной организации  воспитательной деятельности (консультирование)

4. Организация и проведение консультативной работы с родителями

 

 

 

 

 

1.Организация «Школы молодого педагога»

2.Проведение семинарских занятий с педагогическим коллективом

3. Обучение преподавателей, мастеров п.о. формам и методам развития ключевых компетенций учащихся

 

Совершенствование работы службы психологического сопровождения

Психолого-педагогическая поддержка субъектов образовательного процесса

1.Определение возникающих затруднений и проблем у педагогов, учащихся, родителей, а также путей их преодоления.

2.Оказание помощи в успешной адаптации учащихся при переходе на новую ступень образования (начального профессионального)

3.Организация помощи педагогам-воспитателям в создании оптимальных условий для личностного развития учащихся.

4.Мотивация учащихся на самоактуализацию в учебно-профессиональной и предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности.

1. Подбор методик для сбора информации по определению уровня развития учебных и воспитательных возможностей субъектов образовательного процесса

2. Анализ рабочего состояния учащихся в период адаптации и стрессоустойчивости в новых условиях

3.Анализ психологических особенностей учащихся группы с рекомендациями по организации групповой деятельности.

4.Проведение групповой и индивидуальной коррекционной работы

 

 

 

 

Деятельность службы психологического сопровождения начинается с приемной комиссии, где проводится  диагностика индивидуально- психологических особенностей  абитуриентов (тест Шмишека  «Акцентуация характера»). С целью оказания помощи классным руководителям и мастерам производственного обучения  во всех группах 1 курса по данным проведенной диагностики «Акцентуация характера» проводится подробный анализ  поступившего контингента. Это способствует  организации работы и простраиванию отношений с учащимися в адаптационный  период  и в работе в целом. 


Часто во время прохождения адаптационного периода первокурсниками  педагоги отмечают низкий уровень  работоспособности большей части студентов и неспособность к активной деятельности, поэтому возникает необходимость выявления причин (используются  тесты исследования выносливости нервной системы).  Педагогам важно следовать   рекомендациям психологов   снижать уровень требований в «нерабочие»  дни и часы, распределять нагрузку с учетом возможностей учащихся, применять приемы  релаксации  для снятия напряжения и стимулирования резервных сил организма – минутки отдыха, игры, организовывать прослушивание тематической классической музыки, обеспечивать переключение студентов с одного вида деятельности на другой.

Показателем эффективности организации теоретических и практических занятий  является рейтинг предметов.  Тест  «Рейтинг предметов», проводимый в колледже  каждый год обучения, показывает уровень познавательной активности и эмоционального благополучия студентов на занятиях. Результаты рейтингового исследования являются формой быстрого и наглядного получения обратной связи успешности преподавания и  отношения с группой. Если на 1 курсе низкие результаты опроса являются поводом для педагога скорректировать формы и методы взаимодействия с группой в соответствии с рекомендациями педагога- психолога , то на втором курсе это свидетельствует о неблагополучной ситуации  (педагогу необходимо повысить уровень профессиональной компетенции). Ассоциативный тест «Отношения к предметам» наглядно показывает причины нежелания студентов учиться на некоторых  занятиях.  Среди негативных ассоциаций учащиеся называют такие, как: «усталость», «напряжение», «скукота» , «сон час»,  «тяжесть», «запутанность», «одни и те же грабли». Положительные: «клево», «доброта», «понимание», «интерес», «разнообразие», «расслабленность», «ура-ура-ура!», «прекрасно», «познавательность», «отлично», «кайфово», «активность», «радость», «здоровско».


Результаты ассоциативного теста для одних педагогов являются стимулом к работе,  другим дают повод для размышления, а для службы  психологического сопровождения - сигналом необходимости создания условий для повышения  психологической грамотности и личностного роста педагогов.


Одна из основных  проблем  учебного процесса – это низкая посещаемость занятий.  Причинами  пропусков  уроков является утомляемость, низкий уровень учебной мотивации и т.д., а также наличие сложных семейных отношений, что подтверждают материалы соответствующих психологических исследований   Непонимание, запутанность отношений между ребенком и родителями  порождает эмоциональные проблемы, снижает самооценку и, соответственно, ведет к нарушению волевых  качеств личности. Требуя от учащегося четкого исполнения обязанностей, некоторые преподаватели и мастера не всегда учитывают , с каким грузом семейных проблем пришел к нам учащийся. Поэтому важное место в психологическом сопровождении отведено консультативной  и просветительской работе с педагогическим  коллективом, развитию у педагогов психологических  умений и навыков.


Данная деятельность включает в себя следующие направления:

- диагностика (эмоциональное выгорание педагогов, стили педагогической деятельности);

- групповая и индивидуальная работа, позволяющая эффективно организовывать  педагогическую деятельность, решать  личностные проблемы, информировать всех участников образовательного процесса о психологических особенностях взаимодействия педагога с учащимся, коллегами, родителями. Такая деятельность   создает оптимальные условия для наиболее полной самореализации личности педагога, ее способностей и возможностей, самовыражения и самораскрытия.


Одной из активных форм совместной деятельности педагогов и службы психологического сопровождения является работа в режиме психолого-педагогического консилиума, на котором осуществляется информационный обмен между участниками образовательного процесса для сбора целостного портрета группы. На консилиуме оговаривается содержание сопровождающей работы, конкретизируется содержание развивающей работы, определяется необходимая помощь учащемуся или группе, Принимается решение, какую часть работы берет на себя психолог, а какую- мастер производственного обучения, классный руководитель,  преподаватели. Наблюдения последних лет показали, что педагоги приходят к выводу, что педконсилиум дает возможность объективного взгляда на существующие проблемы в группе, помогает регулировать групповые процессы, а следовательно, появляются оптимальные условия для развития психического здоровья  личности учащегося.


Важная роль в деятельности службы психологического сопровождения педагогов и учащихся, кроме консультирования, отводится практическим занятиям  в форме группового взаимодействия. В «Школе молодого педагога», начинающие преподаватели получают основы психологической грамотности, развивают профессионально важные качества педагога (эмпатию, коммуникативные умения, организаторские способности и др). Пройдя обучение в «Школе молодого педагога», за последние пять лет 8 человек мастеров производственного обучения успешно поступили в высшие учебные заведения города и продолжают  повышать свой профессиональный уровень.


Пользуется популярностью в колледже такая форма повышения квалификации, как «Баллентова группа». Из года в год увеличивается число участников группы (от 10 до 23 человек). Преподаватели и мастера производственного обучения получают возможность обмениваться опытом в режиме реального времени, оперативно решать педагогические задачи.


Психологами колледжа каждый год разрабатывается и проводится цикл  учебных семинаров и тренингов личностного роста. Курс тренингов педагогической эффективности направлен на развитие навыков конструктивного взаимодействия («Стили педагогического поведения», «Типология учителей», «Самоценность личности», «Педагогическая поддержка - основа формирования у учащихся уверенности в себе» и др ).  Педагог, которому интересны процессы самопознания, будет развиваться и профессионально и личностно, что, в свою очередь, благоприятно отражается на процессе взаимодействия с учащимся, коллегами, родителями, помогает в формировании навыков конструктивного общения.


На занятиях в студенческой «Школе актива», которые посещают лидеры колледжа, студенты в тренинговом режиме развивают свои коммуникативные навыки и организаторские способности, учатся основам ассертивности и толерантности, отрабатывают модели уверенного поведения. Обладающий такими навыками, молодой специалист,  по мнению работодателей,  является востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.


Проводимая работа по психологическому сопровождению студентов и педагогов в колледже будет односторонней без взаимодействия с семьей. Взаимодействие с родителями психологической службой колледжа ориентировано на повышение психологической грамотности родителей и  осуществляется как через индивидуальное консультирование, так и через групповые формы работы – родительские собрания, лектории. Дистантные отношения между родителем и ребенком, непонимание в семье, запутанность отношений подтверждают необходимость информирования родителей по  разным психологическим аспектам.  Такая ситуация определила тематику родительских собраний: «Возрастные особенности подросткового периода», «Влияние семьи на становление личности». Родителями с интересом воспринимается работа в микрогруппах (родители- подростки) по выработке семейных норм и правил. Информирование родителей о психологических особенностях подросткового и юношеского периодов, о влиянии семьи на становление личности, обсуждение семейных норм и правил  в форме деловой игры предполагает изменение негативного отношения к ребенку (если таковое имеется) на позитивное, понимание причин конфликтов во взаимоотношениях в семье. Работа по психологическому сопровождению родителей позволяет активизировать позитивные ресурсы семьи, обеспечивает обмен опытом между родителями, оказывает влияние и на систему воспитания детей, создает условия для их сближения и главное, помогает продуктивно пройти кризисный период и адаптироваться в новой жизненной ситуации (обучение  в коллеже с предъявляемой к студенту системой требований.)


Завершающее исследование результативности образовательного процесса проводится при выпуске учащихся (анкетирование выпускников). Анкета показывает уровень развития профессионально-важных качеств молодого специалиста, удовлетворенность профессиональной подготовкой в колледже (уровнем преподавания педагогов и организацией учебного процесса),  его  психологической готовности вступления во взрослую жизнь. Полученные результаты свидетельствуют  об эффективности психологического сопровождения и необходимости внесения коррективов на новый учебный год.


Таким образом, для повышения эффективности образовательного процесса важную роль играет система комплексного психологического сопровождения. Только системная комплексная деятельность, включающая всех участников образовательного процесса, будет обеспечивать создание необходимых психологических условий для оптимизации учебно-воспитательной деятельности.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*