Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

К вопросу об изучении фонетики на занятиях по иностранному языку

21.04.2015 209 275
Деркач Ирина Сергеевна
Деркач Ирина Сергеевна, преподаватель английского языка

Амурский медицинский колледж

Несмотря на то, что изучение иностранных языков в Амурском медицинском колледже не является самоцелью, преподаватели иностранных языков всё же пытаются привить интерес к предмету. В своей статье мы бы хотели обратить внимание на обучение английскому языку посредством песен, скороговорок, пословиц.

Английское произношение значительно отличается от русского. Поэтому студенты сталкиваются с трудностями при обучении говорению. Преподаватели Амурского медицинского колледжа на своих занятиях уделяют внимание формированию фонетических навыков.

Формирование фонетического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранном языках. На занятиях мы уделяем внимание формированию фонематического слуха, а также овладению техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении и  в речевом потоке в процессе как говорения, так и чтения.

Овладение иноязычной интонацией предполагает формирование аудитивных навыков восприятия интонационного рисунка и его адекватное восприятие в процессе говорения и чтения.

Для того, чтобы вызвать интерес к правильному произношению, восприятию информации, на занятиях  мы изучаем пословицы, поговорки, скороговорки, песни англоязычных групп. Находим сходства, различия в произношении, уделяем этому внимание на фонетических, речевых зарядках. Заинтересовавшиеся студенты принимают активное участие во внеаудиторных мероприятиях по иностранному языку.

Развивая речевой (фонематический, интонационный) слух мы используем следующие упражнения.

Например. Прослушайте песню «Girl» назовите те слова, которые рифмуются:

Is there anybody going to listen to my story

All about the girl who came to stay.

She s the kind of girl you want so much, it makes you sorry,

Still you don t regret a single day.

Прослушайте песню «Girl», найдите в колонках  и отметьте соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучат.

Yesterday                       Suddenly

Stay                               me

Yesterday                       be

Awaysay

SuddenlyYesterday

Определите количество слов в прослушанных выражениях.

A black cat sat on a map and ate a fat rat.

First think, and then speak.

Promise little, but do much.

All is well that ends well.

Nosmokewithoutfire.

Найдите русские эквиваленты этих пословиц.

Наряду с овладением правильным  произношением изолированных слов и словосочетаний необходимо уделять большое внимание и отработке правильной интонации предложения. Овладение правильной интонацией предложения совершенно необходимо для устной речи и чтения. Поэтому  работа над интонацией требует большой настойчивости и усилий. А работа над текстами песен вызывает у студентов интерес.

Прослушайте песню «Lovestory» и определите паузы в звучащем речевом потоке.

Where do I begin to tell the story of how great a love can be?

The sweet love story that is older than the sea.

The simple truth about the love she brings to me

WheredoIstart?

Работая над формированием произносительных навыков, мы используем примерно следующие упражнения.

Прослушайте текст песни «Girl» и скажите, сколько раз в нём встретился данный звук.

[ai]

When I think of all the times I’ve tried so hard to leave her,

She will turn to me and start to cry.

And she promises the earth to me and I believe her 

After all this time I don’t know why.

Ah, girl, girl, girl.

Прослушайте текст песни «Girl» и назовите слова, содержащие определённый звук.

[u] И [u:]

She’s the kind of girl who puts you down

When friends are there, you feel a fool.

When you say she’s looking good

She acts as if it’s understood? She’s cool, ooh, ooh, ooh.

Ah, girl, girl, girl. 

Проговорите по памяти пословицу (скороговорку, стихотворение, текст песни).

«Pasadena»

Rf.

Come with me to Pasadena

Today at ten we will arrive

I have been in Pasadena

For a great deal of my life

Come with me to Pasadena

If you want to have some fun

Watch the dancing seniorinas

In the heat of the sun..

I

When I woke up today

I heard someone say

Girl it’s raining and

They are expecting snow.

And this morning I knew

What I had to do

Take the next plane

And finally go.

Rf.

I

We are going to Greece

Take a trip to Paris

To escape from the stress and the strain

Saving money each day

They must be away

To get out in this gather again

Rf.

When I woke up today

I heard someone say

Girl it’s raining and

They are expecting snow.

And this morning I knew

What I had to do

Take the next plane

Andfinallygo.

Rf. 

Выучите наизусть стихотворение (скороговорку, рифмовку, диалог, песню)

Don’t trouble troubles until the troubles trouble you.

As you make your bed so you must lie on it.

Работая над фонетическими навыками, используя тексты песен, мы совершенствуем также и грамматические навыки. Так, например, в песне «Allmyloving» мы обращаем внимание студентов и на глаголы в будущем времени.

Close your eyes and I ll kiss you,

Tomorrow I ll miss you,

Remember I ll always be true

And then while I m away,

I ll write home every day.

«We shall overcome»

We shall overcome

We shall overcome

We shall overcome some day.

Rf.

Oh, deep in me heart

I do believe

We shall over comesome day.

Как было уже замечено, на своих занятиях мы делаем акцент на реальную ситуацию общения со студентом, причём разбирая пословицы, мы обсуждаем жизнь, реальные интересы или безумные мечты студентов, они знакомят преподавателей с современными исполнителями английских, немецких песен. Используя на занятиях песни, скороговорки, стихи мы побуждаем интерес к занятиям иностранным языком, что иногда представляется трудноразрешимой задачей при работе со студентами, окончившими обычную школу, где иностранный язык порой преподавался не должным образом.

Таким образом, используя песни, поговорки, скороговорки при обучении произношению, мы способствуем активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них иноязычной компетенции и культуры общения на языке.

Список литературы

  1. Бурая Е.А. Фонетика современного английского языка: учебник для студентов лингвистических вузов и факультетов / Е.А. Бурая. – 3-е изд. – М. Изд. центр «Академия», 2009. - 272 с. -Доступен на абонементе учебной литературы
  2. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика современного английского языка: учеб.для студентов пед. вузов и университетов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: изд-во «Менеджер», 2002. – 336 с.
  3. Соколова М.А. Теоретическая фонетика английского языка: учеб.для студентов высших учебных заведений / М.А. Соколова, К.П. Гинтовт. – 3-е изд., стереотип. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 286 с.
  4. Шевченко Т.И. Теоретическая фонетика английского языка. Учебник. М. Высш. школа 2006. – 191 с.
  5. Vassilyev V.A. English Phonetics. – M.: VysshayaShkola, 1980.
  6. Dichushina O. J. EnglishPhonetics. – M.-L., 1965.

Дополнительная литература:

  1. Abercombi David. Studies in Phonetics and Linguistics. – Oxford: OUP, 1965.
  2. Ashby Michael et al. Introducing Phonetic Science. – Cambridge: CUP, 2005
  3. Crystal David The CambridgeEncyclopediaofLanguage. – Cambridge: CUP, 1987.
  4. Gimson A.C. An Introduction to the Pronunciation of English. – London: Edward Arnold, 1989.
  5. English Pronouncing Dictionary. – Cambridge: CUP, 1997.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*