Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Компьютерная грамотность - как составляющая профессиональной подготовки специалистов.

21.04.2015 548 746
Струкова Елена Алексеевна
Струкова Елена Алексеевна, преподаватель специальных дисциплин, информационных технологий

Армавирский машиностроительный техникум

Сегодня в мире информационные технологии развиваются очень стремительно, поэтому чтобы успевать за их развитием необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения вычислительной техники нужна целеустремлённость и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.

В настоящее время одной из важнейших задач обучения будущего специалиста - выпускника техникума является формирование у него компьютерной грамотности, как показателя соответствия уровня образования современным требованиям. Само понятие «компьютерная грамотность» изменяется с развитием и совершенствованием компьютерной техники. На сегодняшний день можно сказать, что “компьютерная грамотность” — это совокупность теоретических и практических знаний в области работы с компьютерными системами, знание информационных технологий, готовность к использованию профессиональных программ в различных сферах деятельности.

Основы компьютерной грамотности формируются у студентов техникума при изучении дисциплин: «Информатика и ИКТ», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и развиваются в течение всего времени обучения. Усвоенная компьютерная грамотность студента реализуется в пространстве каждого из видов его профессиональной деятельности, связанной с обработкой информации и способствует повышению эффективности учебной деятельности в техникуме. Например, грамотное применение готовых программных продуктов позволяет сокращать время на расчеты, чертежи, поиск информации при выполнении лабораторно-практических работ, а так же в курсовом и дипломном проектировании и соответственно вызывает положительную оценку преподавателей

Дисциплина «Информатика», в рамках которой даются основы компьютерной грамотности, изучается на первом курсе в течение  двух семестров, ее цель – изучение как теоретических базовых понятий, так и формирование практических навыков работы на персональном компьютере на пользовательском уровне, куда входят основные приемы работы с операционной системой Windows, текстовым процессором Word и табличным процессором Excel, системой управления базами данных Access.

Следует отметить низкий уровень школьной подготовки по информатике студентов, начинающих изучение данного предмета в рамках средне профессионального образования. Слабо подготовленные в области информатики студенты только  на уроках по-настоящему начинают работу на персональном компьютере, но за отсутствием соответствующих навыков не видят и не осознают практической направленности занятий. Всё это существенно снижает познавательный интерес и мотивацию к процессу обучения. Далее  компьютерные технологии интегрируются в другие учебные предметы, где овладение определенными элементами компьютерной грамотности необходимо для решения экономических задач. По учебному плану изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин начинается в основном на втором курсе, к которому за отсутствием возможности практической работы студенты теряют значительную часть полученных умений и навыков, так и не успев понять, к чему их можно было применить. При этом процесс стремительного развития информационных технологий приводит к тому, что к моменту начала выпускниками самостоятельной профессиональной работы оставшиеся знания в области информатики морально устаревают и нуждаются в обновлении. В настоящее время у значительной части выпускников отмечается недостаточность подготовки к решению профессиональных задач с применением компьютера, отсутствие навыков творческого использования информационно-компьютерных технологий для решения нестандартных задач. В связи с этим актуализируется проблема поиска технологий обучения, интенсифицирующих процесс формирования компьютерной грамотности, адаптированных к потребностям будущего профессионала

Большинство студентов, которые причисляют себя к опытным пользователям, не обладают элементарными навыками практического применения компьютерных программ: плохо знают возможности текстового редактора, не могут грамотно оформить набранный документ, не умеют правильно архивировать информацию, готовить презентации и быстро находить необходимую информацию в сети Интернет и т. д. Все это способствует появлению на рынке труда нерасторопных и неконкурентоспособных работников [1, с. 7–9]. Одним из главных условий успешной работы с компьютером является способность студента работать в первую очередь самостоятельно. Если такая способность отсутствует, вызывает серьезные проблемы или не имеет отдачи, уровень компьютерной грамотности такого студента можно поставить под сомнение. Многие студенты, прекрасно разбираясь в устройстве компьютера, передовых новинках, нередко оказываются бессильными перед элементарными задачами. Обширная компьютеризация общества неизбежно привела к его интернетизации. Использование ресурсов глобальной сети Интернет не только создает условия для оперативного получения искомой информации, но и несет в какой-то степени скорее вред, чем пользу, поскольку целевое использование глобальной сети в первую очередь сводится к поиску информации (которую еще необходимо уметь найти), которой, зачастую суждено стать плагиатом (рефераты, курсовые работы и т. д.). У определенной части сегодняшних студентов независимо от формы обучения навыки работы в Интернете сводятся лишь к работе с почтой и поиску информации посредством поисковых ресурсов. Наблюдения последних лет за работой студентов в компьютерном классе показало, что подавляющее большинство молодых людей проводит время в  социальных сетях (Одноклассники, в контакте и т. п.), даже в ущерб занятиям. Работа с данным типом ресурсов требует определенных элементарных навыков работы с компьютером (операции с файлами, работа с сообщениями). Но говорит ли это о компьютерной грамотности, если студент не способен извлечь найденную информацию, чтобы унести ее с собой?

Изучение динамики развития компьютерной грамотности студента показывает, что ее структура и содержание постоянно развиваются и совершенствуются. Сейчас компьютерную грамотность можно рассматривать как структуру, состоящую из двух основных частей: базовую («компьютерный минимум», необходимый для освоения и практического применения любого прикладного программного обеспечения), профессиональную (комплекс знаний и умений, соответствующий уровню компьютеризации профессиональной среды). Использование такой структуры в обучении позволяет достигать хороших результатов в формировании у студентов компьютерной грамотности, которая станет залогом его  успешной профессиональной карьеры.

Современные информационные технологии обеспечивают не только доступ к практически неограниченному объему информации, но и позволяют осуществлять ее аналитическую обработку. Таким образом, они представляют одно из средств развития учебной, познавательной и исследовательской деятельности и в сочетании с традиционными технологиями, методами и средствами, обеспечивают условия для обучения грамотного специалиста в любой области

Необходимость приобщения к современным информационно-комуникативным технологиям значительной части общества подразумевает начало их решения на начальных этапах подготовки будущих специалистов.

Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.

Анализ сущности понятия «компьютерная грамотность» возникшего в годы компьютеризации образования с полной уверенностью можно назвать первым шагом на пути к формированию готовности студентов к использованию информационно-коммуникативных технологий в  профессиональной деятельности.

Компьютерная грамотность начинается с правильного ввода информации в компьютер.

Процесс овладения компьютерной грамотностью не должен сводиться лишь к обучению составления программ и работы с ними на компьютере. Этот процесс должен протекать на широком общекультурном фоне, повышении духовной культуры обучающегося субъекта, что предохранит от опасности технократических подходов к обучению и воспитанию. Целью такой работы должна быть не компьютеризация, а информатизация образования. В таких условиях обучающему становится доступен большой объем информации и максимальное использование информационного потока.

Литература

  1. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов / Н. Д. Угринович. – 3 – е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Виштынецкий, Е.И. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения // Информационные технологии. – 1998. – № 2 – С. 32-36.
  3.  Каймин, В.А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Советская педагогика. – 1990. – № 4. – С. 70-71.
  4.  Коротков, А.М. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода // Педагогика. – 2004. – № 2. – С. 3-10.
  5. Свириденко, С.С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 1989. – 302 с. 7. Филатов, О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. – Ростов: ТОО «Мираж», 1997. – 213 с.
  6. Христачевский, С.А. Компьютерная грамотность – что это такое? // Информатика и компьютерная грамотность. – М.: Наука, 1998. – С. 36-38.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*