Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаУчебно-методическое пособие для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначено для студентов всех специальностей среднего профессионального образования. Пособие направлено на формирование у студентов экологического мировоззрения и способности оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.
В результате изучения дисциплины студент должен обладать определенными умениями:
уметь:
знать:
Проведение самостоятельных работ способствует закреплению теоретических знаний и приобретению новых практических умений, что предусмотрено в содержании рабочей программы дисциплины «Экологические основы природопользования».
Тема 1.2. Природопользование и его виды.
а) получение только экономического эффекта;
б) увеличение технической нагрузки на окружающую среду;
в) использование отходов и выбросов в качестве вторичного ресурса;
г) нанесение ущерба окружающей среде;
д) экономия природных ресурсов.
Тема 1.4. Использование способов научных исследований в природопользовании.
Прочтите текст и решите задачи.
Эффект суммации действия.
Общее количество веществ, ежегодно попадающих в биосферу, составляет около 2 млн., не считая минеральных удобрений. Концентрация каждого из этих веществ может быть меньше предельно допустимой, но совместное их присутствие вызывает такой же эффект, как если бы их содержание было больше ПДК. Это явление называется эффектом суммации действия. Например, таким эффектом обладают следующие сочетания вредных веществ: ацетон — фенол, сернистый газ — сероводород, сернистый газ — фенол и т. д. При совместном содержании в воздухе нескольких веществ, обладающих суммацией действия, должно соблюдаться следующее условие:
где C1, С2,....Сn—фактические концентрации вредных веществ в окружающей среде; ПДК1 ПДК2,.....ПДКn—предельно допустимые концентрации этих вредных веществ в окружающей среде. Если при расчете сумма будет больше единицы, то выбросы становятся опасными для здоровья человека.
Задача 1
Вы инженер-эколог, оцените санитарное состояние воздуха, учитывая эффект суммации.
В воздухе одновременно присутствуют пары фенола и ацетона в концентрациях:
С ацет.= 0,345 мг/м3; Сфен.= 0,009 мг/м . Соответствующие ПДК 0,35 и 0,01 мг/м3.
Задача 2
В водоеме обнаружено содержание нитратов по азоту 5 мг/л (ПДК=10 мг/л), тринитротолуола 0,3 мг/л (ПДК= = 0,5 мг/л) и толуола 0,1 мг/л (ПДК=0,5 мг/л). Дайте оценку санитарного состояния водоема. Спрогнозируйте последствия использования воды из этого водоема для питьевых нужд.
Тема 1.5. Окружающая среда и здоровье человека.
Оцените с экологической точки зрения проект постройки аэродрома для сверхзвуковых самолетов вблизи населенного пункта. Свои доводы аргументируйте.
Рис. 15 I — клепальный цех завода; II — жилые дома; III —линия трамвая; IV - аэродром
Тема 1.6. Экологические проблемы различных видов природопользования
а) рекультивация; б) образование отвалов; в) комплексное использование ресурсов; г) очистные сооружения; д) использование синтетических алмазов; е) увеличение объемов добычи минеральных ресурсов?
Таблица 9
Изменение в расходе электроэнергии на тонну продукции
Наименование продукции |
Расход электроэнергии на 1 т, кВт• ч |
|
в 60-х гг. |
в 80-х гг. |
|
1. Уголь 2. Нефть |
29,6 26,3 |
38,6 59 |
Тема 1.7. Экологические проблемы различных видов природопользования
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Тема 2.1. Природопользование в России.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Тема 2.3. Сельскохозяйственное природопользование в России.
Займите позицию такого «врача-терапевта». Какие запреты по применению ядохимикатов вы бы предложили?
Вам предлагается следующая ситуация. В группе оптимистов и пессимистов разгорелся спор по поводу урожайности наших земель. Пессимисты утверждают, что повысить урожайность уже невозможно, и приводят для этого свои доказательства. Оптимисты, напротив, видят пути значительного повышения урожаев в области. Распределите роли представителей обеих групп и включитесь в дискуссию.
Тема 2.4. Особенности экологических проблем районов Крайнего Севера.
а) Выгоды от эксплуатации природных ресурсов этого региона намного меньше того, что может дать сохранение Севера для восстановления экологического равновесия Северного полушария.
б) Необходимо сбалансированное развитие Севера, предусматривающее ограничение эксплуатации природных ресурсов до масштабов, при которых она не вредила бы местному населению и учитывала интересы планеты в будущем.
в) Необходимо развивать хозяйство Севера, применять современные технологии, использовать природные ресурсы, развивать туризм, торговлю, транспорт, создавая условия для проживания в районах Севера человека.
Какова ваша точка зрения? Выскажите и докажите ее.
Список источников и литературы
Источники:
ФЗ «Об охране окружающей среды». № 7 от 12 февраля 2002г.
Литература:
Дополнительная литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Ольга
Колледж