Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-методическое пособие для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов «Экологические основы природопользования»

20.04.2015 3454 1 6272
Троценко Светлана Владимировна
Троценко Светлана Владимировна, преподаватель

Томский экономико-промышленный колледж

Учебно-методическое пособие для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначено для студентов всех специальностей среднего профессионального образования. Пособие направлено на формирование у студентов экологического мировоззрения и способности оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать определенными умениями:

уметь:

  • использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;

знать:

  • состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды;
  • экологические принципы рационального природопользования.

Проведение самостоятельных работ способствует закреплению теоретических знаний и приобретению новых практических умений, что предусмотрено в содержании рабочей программы дисциплины «Экологические основы природопользования».

Тема 1.2. Природопользование и его виды.

  1. Проанализируйте схему № 1. Конкретизируйте ее приме­рами.

  1. Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «Любое отраслевое природопользование в конечном итоге является конкурентным по отношению к другим природопользовательским отраслям».
  2. Выберите положения, которые характеризуют нерациональное природопользование:

а)  получение только экономического эффекта;

б)  увеличение технической нагрузки на окружающую среду;

в)  использование отходов и выбросов в качестве вторичного ресурса;

г)  нанесение ущерба окружающей среде;

д)  экономия природных ресурсов.

Тема 1.4. Использование способов научных исследований в природопользовании.

Прочтите текст и решите задачи.

Эффект суммации действия.

Общее количество веществ, ежегодно попадающих в биосферу, составляет около 2 млн., не считая минеральных удобрений. Концентрация каждого из этих веществ может быть меньше предельно допустимой, но совместное их присутствие вызывает такой же эффект, как если бы их содержание было больше ПДК. Это явление называется эффектом суммации действия. Например, таким эффектом обладают следующие сочетания вредных веществ: ацетон — фенол, сернистый газ — сероводород, сернистый газ — фенол и т. д. При совместном содержании в воздухе нескольких веществ, обладающих суммацией действия, должно соблюдаться следующее условие:

где C1, С2,....Сn—фактические концентрации вредных веществ в окружающей среде; ПДК1 ПДК2,.....ПДКn—предельно допусти­мые концентрации этих вредных веществ в окружающей сре­де. Если при расчете сумма будет больше единицы, то выбросы становятся опасными для здоровья человека.

Задача 1

Вы инженер-эколог, оцените санитарное состояние воздуха, учитывая эффект суммации.

В воздухе одновременно присутствуют пары фенола и ацетона в концентрациях:

С ацет.= 0,345 мг/м3; Сфен.= 0,009 мг/м . Соответствующие ПДК 0,35 и 0,01 мг/м3.

Задача 2

В водоеме обнаружено содержание нитратов по азоту 5 мг/л (ПДК=10 мг/л), тринитротолуола 0,3 мг/л (ПДК= = 0,5 мг/л) и толуола 0,1 мг/л (ПДК=0,5 мг/л). Дайте оценку санитарного состояния водоема. Спрогнозируйте по­следствия использования воды из этого водоема для пить­евых нужд.

Тема 1.5. Окружающая среда и здоровье человека.

  1. Известный американский эколог Ю. Одум считает, что для обеспечения не только материального благосостояния, но и для здоровья, для «психологического комфорта» каждому че­ловеку в среднем необходима территория в 2 га: 0,6 га для производства продовольствия; 0,2 га для расселения и произ­водственных нужд; 1,2 га должны оставаться нетронутыми, что необходимо как для отдыха и путешествий, так и для эко­логически устойчивой биосферы. Подсчитайте, обладает ли каждый житель Земли, области, района территорией в 2 га, составляющей «комфортную емкость».
  2. Используя рис. 14, предскажите, какие будут последствия химического загрязнения данного водоема для многообразия видов, которые там обитают, и как это скажется на здоровье человека.

Оцените с экологической точки зрения проект постройки аэродрома для сверхзвуковых самолетов вблизи населенного пункта. Свои доводы аргументируйте.

  1. На рис. 15 схематично показан один из участков территории, которую можно встретить в крупном промышленном городе. Какие факторы окружающей среды неблагоприятно воздействуют на здоровье человека? Предложите проект, который позволит решить эту проблему.

Рис. 15   I — клепальный цех завода; II — жилые дома; III —линия трамвая; IV - аэродром

Тема 1.6. Экологические проблемы различных видов природопользования

  1. Какие положения характеризуют рациональное природопользование в добывающей промышленности:

а) рекультивация; б) образование отвалов; в) комплексное использование ресурсов; г) очистные сооружения; д) исполь­зование синтетических алмазов; е) увеличение объемов добычи минеральных ресурсов?

  1. Проанализируйте данные таблицы 9. Какой вывод можно сделать?

Таблица 9

Изменение в расходе электроэнергии на тонну продукции

Наименование продукции

Расход электроэнергии на   1 т, кВт• ч

в 60-х гг.

в 80-х гг.

1.   Уголь

2.   Нефть

29,6

26,3

38,6

59

Тема 1.7. Экологические проблемы различных видов природопользования

Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

  1. Какие экологические последствия связаны с работой ТЭС?
  2. Охарактеризуйте химическое, тепловое, электромагнитное, шумовое загрязнения.
  3. Расскажите об основных направлениях защиты окружающей среды от воздействия ТЭС.
  4. Сопоставьте положительное влияние и отрицательные последствия ГЭС на окружающую среду.
  5. Какие перспективы в развитии ГЭС?
  6. Перечислите экологические проблемы АЭС.
  7. Каким образом решается проблема РАО?
  8. Оцените фактор риска в работе АЭС.

Тема 2.1. Природопользование в России.

Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

  1. Опишите, как языческое мировоззрение славян влияло на охрану живой природы.
  2. Какие законы Российского государства XI—XVIII вв. спо­собствовали сохранению биологических ресурсов?
  3. Какой вклад в дело охраны природы внес Петр I?
  4. В чем особенность охраны живой природы в XIX — начале XX в.?
  5. Какие русские ученые внесли вклад в научную разработку заповедного дела?
  6. Каковы современные проблемы заповедного дела?

Тема 2.3. Сельскохозяйственное природопользование в России.

  1. Одной из причин эрозии почв является неумеренный выпас скота (перевыпас). Составьте схему, раскрывающую механизм этого процесса.
  2. Нерациональное использование ядохимикатов в сельском хозяйстве приводит к загрязнению почвы, воды, пищевых продуктов. По поводу тяжелых последствий злоупотребления ядохимикатами образно писал Ж. Дорст: «Никому в голову не придет принять дозу лекарств в десять или сотни раз большую, чем та, что указана в рецепте, в расчете на то, что лекарство подействует в десять или сто раз быстрее. Однако именно так поступают люди с ядохимикатами; они забыли, что природа — это своеобразный живой, подверженный частым заболеваниям и чрезвычайно хрупкий организм, воздействие на равновесие которого можно сравнить лишь с осторожностью врача-терапевта».

Займите позицию такого «врача-терапевта». Какие запреты по применению ядохимикатов вы бы предложили?

  1. Как решить проблему ?

Вам предлагается следующая ситуация. В группе оптимистов и пессимистов разгорелся спор по поводу урожайности наших земель. Пессимисты утверждают, что повысить урожайность уже невозможно, и приводят для этого свои доказательства. Оптимисты, напротив, видят пути значительного повышения урожаев в области. Распределите роли представителей обеих групп и включитесь в дискуссию.

Тема 2.4. Особенности экологических проблем районов Крайнего Севера.

  1. Какие негативные последствия вызывают образующиеся в результате отходов обогащения руд отвалы Кольского полуострова? Предложите пути рекультивации этих земель, учитывая условия Севера.
  2. На проблему освоения Севера существует несколько различных точек зрения:

а)   Выгоды от эксплуатации природных ресурсов этого региона намного меньше того, что может дать сохранение Севера для восстановления экологического равновесия Се­верного полушария.

б)  Необходимо сбалансированное развитие Севера, предусматривающее ограничение эксплуатации природных ресур­сов до масштабов, при которых она не вредила бы местному населению и учитывала интересы планеты в будущем.

в) Необходимо развивать хозяйство Севера, применять современные технологии, использовать природные ресурсы, развивать туризм, торговлю, транспорт, создавая условия для проживания в районах Севера человека.

Какова ваша точка зрения? Выскажите и докажите ее.

Список источников и литературы

Источники:

ФЗ «Об охране окружающей среды». № 7 от 12 февраля 2002г.

Литература:

  1. Емельянов А.Г. Основы природопользования. Учебник. - М.: 2012.
  2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. Учеб пособ для СПО. – М.: 2010.
  3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  4. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. Учеб пособие. - М.: 2010.

Дополнительная литература:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник для вузов. Изд.2-е переработ. и доп. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006.
  2. Вронский В.А. Экология: Словарь – справочник. - Ростов н./Д: Феникс, 2005.
  3. Коробкин.В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов. Изд. 12-е доп. и перераб. - Ростов н./Д: Феникс, 2007.



Назад к списку

Комментарии
Хорошая работа
Ольга
Преподователь экологии,
Колледж

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*