Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль студенческого самоуправления в практическом обучении в Забайкальском техникуме искусств

01.12.2011 396 1 2474
Темлянцева Елена Ильинична, заведующая практическим обучением

Забайкальское краевое училище искусств

Подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности невозможна без формирования их активной жизненной позиции. Духовно-нравственное становление молодёжи, подготовка её к самостоятельной жизни рассматривается как важнейшая составляющая развития общества.  В Забайкальском техникуме искусств большую роль в воспитании личности будущего специалиста играет студенческое самоуправление, действующее в рамках практического обучения.  Оно призвано развить у студентов следующие качества, отвечающие современным требованиям ситуации на рынке труда:

  • профессиональную компетентность;
  • гражданскую ответственность и  самодисциплину;
  • толерантность и владение навыками позитивного, конструктивного межличностного общения;
  • креативность и инициативность в решении проблем управления;
  • способность к анализу и саморазвитию;
  • корпоративную культуру.

Студенческое самоуправление – это форма самостоятельной общественной деятельности студентов. Принципы деятельности студенческого самоуправления в нашем техникуме: гласность, уважение интересов каждого студента и учащегося, коллегиальность в принятии решений, личная ответственность за их исполнение. Деятельность студенческого самоуправления регулируется Положением техникума искусств о студенческом самоуправлении. Регулярно (раз в месяц) проводятся заседания Совета студенческого самоуправления с ведением протокола. На них решаются вопросы планирования работы на год, составляется циклограмма работы каждого сектора, подробно, пошагово расписываются этапы подготовки предстоящего мероприятия и назначаются ответственные.  Немаловажно, что  в контексте триединства «ребёнок – педагог – родитель»  Совет студенческого самоуправления активно сотрудничает с Родительским комитетом учащихся секции педпрактики.


Традиционно структура Совета состоит из двух секторов, Учебного и Концертного, работу которых  координирует Директор Совета, который избирается из числа наиболее успешных и авторитетных молодых людей. Как правило, приоритет отдаётся юношам. В этом году, исходя из потребностей нашей практики, мы добавили Организационный сектор. Членом  студенческого совета быть почётно, им может стать каждый. Для этого необходимы активность и желание отдавать часть  личного времени и сил общественной работе.  Члены студенческого совета, как правило, привлекают в помощь других практикантов. Студенты понимают важность формирования лидерских качеств, умения формулировать свои мысли, идеи и увлекать ими других.


Учебный сектор занимается вопросами учебной деятельности учащихся секции педпрактики: формирует списки учащихся в начале года, собирает информацию об их  успеваемости, пропусках, оформляет Сводную ведомость и Расписание, следит за ведением и своевременной сдачей учебной документации студентами-практикантами (Календарно-тематических и Индивидуальных планов), присутствует на зачётах учащихся. Все сведения оперативно вывешивают на информационную  доску. В задачи концертного сектора входит подготовка и проведение концертно-просветительских мероприятий, репетиций, разработка сценария, прослушивание  концертных номеров. Специфика нашей работы  состоит в необходимости наличия большой исполнительской практики учащихся и студентов. Поэтому  информативная составляющая концертного  сектора всегда яркая и увлекательная. Это фотографии с  выступлениями  учащихся, грамоты, благодарности от слушателей, репортажи (статьи) о концерте или конкурсе.


Организационный сектор закупает призы, грамоты, организует работу жюри в детских конкурсах, оформляет выставку детского творчества, концертный зал и осуществляет контакты с концертными площадками города. Ежегодно по плану студенты проводят триисполнительских конкурса, такие как «Юный виртуоз», конкурс эстрадной музыки «Сыграем на бис», конкурс ансамблей «Вместе весело шагать». Каждое отделение вносит большой вклад в общее дело: фортепианное и народное  – готовят инструментальные концертные  номера, дирижёрско-хоровое – готовит вокальный ансамбль к выступлению на концерте, теоретическое – лекцию и оформление зала. Безусловно, в этой работе студенты приобретают уникальный опыт организационной деятельности и навыки для будущего карьерного роста и достижения жизненного успеха,  и будут наиболее востребованы на рынке труда.


В последнее время органами государственной власти много внимания уделяется вопросам самоуправления студентов. Актуальность проблемы самоуправления в учреждениях среднего профессионального образования рассматривается в таких документах, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Приоритетный Национальный проект «Образование». Также  в формате «Стратегии – 2020» сформулированы ориентиры развития российского общества,   исходя из которых одним из ведущих направлений в системе среднего профессионального образования, является совершенствование воспитания как неотъемлемого элемента целостного образовательного процесса. Национальная стратегия в области образования определяется законодательством. При этом признаётся вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий. Наряду с традиционными  формами воспитательной работы техникума, самоуправление является эффективной составляющей практического обучения.  Результативности в  работе студенческого самоуправления можно добиться только, создав необходимые условия в педагогическом и студенческом коллективе.  Студенческому сообществу необходима поддержка педагогов. Поэтому за консультациями в своей деятельности Совет студенческого самоуправления всегда обращается к своим наставникам – консультантам по практике. Плодотворная деятельность структуры самоуправления зависит не только от высокой внутренней мотивации преподавателей и инициативной группы студентов, а также от наличия проектов и программ, разработанных для регламентирования этой работы. При их наличии этот процесс воспринимается не как   что-то инновационное, вызывающее неприятие явление,  а значительное и необходимое направление работы всего коллектива.


В настоящее время в процессе модернизации всех процессов в обществе назрела необходимость расширить содержание образования от усвоения конкретной суммы знаний до приобретения способности к самоорганизации в любых жизненных условиях, быть мобильным и конкурентноспособным профессионалом на рынке труда. При активном участии Студенческого самоуправления в техникуме проводятся обучающие мероприятия практической направленности, «круглые столы», где  студенты-практиканты высказывают представления об образовании XXI века сферы искусства, отстаивают свою позицию, показывают умение вдумываться в происходящее, доказывают свою состоятельность в выбранной профессии.


Студенческое самоуправление решает учебные и профессиональные задачи, проблему личностного ориентирования молодёжи.  Работа такой структуры в нашем техникуме в рамках практического обучения позволяет студентам в короткие сроки при поддержке педагогов познакомиться с различными социальными ролями и видами деятельности, а значит, в дальнейшем быстро адаптироваться на своём рабочем месте. Суть компетентностного подхода в современной системе образования заключается в ориентации на конечный результат и качество подготовки специалиста. Исходя из этого положения, в современных условиях приоритет отдаётся практико-ориентированному обучению. Применительно к специфике образования в сфере искусства именно это обучение доминирует.  С точки зрения требований новых госстандартов, которые ориентированы на приобретение профессиональных компетенций, важнейшим является развитие коммуникативных компетенций, непосредственно связанных с будущей профессией «Преподаватель». Студенческое самоуправление в полной мере помогает решить эту проблему.


С целью увеличить эффективность работы студенческого самоуправления необходимо проводить мониторинг и отслеживать закономерности личностно-профессионального  развития будущего специалиста. Для этого нужны системные исследования, основанные на анализе деятельности, анкетировании студентов, проведении тестирования, опроса, наблюдения, экспериментов.


В нашем техникуме создание студентами-практикантами своей административной структуры - Студенческого самоуправления является находкой.  Онопризвано сохранить и развить демократические традиции учебного заведения. Студенческое самоуправление в Забайкальском техникуме искусств выполняет свою роль в приобретении навыков профессиональной социализации студентов.




Назад к списку

Комментарии
Светлая память умнейшему человку!
Гайдай П.В.

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*